В ближайшее воскресенье россияне будут выбирать президента страны. Многие думали, что ничего нового эта кампания не принесет — почти все те же лица, все те же обещания. Но ситуация изменилась. Сформировался широкий фронт оппозиции и лично Владимиру Путину, и проводимому им курсу. Немалую роль в этом сыграли массовые митинги. Протестные настроения выплеснулись, наконец, из блогов на площади, и политики просто вынуждены были следовать в этом потоке, наперебой подхватывая лозунги уличных акций.
Большинство россиян уверены в победе кандидата «Единой России» уже в первом туре. И именно этот сценарий, с точки зрения граждан, в наибольшей степени отвечает интересам страны, сообщает ВЦИОМ. Согласно последнему прогнозу, на выборах президента 4 марта Владимир Путин наберет 59,9% голосов. Геннадий Зюганов может получить 15,1%. Михаил Прохоров будет на третьем месте с 8,7%, Владимир Жириновский и Сергей Миронов наберут 7,7% и 7,1% соответственно. Только 13% россиян, опрошенных в феврале, считают, что придется проводить второй тур выборов. Однако, по данным социологов, около 10-15% граждан окончательно делают свой выбор в кабинке в день голосования. Настроение именно этой части избирателей в итоге во многом определит судьбу второго тура. Поэтому некоторые эксперты вовсе не считают исход голосования предрешенным.
Оппозиция призывает «голосовать за меньшее зло»
Между тем в высших эшелонах власти уже принято решение готовиться ко второму туру президентских выборов, ввиду того, что победа Владимира Путина в первом сочтена маловероятной, заявил депутат Госдумы Геннадий Гудков на пресс-конференции в Москве. Все формирующие соцопросы — полная ерунда, а рейтинги — дутые, считает он. Гудков сообщил, что спецслужбы имеют «собственный социологический институт», расположенный в Подмосковье. Эти «засекреченные социологи», чья информация никогда не публикуется, но всегда неукоснительно поступает наверх, опросили к предстоящим выборам более 70 тыс. человек — что в разы превышает возможности для проведения массовых опросов ВЦИОМ или ФОМ. По данным этих опросов выяснилось, что рейтинг Путина крайне неустойчив, в результате чего во властной команде произошел настоящий «переполох». В итоге, по его словам, «на самом верху» принято решение экстренно готовиться ко второму туру голосования. По мнению Гудкова, второй тур пойдет на пользу всем, включая премьер-министра. «Если граждане не будут спать и проголосуют за любого кандидата, кроме Путина, а наблюдатели — работать, то второй тур неизбежен», — сказал политик.
Выборы изначально нелегитимные, считает сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков. Путин «отобрал себе соперников», не допустив до выборов никого, кто мог бы стать опасным конкурентом. «Что мы имеем в настоящее время: выборы уже нельзя назвать легитимными, парламент тоже нелегитимный (миллионы голосов были украдены «Единой Россией» у КПРФ и ЛДПР), а 4 марта мы получим еще и нелегитимного президента. Это фарс и комедия с заранее известным финалом», — отметил оппозиционер. К тому же, по его словам, административный ресурс чудовищный — по всей стране готовятся «карусели», вбросы бюллетеней, переписки протоколов; губернаторов и мэров после выборов спросят за потерянный процент, поэтому никто не захочет оставаться «крайним», полагает сопредседатель ПАРНАС. По его мнению, все кандидаты провалили выборы. Путин навязал всем свою повестку дня: «если не я, то развал страны» и » Запад идет против нас, желая развалить Россию». Вот два главных пункта его стратегии, отметил Рыжков и дал понять, что отдает предпочтение тактике порчи бюллетеня. Тех же, кто не хочет следовать его примеру, он призвал «голосовать за меньшее зло», понимая под таковым любого из оппозиционных кандидатов.
Сегодня премьер-министр на встрече со своими сторонниками и политологами заявил, что оппозиция может сама фальсифицировать выборы. Путин считает, что его оппоненты используют «инструменты, не приемлемые для демократического общества» — готовят вбросы и видеоролики для дискредитации выборов 5 марта. «Конечно, у нас есть основания полагать, что наши оппоненты готовятся к этим мероприятиям… к тому, чтобы использовать какие-то механизмы, которые бы подтверждали, что выборы фальсифицируются. Сами будут сбрасывать, сами контролировать, потом сами предъявлять», — предполагает Путин. Кандидат считает, что когда заранее объявляют результаты выборов нелегитимными, — это просто один из инструментов борьбы.
