Содержание

Почему расстались Бьорн Ульвеус и Агнета Фельтског | Музыканты

Шведский музыкальный квартет состоял из двух пар: Анни-Фрид Лингстад и Бенни Андерссона, Бьорна Ульвеуса и Агнеты Фельтског. Именно вторая пара, в которой была та, которую у нас называют «беленькой из «ABBA», привлекала особенное внимание публики. Уж больно веселы были. Уж больно лучились счастьем.

Дуэт Бьорна и Агнеты разлучил квартет «ABBA»

Вся музыка шведского квартета была солнечной, жизнерадостной, жизнеутверждающей. Она как будто говорила: все прекрасно в этом мире. И нет в нём места ни горю, ни неприятностям, ни даже плохой погоде. На сцене обе пары выглядели очень счастливыми и дружными.

Звёздная пара

И на самом деле все поначалу обстояло именно так. Особенно если речь вести об Агнете и Бьорне. Агнета — самая молодая участница группы — родилась в 1950 году. С детства она проявляла большие способности к музыке: не только исполняла чужие произведения — симпатичная блондинка пела и песни собственного сочинения. Её отец всячески поддерживал дочь в желании стать звездой. Миловидность и отличная фигура также способствовали ранней популярности юной певицы. Ещё не достигнув 20-летия, она выиграла конкурс и стала участницей одной популярной группы. Но вскоре она ушла оттуда, чтобы заняться сольной карьерой. К моменту встречи с Бьорном Ульвеусом в 1968 году Агнета считалась ведущей эстрадной вокалисткой Швеции.
Бьорн на пять лет старше Агнеты. И к моменту знакомства также был не последним человеком на арене шведской поп-музыки. Его карьера также складывалась довольно безоблачно. Хоть отец будущей звезды и хотел сделать из сына инженера, давления на Бьорна он не оказывал. А мальчик с детства буквально помешался на музыке. Он не только сочинял отличные мелодии — Ульвеус-младший понял, что тот, кто хочет стать звездой мирового масштаба, должен петь по-английски. И Бьорн так блестяще изучил этот язык, что стал писать отличные тексты песен на неродном наречии.
С Агнетой они случайно встретились в одной из студий телевидения. И сразу между ними пробежала, что называется, искра. Позже певица говорила: «Тогда он был парнем моей мечты».
Они стали понемногу помогать друг другу в творчестве: Агнета в то время была известней Бьорна, поэтому на записях конца 1960-х годов он выполнял при ней роль бэк-вокалиста.
Это была настоящая пара мечты: блондинка с модельной внешностью и парень — с лучезарной улыбкой. Оба молодые, талантливые и подающие огромные надежды. Вся Швеция с умилением следила за их романом.
А они и на самом деле были очень счастливы. Сняли квартиру в центре Стокгольма. Жильё пары располагалось на первой этаже. Как-то они забыли ключи — Бьорну пришлось лезть в квартиру через окно. Это их ужасно позабавило. Агнета и Бьорн вели полубогемный образ жизни: много общались с друзьями, много творили, много веселились. Девушке казалось, что сбылась мечта «о сказочном принце в сказочном мире, где я принцесса», о которой она пела в одной из своих песен.

