Что-то я последнее время всё о Единой России.
Давайте лучше снова о Федеральной Контрактной Системе, тем более, что для судьбы наших ежегодных 5 000 000 000 000 рублей момент сейчас важный, можно сказать критический.
Вчера законопроект о ФКС, разработанный Минэкономразвития, внесён в Правительство, а оттуда уже – в Госдуму. Об этом законопроекте я писал ранее (http://navalny.livejournal.com/622791.ht
Кратко напомню ситуацию.
Всем, кто работает с госзакупками, совершенно очевидно, что действующий закон о размещении заказов № 94-ФЗ (по которому работает и РосПил) нуждается в существенных изменениях.
В связи с чем возможны 2 вариант развития:
- усовершенствование 94-ФЗ предлагает антимонопольная служба России
- создание нового закона о ФКС предлагает Минэкономразвития.
На сегодняшний момент примерно понятно, что МЭР победило в этой ведомственной возне, к большому нашему сожалению.
Кудрин был последним бастионом, защищавшим 94-й закон, после его отставки всё стало совсем плохо.
Ну ок, новый закон, значит новый закон.
Только ведь законопроект о ФКС принципиально меняет саму концепцию госзаказа: чиновникам предоставляются всевозможные права, очень много зависит от их выбора и усмотрения, при том, что сфера возможного обжалования их действий со стороны участников закупок многократно сужается по сравнению с тем, что есть сейчас.
Например, если законопроект примут в таком виде, то ни вы, дорогие граждане, ни РосПил уже не сможет подавать свои жалобы на нарушения в госзаказе, как мы делаем это сейчас.
Запретят. Только непосредственные участники торгов. Понятно, что непосредственные участники, особенно в условиях выросших полномочий чиновников, никогда не будут жаловаться — зачем портить отношения.
Жалуешься сегодня, завтра не проходишь по квалификации.
Как фактический запрет на жалобы поможет «прозрачности и эффективности госзаказа» нам неясно.
Ясно, что жизнь жуликов станет легче.
Красивая риторика Эльвиры Сахипзадовны о том, что законопроект поможет исправить ситуацию в госзаказе, — лукавство.
Мы уже направляли наши замечания и предложения по их устранению в Минэкономразвития в ходе объявленной общественной дискуссии (подробнее в постах, ссылки на которые дал выше).
Всё делали ровно так, как просил МЭР. И по форме, и по срокам.
В конце октября была опубликована 2 редакция законопроекта: http://ideas.economy.gov.ru/ Часть наших замечаний учли, но большинство наиболее принципиальных спорных положений остались в том же виде.
Некоторые положения даже ухудшили весьма хитрым образом, думали, что никто не заметит.
Например, во всех публичных выступлениях, предсттавители МЭР говорят, что общественного контроля будет больше, потому что они создают какие-то специальные общественные советы.
В первом проекте у этих советов были права по «контролю и пресечению«, а во втором уже только «контроль«.
Да хоть обконтролируйся, но если нет реального права пресекать, то всё теряет смысл.
Наши ребята из РосПила сделали сводный документ, в котором хорошо видно, что было изменено ко 2-ой редакции относительно наших замечаний, а что осталось.
Ознакомиться с ним можно тут:
https://docs.google.com/leaf?id=0B88NIYQ
РосПил по-прежнему не согласен с законопроектом о ФКС в целом, но если уж он внесён в правительство, то мы готовы написать свои поправки.
Это совершенно конкретные, уместные и разумные предложения, которые основаны на нашей практике.
Все они касаются специфики РосПила — предотвращения и борьбы с коррупцией.
Мы уверены, что их применение в законе о ФКС серьёзным образом улучшит его и никак не затронет права добросовестных заказчиков.
Вот эти 5 пунктов РосПила для ФКС.
1. В обязательном порядке предоставить право ускоренного обжалования нарушений при проведении торгов в соответствующие административные органы любому лицу, независимо от факта подачи заявки на участие в торгах;
2. Предоставить право общественным объединениям подавать жалобы в административные органы и суды в защиту прав неопределенного круга лиц по аналогии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
3. Предусмотреть право заинтересованных лиц обжаловать в административном и судебном порядке ненадлежащее обоснование выбора объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта. Также напрямую указать в законопроекте, что обоснование, произведенное заказчиком, считается надлежащим, пока не доказано иное;
4. Установить обязанность компаний, выигравших государственный (муниципальный) заказ и заключивших государственный (муниципальный) контракт на сумму более 20 млн. рублей, раскрывать своих конечных собственников (бенефициаров) путем опубликования данных сведений в единой информационной системе;
5. Установить обязанность обязательного декларирования конфликта интересов при подаче заявки путем указания лицом, подающем заявку на участие в торгах, заинтересованности (аффилированности) в заключении сделки (поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг) при наличии признаков аффилированности, указанных в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Эти предложения РосПила мы направим и в МЭР, и в Правительство.
Будем призывать вас всех поддержать наши поправки в виде общественной кампании. Вот прям настоящее «Большое Правительство с обратной связью» как хочет Медведев.
Бойкотирование наших предложений будет означать только одно: ФКС принимается для жуликов в госзаказе, чтобы окончательно развязать им руки и позволить легко и не напрягаясь разворовывать бюджетные деньги.
Что нужно делать конкретно сформулируем после первой реакции из правительства на наши поправки.
Возможно нам понадобятся добровольцы для самосожжений
Последние комментарии