Владимир Ашурков – член Координационного Совета российской оппозиции, исполнительный директор “Фонда борьбы с коррупцией” и член оргкомитета партии “Народный Альянс”, в недавнем прошлом – директор по контролю за активами “Альфа-Групп”.
В ходе поездки в Москву мы договорились с Владимиром об интервью. Встреча состоялась в кафе “Шоколадница” сразу после того, как в рабочем порядке была согласована дата “Марша Свободы”.
Владимир Ашурков демократичен и улыбчив. Легко откликнулся на просьбу пересесть, когда Анатолию Грязнову, а именно он фотографировал встречу, не понравился фон. Тем не менее, интервью избранный член КС регламентировал по времени. Позднее, вне регламента мы предметно обсудили программу партии. Владимир спрашивал об особенностях вологодской протестной активности, о людях, о ресурсах для создания регионального отделения партии “Народный Альянс”.
Л.Т.: Владимир, Расскажите о вашем пути в политику.
В.А.: Я почти всю жизнь работал в бизнесе, занимался финансами, инвестициями в разных крупных компаниях, последние пять лет – в “Альфа-Групп”, но я всегда интересовался политикой, государственным управлением. В начале 2010 года я познакомился с Алексеем Навальным. Его деятельность мне очень импонировала, он отличался от других политиков и активистов тем, что не просто говорил проблемах в нашей стране, но и пытался с этим что-то сделать: подавал в суды на крупные российских госкомпании по фактам злоупотреблений, подавал заявления в правоохранительные органы. Мы с ним стали тогда вместе работать над расследованиями крупных случаев коррупции и, в дальнейшем, над строительством некой организационной структуры, которая бы боролась с политической и экономической коррупцией в России.
Л.Т.: Вы рассказываете об Алексее Навальном. Наших читателей интересуют именно ваши мотивы, Владимир. Власть закручивает гайки, в такой ситуации особенно интересно, какой внутренний двигатель заставляет успешного человека заниматься политикой.
В.А.: Мне давно не нравится тот вектор в развитии нашей страны – он особенно усилился в последние месяцы – когда власть прибегает к политическим репрессиям. Мне хотелось бы внести вклад в то, чтобы Россия стала более свободной и справедливой. Это мой личный выбор, и из-за моей общественной деятельности мне пришлось в начале этого года оставить работу в Альфа-групп и теперь я практически все время посвящаю гражданскому активизму и политике. Это включает в себя несколько направлений. Во-первых работа в Фонде борьбы с коррупцией, который объединяет все наши гражданские проекты, такие, как РосПил, РосЯма, только что запущенный проект РосЖКХ. Во-вторых создание партии “Народный Альянс”, которая должна стать партией для среднего класса. Для тех, кто хочет, чтобы в России люди жили, как в Европе. В-третьих, общеполитическая деятельность, участие в работе Координационном Совете российской оппозиции, куда я недавно вошел.
Л.Т. Поздравляю вас с победой на выборах в КС.
В.А.: Спасибо.
Л.Т.: Как вы понимаете историческую миссию Координационного Совета?
В.А.: КС одолжен систематизировать и выработать новые подходы к координации протестной деятельности. Есть опыт создания оппозиционных органов, куда люди могли просто приходить и обсуждать ситуацию в стране. В отличие от них у КС есть определенная структура, ограниченное число членов Совета, которые избираются в процессе верифицированного голосования избирателей. Каждый член Совета там сидит не за какие-то прошлые заслуги, а по праву, потому, что за него проголосовало больше 15000 человек. Это вселяет надежду в то, что люди, которые обладают авторитетом и пользуются популярностью, смогут найти новые подходы к тому, чтобы укрепить и консолидировать российскую оппозицию.
Л.Т.: У вас в Фонде только что прошло совещание, на котором приняты какие-то консолидированные решения ко второму заседанию КС.
В.А.: Основные вопросы, которые будут обсуждаться на заседании – это массовая акция в декабре и принятие регламента, согласно которому и будет организована работа КС. Это серьезные вопросы, есть разные мнения, я думаю, что мы на них потратим несколько часов обсуждения. Наша позиция – нас пятерых плюс мы проводили консультации с другими членами КС, общим числом порядка 15 человек – назначить датой протестной акции 15 декабря, название “Марш Свободы”, основные лозунги: “Свобода выбора”, “Свобода слова”, “Свобода политзаключенным”. Вокруг этих основных граничных условий штаб подготовки акции и будет определять ее конкретное наполнение, маршрут и так далее.