Трудности бытия

В 1971 они поженились. Свадьба оказалась грандиозней, чем рассчитывали молодые. К тому моменту Бьорн и Агнета стали звёздами шведской эстрады. Так что на церемонию, назначенную на три часа дня, любопытствующие стали прибывать уже часов с десяти утра. В итоге «гостями» свадьбы стали три тысячи человек. Шведская пресса изобиловала фотографиями улыбающегося жениха и невесты в венке из цветов вместо фаты.
Но гладко все было только на Фото: — интересные фактымолодые люди начали конфликтовать с первых дней совместной жизни. Агнета отличалась любовью к порядку. Организованный в быту человек, она взяла на себя домашнее хозяйство. Но Бьорн постоянно разбрасывал вещи, чем очень раздражал аккуратную жену. Молодые ссорились. Бьорн говорил об их отношениях: «Агнета — индивидуалистка и очень упряма, — точно так же, как и я. Мы часто приходим к компромиссам, иначе у нас вообще ничего не получилось бы».
Несмотря ни на что, Агнета очень дорожила своим браком. Она ещё до замужества в интервью заявила: «Не хочу быть одной из тех, кто постоянно выходит замуж и разводится. Я обменяюсь кольцами с тем, в ком буду уверена».
Тут на пару свалилась новая неприятность: у них никак не получалось зачать ребёнка. Для женщины это стало настоящей трагедией. Агнета говорила о себе: «У меня всегда был очень силён материнский инстинкт. В детстве я даже вырезала из журналов фотографии колясок и пыталась представить, какие чувства буду испытывать, толкая свою коляску по только что выпавшему снегу и глядя на оставляемые ею следы».
Супруги одно время даже хотели усыновить ребёнка, но, согласно шведским законам, обоим потенциальным приёмным родителям должно быть не меньше двадцати пяти лет. В итоге Агнете все же удалось забеременеть. Тут, как назло, певице подвернулся выгодный гастрольный тур. Пришлось согласиться. И фру Ульвеус мужественно прошла его.
В феврале 1973 года у Бьорна и Агнеты родилась дочь Линда. О родах Агнета рассказывала: «Я ожидала, что боль будет непереносимой, — как оно и случилось. Но, несмотря ни на что, это был счастливейший момент в моей жизни. Во время родов Бьорн постоянно находился рядом, вытирая мне лоб и держа меня за руку». Молодой отец вторил жене: «Никогда в жизни я не испытывал подобного чувства».
Малышку, которая впоследствии стала известной в Швеции актрисой, уже в первые дни жизни представили широкой публике. Бьорн как-то сразу понял: творчество — только полдела. Вторая не менее важная половина — раскрутка.
Шведские СМИ пестрели фотографиями счастливой семьи.

Шоу требует жертв

Первые месяцы после рождения Линды Агнета не могла отойти от дочки. Но в это же время происходили не менее важные события. Бьорн и Бенни Андерссон, его старый друг и соавтор, решили создать группу. Тем более, что Бьорн был женат на одной из самых популярных исполнительниц Швеции, а Бенни жил с Анни-Фрид Лингстад, которая также была признанной на родине певицей. Квартету придумали имя «ABBA» — по первым буквам имён участников.
Каждый из участников группы по отдельности пользовался популярностью. Но, как вскоре показала жизнь, эта популярность была ничем по сравнению с тем, чего они достигли вместе: в 1974 году группа выиграла конкурс «Евровидение» с песней «Ватерлоо».
Их теперь ждал поистине путь, усыпанный розами. Записи в студии, репетиции, бесконечные турне по всему миру, съёмки клипов (в то время такой способ продвижения был большой новацией). Агнета не успевала быть ни нормальной женой, ни хорошей матерью. Суета как-то сама собой загасила чувство, которое некогда притянуло её и Бьорна друг к другу.
Агнета мечтала ещё об одном ребёнке — в 1977 году у них родился сын Кристиан (сегодня он работает программистом и не имеет никакого отношения к искусству). К моменту появления на свет сына отношения супругов практически сошли на нет. Вот, что позже говорила Агнета: «Проблемы росли, словно снежный ком. У меня было ощущение, будто я попала в западню. Наша любовь просто ушла, и мы начали изводить друг друга… В браке есть что-то роковое. Вы посвящаете друг другу все своё время. Рамки семьи становятся слишком тесными, и вдруг вы начинаете задаваться вопросом: что же случилось? Вы видите, что остановились в своём развитии, оглядываетесь вокруг, и вас охватывает паника… Нельзя выходить замуж и жениться такими молодыми. Нет ничего удивительного в том, что вы потом развиваетесь в разных направлениях».
Бьорн характеризовал ситуацию ещё жёстче: «Мне не хотелось идти вечерами домой. Я старался вернуться как можно позже, в надежде на то, что Агнета уже легла спать. Было совершенно очевидно, что нужно что-то делать».
Пара обратилась к психологу. Но и он не смог им помочь. По словам Агнеты, разрыв назревал уже давно. Она считает: «Я думаю, мы всё равно бы разошлись, будь мы знамениты или нет».
В 1979 году супруги развелись официально. При этом они заявили: их разрыв не влияет на судьбу группы. И на самом деле «ABBA» ещё примерно четыре года просуществовала. К моменту распада квартета Бенни и Анни-Фрид также расстались.
После многих лет славы и пребывания хитов на верхних строчках хит-парадов многих стран Агнета поймала себя на том, что испытывает страх и отвращение к микрофону. В течение долгих лет она не показывалась на публике, занималась детьми. Три года была, замужем за врачом. Сегодня певица вернулась к творчеству и занимается уже не детьми, а внуками.
Бьорн вскоре снова женился. У него родились две дочери. Они с Бенни по-прежнему заняты в разных музыкальных проектах.

