История моего уголовного дела непроста, но все же очень типична для нашего времени.
Причиной его возбуждения явилось совпадение интересов нескольких групп людей, заинтересованных в отстранении меня от должности. С самого начала работы в должности председателя совета Вологодского облпотребсоюза, в 1998 году, видя что потребкооперация, как хозяйственная система, разваливается, я попытался реформировать её, используя законные методы, которые давали Гражданский Кодекс РФ и Закон «О потребительской кооперации…» № 3085-1 от 1992 года. Сущность реформ сводилась в конечном итоге к осуществлению структурной перестройки системы потребкооперации области, восстановлению механизмов управления, централизации финансовых ресурсов в целях наиболее рационального их использования. Ранее эффективное управление системой, как и во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивалось Компартией. После перехода экономики страны на рыночные отношения исполнительская дисциплина в потребкооперации упала и облпотребсоюзу с его архаичной, аморфной системой управления стало невозможно выполнять функции по управлению районными обществами, хотя правительство области не снимало этой обязанности с облпотребсоюза и требовало выполнять задачи, поставленные в рамках областных программ.
Сложилась парадоксальная ситуация — руководители районных кооперативных организаций, управляя, по сути, общественной собственностью, на самом деле решали свои, «местечковые» задачи, отказываясь, в своих интересах, от решения задач, общих для области. При этом они практически бесконтрольно распоряжались этой собственностью. Согласно закона облпотребсоюз не мог и не имел права повлиять на ситуацию. Решив исправить такое неудовлетворительное положение в управлении, я обратился к зарубежному опыту, к опыту коллег-соседей в Новгородской области. Там было создано вместо облпотребсоюза областное потребительское общество с вертикально интегрированной структурой. Районные руководители там не избирались, а назначались областным советом, что безусловно повышало исполнительскую дисциплину и позволяло более эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы. На основе этого опыта и в Вологде было организовано Вологодское областное потребительское общество (облпо), причём все действия по созданию, передаче имущества, его регистрации проводились на основе добровольности, чёткого соблюдения законности и под контролем Управления юстиции.
Понятно, что не всем районным руководителям данная реформа пришлась по нраву — они теряли возможность выбирать себя на неограниченное количество пятилетних сроков и возможность бесконтрольно распоряжаться ресурсами организаций. Так сформировалась первая группа недовольных моими действиями в количестве 4-5 человек. Помощь им подошла с неожиданной стороны. Один из первых заместителей губернатора области (теперь уже бывший зам бывшего губернатора), примерно в те же годы вознамерился «поприватизировать» некое имущество, принадлежащее облпотребсоюзу, а когда я ему отказал в этом, пообещал мне , что я расстанусь с должностью руководителя облпотребсоюза, Начал он выполнять своё обещание с того, что сплотил вокруг себя группу вышеуказанных недовольных мной руководителей и они начали работу по моей дискредитации. Во всевозможные инстанции (в прокуратуру, в УВД области, в Центросоюз России и т.д.) направлялись жалобы о моей, якобы, незаконной деятельности, однако отовсюду к ним приходил ответ- в действиях Толоконникова ничего противозаконного нет.
Тогда эта компания решилась на крайнюю меру. По-видимому, по договоренности с руководством УФСБ области, в апреле 2007 года был состряпан ложный донос и следователь СО УФСБ подполковник Малышев Н.В. незаконно попытался возбудить уголовное дело, так как оно не было подведомственным ФСБ. Но в то время прокуратура области оказалась на высоте и не дала согласия на возбуждение уголовного дела из-за отсутствия в действиях руководства облпотребсоюза признаков преступления. Малышев Н.В. собственноручно вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Однако чиновники ничего никогда не забывают.Эстафету от заместителя губернатора приняла начальник депертамента правительства области. Через два года, в августе 2009 г., без всяких вновь открывшихся обстоятельств по старому заявлению от 2007 года, снова возбуждается уголовное дело в отношении руководства облпотребсоюза (производство по нему поручено все тому же Малышеву Н.В.), и, в конце концов, мне было предъявлено обвинение. Голосовали на собрании в 2003 году по вопросу о реорганизации более сорока человек, причем почти единогласно, а виноват оказался один я. Примечательно, что незадолго до вторичного возбуждения уголовного дела всё тот же чиновник заявил моей жене: «Скоро твоему мужу будет совсем плохо!» Всё это говорит о типично «заказном» характере данного уголовного дела. Это видно даже не юристу — краеугольным камнем обвинения, состряпанного Малышевым Н.В. является его утверждение о том, что я, якобы, совершил хищение, присвоив права собственности на 136(!) объектов недвижимости, ранее принадлежавших облпотребсоюзу. Но позвольте, я точно знаю, что г-ну Малышеву было достоверно известно, что все документы и свидетели говорят об обратном: общее собрание облпотребсоюза приняло решение о создании Вологодского областного потребительского общества(ОблПО), передаче ему имущества, все права на имущество зарегистрированы на юридическое лицо – ОблПО (которое является членом облпотребсоюза). Мне это имущество не принадлежит и никогда не принадлежало! При чём здесь ст. 159(ч.4),т.е. мошенничество в особо крупных размерах? Создано предприятие, насчитывающее 1300 работников и более 11 тысяч пайщиков, которое успешно работает, снабжает сельских жителей области необходимыми товарами и вытащило из банкротства несколько районных предприятий.