Андрей Богданов, возглавляющий Демократическую партию России, на 99% уверен в том, что никакого второго тура не будет. «Все понимают, что реальный претендент сейчас один. Остальные — маленькие части подобия этого кандидата. Кроме Путина, никто не является самостоятельной фигурой», — рассуждает Богданов. Говоря о событиях, которые будут развиваться после 4 марта, Богданов отметил, что, если победит Путин в первом туре, в течение двух недель или даже месяца в России будут идти митинги. Оппозиция в любом случае не признает результатов выборов, и последует волна протестов, которая с большей силой разгорится к концу года, когда с власти уже можно будет начать спрашивать за невыполненные обещания.
Будет ли второй тур, станет ясно в ночь с 4 на 5 марта, многое может измениться в последние дни, уверен политолог, председатель совета директоров центра политического консультирования «Никколо М» Игорь Минтусов. Около 10-15% избирателей принимают решение в избирательной кабинке в день голосования. Настроения этих россиян, которые колеблются в своих предпочтениях, могут повлиять на факт второго тура либо его отсутствие. По словам Минтусова, на этих выборах повестка дня сформулирована лишь премьер-министром. Аргументы хоть и старые, но выбраны довольно удачно — зафиксирован образ врага — Запад. И главное — ему нет альтернативы. И под воздействием этих аргументов около 50% россиян так или иначе на эти аргументы отреагируют. Остальные кандидаты не совсем четко сформулировали повестку дня за исключением Михаила Прохорова. «У него есть один беспроигрышный козырь, который связан с тем, что он новый кандидат. Так как он никогда не участвовал в президентских выборах, человек новый, то получит голоса тех избирателей, которые хотят перемен», — предполагает политолог.
После выборов
После парламентских выборов стало ясно, что власть сделает все возможное для самосохранения и уже едва ли беспокоится о каких-то внешних приличиях и видимости легитимности. Инвесторы осознали, что никакой либерализации не будет. Наступает период более жесткого путинского правления, чем было даже во второй его срок. Сейчас экономические проблемы, может быть, не слишком очевидны, но на самом деле масштабы взятых на себя государством социальных обязательств уже таковы, что даже сохранение нефтяных цен на достигнутом сегодня уровне будет недостаточно. «Мы увидим огромное количество популистских мер и перейдем к типично административной экономике», — предполагает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Россия получит «закручивание гаек» и примитивную экономическую политику.
Есть два вероятных сценария экономического развития России, считает председатель правления Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс. Первый — Владимир Путин игнорирует политическую обстановку в стране и недовольство масс, побеждает в первом туре президентских выборов, назначает Дмитрия Медведева премьер-министром. «В новом правительстве мы видим все те же знакомые лица, но, возможно, на немного других стульях — это и Игорь Сечин, и Дмитрий Рогозин, и Владислав Сурков. Российская экономика движется по тому маршруту, который намечен в статье Путина. То есть мы аккуратно поступаем с госкорпорациями, без массовых приватизаций, аккуратно действуем с госзаказом и социальными мандатами», — поясняет эксперт. Фактически все остается, как есть, лишь с незначительными изменениями. «И в этом случае через два года Россия ударяется в стену на скорости 140 километров в час», — говорит Юргенс.
Второй сценарий — Путин в первом туре дает возможность покипеть «оппозиционному бульону» и выигрывает только во втором туре. После этого он начинает учитывать уроки прошлого, назначает главой правительства Алексея Кудрина. «Иностранные инвесторы в восторге. Макроэкономическая стабильность соблюдена. Кудрин начинает аккуратно и не больно подрезать 20 триллионов военного бюджета, снижать индексацию пенсий и раздутых военных зарплат. Происходит приватизация существующих монополий — как сырьевых, так и транспортных. В естественных монополиях идет приватизация пусть и не контрольных пакетов акций, но в эти монополии запускаются частные компании, которые заинтересованы в прозрачности и эффективности. И тогда страна обгоняет уже в этом году по своему росту Бразилию и становится интеллектуальным лидером БРИКС», — описывает перспективы Юргенс.
Исход выборов во многом зависит от того, насколько будет налажен действенный контроль со стороны наблюдателей в регионах и насколько эффективно сработает административный ресурс. Но самое главное, по мнению депутата Гудкова, надо довести до общества мысль — нет ничего страшного в том, если победит Путин. Никакой трагедии и потрясений не произойдет. Однако любой президент, если он захочет оставаться у власти, должен будет проводить политические реформы, в противном случае развитие России останется на долгие годы под большим вопросом.
Tags: второй тур, выборы Президента 4 марта
Последние комментарии