Журнал: Загадки истории №45, ноябрь 2019 года
Рубрика: История одной любви
Автор: Михаил Ромашко

принцессе диско из Швеции Агнете Фельтског 65 – Москва 24, 05.04.2015

Агнета Фельтског. Фото: universalmusic.ru

У знаменитой шведской певицы, экс-вокалистки ABBA Агнеты Фельтског – день рождения. Ее новый альбом, названный лаконично и понятно — «А» вышел в 2013 году, а первый сингл с него «When You Really Loved Someone» был, в соответствии с духом времени, выложен с Интернет.

Агнету знают все. В 70-х ее считали секс-симвлом, но это было, пожалуй, перегибом. Она очаровательна, но дело ограничивалось обтягивающими тонкими брюками или мини и несколькими милыми танцвальными па. Она была мировой звездой в довольно узкой области легкой музыки и на небольшом отрезке времени. Но когда она пела, то трогала сердца, след, который Фельтског оставила в душах, сравним с любой поп-легендой. Агнета звучала так, только исполняя вещи, написанные мужской половиной АВВА – Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. Но карьера в АВВА – лишь часть ее жизни.

Abba «Eagle»


Agnetha Åse Fältskog — Агнета Осе Фельдског (иногда говорят и пишут — Фэльтскуг) родилась 5 апреля. Первую песню «Два маленьких тролля» она написала в 6 лет, пела в церкви, участвовала в девичьем трио. Из влияний певица назывет Конни Френсис, Марианну Фейтфул, Арету Франклин и Лесли Гор. Девушка работала телефониской, в автофирме – ей было все равно, лишь бы была возможность петь на танцах. Она не баловалась, она писала песни. Милая блондинка Агнета оказалось по-скандинавски серьезной, латиноамерианские вещи получались у нее плохо. Она писала баллады — например, «Mina Ögon» и франкоязычную «Som Gladije», текст для которой пишет подзабываемый ныне продюсер Стиг Андерсон — менеджер и «пятый член» ABBA. Жизнью двигала любовь – Фельтског рассталась в 1967-м с бойфрендом и у нее родилась песня – «Jag var så kär» («I Was So in Love»), которая вдруг стала хитом номер один в Швеции. У певицы был контракт с CBS Records, а тиражи постепенно авросли до дясятков тысяч дисков, что для Скандинавии было прекрасно.

Agnetha Fältskog medley of her all Svensktoppen hits (ранние шведские хиты)


Дебютный альбом «Agnetha Fältskog» вышел в 1968-м. В этом же году певица встречает невысокого бойкого гитариста Бьорна Ульвеуса из группы Hootenanny Singers. На основе их дружбы с другой парой — Анни Фрид Лингстад и Бенни Андерсоном постепенно формируется ABBA – один из прекраснейших и креативнейших составов в истории поп-музыки. Пока же Агнета не скучает — пробуется в шведском отборе на Евровидение с песней «Försonade» («Reconciled»), но не попадает на конкурс. Ее «Waterloo» (песня, с которой на конкурсе в 1974-м победила ABBA) – еще впереди. В 1972 году Агнета поет Марию Магдалену в шведском варианте оперы-хита Jesus Christ Superstar. Связь с Ульвеусом развивается успешно – Агнета и Бьорн женятся 6 июля 1971 года, Андерссон играет на органе. Все прекрасно, впереди — самое лучшее. Дочка Линда Элин родилась 23 февраля 1973-го, а сын Петер Кристиан — 4 декабря 1977-го. Развелись Агнета и Бьорн, кстати, тоже романтично — на рождество 1978 года.