Л.Т.: Сейчас идет интенсивная работа над программой партии “Народный альянс”, и этой работой..
В.А.: В первую очередь занимаюсь я .
Л.Т.: Да. Расскажите, как идет работа, с кем вы сотрудничаете.
В.А.: Большим импульсом и источником содержания программы был т.н. “Политический компас”, который заполнило большинство избирателей на выборах в КС. Там есть общие темы, которые мы во многом положили в основу программы. Основные две: Россия – европейская страна и необходима партия для среднего класса. Чем быстрее мы вступим в европейскую, и, более широко, западную цивилизацию, тем лучше. Не нужно искать какой-то самобытный путь развития. Европа для нас – не политические и военные союзы, а превосходство гуманитарных ценностей над какими-то государственными соображениями. Это независимый суд, честные выборы, свободные СМИ – эффективное государство, которое работает для человека. Второй постулат – партия для среднего класса. Мы сами – средний класс. Средний класс растет и занимает собой все большую долю в последние годы и предъявляет спрос на демократию, на справедливые правила игры в экономике и политике. Это как раз то, чего в современной России не хватает.
Л.Т.: Означает ли европейский путь отрицание американского пути развития демократии, где процессы происходили трудно, но быстро, по сравнению с Европой?
В.А.: Различий между европейской и американской моделью демократии на самом деле не так много, гораздо больше сходства, я бы в этом смысле не противопоставлял их. Просто Россия географически, исторически, культурно ближе к Европе, нам естественно ориентироваться на европейские ценности. И в Европе тоже путь к демократии очень различен у разных стран. Что касается США, то закон Магницкого, я считаю очень важной и правильной мерой. Это то немногое, что могут сделать западные страны для того, чтобы поддержать путь России к демократии и остановить сползание в диктатуру.
Л.Т.: К среднему классу в провинции относят себя большей частью чиновники: те, кто живут за счет этого режима. Нет ли опасений, что такое позиционирование партии минимизирует ее поддержку в регионах?
В.А.: Средний класс характеризуется не только имущественным уровнем и уровнем доходов. Это еще и уровень образования. Те слои населения – врачи, учителя – которые по международным стандартам не относятся к среднему классу, заинтересованы в честных и справедливых правилах игры в экономике и в политике и предъявляют спрос на свободу. Мы будем выражать их интересы, и по мере развития России и возвращения демократии благосостояние этих слоев населения, которые сейчас не в самом лучшем положении, безусловно будет улучшаться и они достаточно быстро войдут в средний класс.
Л.Т.: Программа партии “Народный Альянс” будет широко обсуждаться среди потенциальных сторонников парии, очевидно будущих ее членов. Это делает очень демократичным сам процесс формирования партии.
В.А.: В ближайшее время проект программы партии мы разошлем всем нашим членам партии. С учетом трехнедельного обсуждения к съезду партии, который состоится 15 декабря, мы постараемся все предложения учесть и сформировать программу, которая бы максимально отвечала требованиям всех членов нашей партии: из Москвы и из регионов.
Л.Т.: Как вы видите из Москвы ситуацию в регионах?
В.А.: Я лично не так часто путешествую по России, и когда мы с коллегами принимали решение о регистрации партии, я понял, что требованием является создание региональных отделений партии более чем в 43 регионах России, и у меня были определенные сомнения: насколько мы – оргкомитет, который находится в двух больших городах, Москве и Екатеринбурге – сможем привлечь такое количество региональных сторонников. Но нам это удалось. За несколько месяцев нам удалось сформировать сеть региональных координаторов более чем в 40 регионах России. Отрадно, что к нашей партии присоединились такие известные политики, как Евгений Доможиров в Вологде, такие активисты, как участники организации “Тигр” во Владивостоке. Это значит, что наша партия, пусть ее принципы еще только формируются, обладает определенной притягательностью. Люди считают, что она сможет представлять их политические интересы. Я смотрю на будущее партии с оптимизмом.
Последние комментарии