А в настоящее время следователь Малышев активно разрушает экономику ОблПО, своими незаконными действиями блокируя его работу. За свою работу я неоднократно награждался ведомственными наградами, наградами губернатора, правительства области, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, а г-н Малышев вот уже два с половиной года обливает меня грязью, унижает честь и достоинство меня и моей семьи, распуская по нашему небольшому городу слухи и сплетни. Недавно, нарушая тайну следствия, в целях моей дискредитации, распространил по нашим районным организациям обвинительные материалы. Но ведь люди в городе и области меня знают, знают, почему всё это происходит и это не добавляет доверия к ФСБ. Всё это напоминает обычный рейдерский коррупционный захват предприятия чиновниками с использованием силовой структуры. Но даже то, что все следственные действия и доказательства по делу насквозь фальшивы и сфальсифицированы, его это несколько не смущает. Ещё при нашей первой беседе он заявил: «Уйди с должности и делу конец. Нет -доведу дело до суда!» Он, по-видимому получил приказ и слепо его выполняет любыми, даже дурно пахнущими методами. Малышев понимает, что наши суды сидят под чиновниками и ФСБ, и сделают с человеком что угодно.
За всё время расследования неизвестно чего, ни прокуратура, ни суд даже не попытались разобраться в деле, в котором невооруженным глазом видна чистая «липа», а постоянно поддерживали сторону следствия, забыв о своей беспристрастности. Нарушены все мыслимые сроки расследования -и это никого не волнует. Только недавно в деле появился потерпевший — облпотребсоюз и то, по моему мнению, под давлением следствия. Очень жаль, что нынешнее руководство облпотребсоюза(г-жа Репина и г-жа Барабанова), потеря стыд и человеческое достоинство, сотрудничая со следствием, достоверно зная об абсурдности обвинений, подают на меня в суды. Но ведь решения, которые они пытаются оспорить, совместно со мной ими же и принимались и осуществлялись.
Сейчас, пытаясь откреститься от всего, они опустились до элементарной клеветы, распространяя ее через областную газету «Красный Север». Ну да Бог им судья!
Несмотря на два десятка моих ходатайств, следователь Малышев не удовлетворил практически ни одного( даже не произвёл очной ставки с людьми, оклеветавшими меня).В последнее время Малыщев , поняв, что у него с доказательной базой ничего не получается, а начальство требует завершения дела взял на вооружение совсем мерзкие методы- через моего адвоката начал шантажировать меня. Он заявил, что если я не признаюсь хоть в чем-нибудь, не подпишу некоторые документы задним числом, то он найдет повод и заведет уголовные дела на моих сыновей. Оставалась надежда, что в Москве, в ФСБ России разберутся и прекратят это беззаконие, но, по-видимому, честь мундира им дороже, чем человеческая жизнь. На все мои жалобы и обращения в ФСБ России, Генпрокуратуру, Президенту и премьер-министру страны я получал лишь стандартные отписки.
У меня уже закончились терпение и здоровье, но следователю, по-видимому, это и надо- нет человека –нет проблемы. 16 февраля сего года, я находясь на излечении в кардиологическом отделении больницы, получил известие от моего адвоката, что городской суд ( судья Кукушкина Г.С.) , рассматривавший мою очередную жалобу на действия следствия, при поддержке областной прокуратуры (ст.помощник прокурора области Васильев В.М.) в очередной раз отказал мне в ее удовлетворении. В тот же день в знак протеста против продолжающегося вот уже третий год беззакония в отношении меня, я объявил голодовку, уведомив об этом надлежащие инстанции (прокуратуру области, ФСБ России, Генпрокуратуру, Минюст, Президента РФ, премьер-министра). Теперь, пройдя через все это- беззаконие, бесправие, унижение достоинства, предательство , начинаешь понимать, в каком государстве мы живем и какую власть нам нужно выбирать. Жаль только, что наше вологодское бизнес-сообщество, члены различных ассоциации и клубов, абсолютно понимая в чем дело, выражая мне сочуствие, не понимают, что завтра могут прийти к ним.
В.Толоконников.
Не всем «везет» так ,как Вам…http://www.novayagazeta.ru/inquests/51302.html Молиться надо на таких следователей как у Вас.
Судя по фотографии, ему давно пора голодать. Наел рожу то на народные денежки !!! Все они так, сначала наворуют, а потом дурачка строить начинают
Мария! Откуда такая злоба? Тех, кто «наел рожу на народные денежки», подобными уголовными делами не травят.
забавно наблюдать лицо этого бизнесмена с привязкой к его желанию голодать. нужно это делать до того как перестанешь влезать во все брюки. думаю большинство представителей потребкооперации живо заинтересованы в том чтобы уголовное дело поскорее завершилось, а они спокойно в порядке гражданского судопроизводства смогли вернуть всю собственность которая оказалась в собствености у этой явно голодающей семейки