Но не стоит переоценивать ситуацию. Все хиты Агнеты до группы — долгие северные баллады. Вряд ли Фельтског-соло стала бы европейской звездой. АВВА же взрывает эфиры и мозги — находит оригинальный, неожиданный и современный звук. Это касается и музыки, и вокала — голоса Агнеты и Анны-Фриды вместе звучат потрясающе, узнаваемо и привлекательно. Фельтског пела соло в массе вещей АВВА – хотя бы в ранней «Disillusion» 1973 года – вспомним ее потому, что как это бывало поначалу, Агнета написала тут музыку на стихи мужа.

ABBA «Disillusion» (Fältskog / Ulvaeus) 1973


Под некоторые ролики того времени хочется светло плакать, но на некоторые невозможно смотреть без улыбки – современное понимание эстрады тогда только формировалось. Но простые и добрые образы, которые создавали музыканты, те самые «девчонки и мальчишки с соседней улицы, ставшие звездами», попадали во вкусы людей — без промаха. В те времена отечественные слушатели могли путать имена вокалисток, можно было легко услышать в разговоре: «эта беленькая из ABBA», но группу нельзя было не знать. Новые песни были гвоздями программ «Утренней почты» и Нового года – страна старательно допивала напитки и доедала оливье до поздней ночи, хотя 2 января многим надо было на работу. Но люди терпели, чтобы услышать в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» «SOS» или «Eagle». Все песни ABBA были абсолютно ясными историями, чем-то, что происходит и может произойти с каждым, а рассказать про жизнь так, что она начинает казаться сказкой – особенный талант.

ABBA — S.O.S. 1975


Группа – не единственное, что было в жизни музыкантов. За время работы в АВВА Агнета 18 раз повявляется на радио с соло-номерами. Девушки выпускают сольные альбомы. Карьера обеих вокалисток и после распада групп и семей тоже сравнимы. Они были и остались равными, но все же чуть более равной оказалась Фельтског.

Большой актрисой — при всей любви — Агнету не назовем. Но отметим, что она была идельна именно как актриса — в ролике «The Day Before You Came» (август 1982) вышедшем уже после альбома «The Visitors» (1981). Затеем АВВА разошлись – это было прощание. Было ли это расставание ошибкой – кто знает. Эта же невозможно романтичная песня имеет в сети много вариантов – лучше смотреть оригинальный клип. Там поезда, туман, особая «северная» нежность и прекрасная, печальная Агнета.

Abba — The Day Before You Came


Жизнь продолжалась. Фельтског еще в 1980-м записывает альбом Agnetha & Linda «Nu Tändas Tusen Juleljus» — дуэтом с дочкой. Пугачева и Валерия тут не первопроходцы. Диск – милый и непритязательный — становится одним из самых продаваемых рождественских альбомов в истории Швеции.

Agnetha & Linda «Nu tändas tusen juleljus»


В группе таланты Агнеты, как автора, не были востребованы и вряд ли ей это нравилось. В 83-м она выпустила первый пост-АВВА соло-альбом «Wrap Your Arms Around Me». Он стал No.1 в Швеции, Норвегии, Финляндии, Бельгии и Дании. Затем певица работает с Эриком Стюартом из 10СС, Питером Сетера (Chicago). К этому времени относится и ролик на песню, сделанную вместе с другими мучительно выходящими в тираж героями эпохи – группой Smokie. Теперь у нее было все – известность, свобода и успех. Вот суперхитов не случилось. Большая эстрада умирала на глазах – и умерла к концу десятилетия. С 1987 года до 1994-го Фельдског не выпускала альбомов.

Agnetha Fältskog (ABBA) & Smokie — «Once Burned Twice Shy», 1983


Агнета — самый успешный сольный артист из АББА. Причем, есть ощущение, что никто кроме нее особенно и не попытался стать звездой вне группы. Они уже сделали то, что должны были сделать — вместе. В 2007 году певица пришла на стартующий спектакль «Mamma Mia!» в Стокгольме, через год вместе с экс-коллегами по группе присутствует на премьере киноверсии «Mamma Mia!». Два года назад реализует новый альбом «А», сдержанный и безупречно качественный.

Agnetha Faltskog The Complete Album – «A», 2013


Конечно, стиль буквально исходит и от записей группы, и от работ Агнеты-соло. То, что делала ABBA – это дыхание времени, но дело не только в талантах, но и в совпадении этих талантов и эпохи. Ведь реальных наследников у группы не появилось. Только веселые клоны, не обладающие и близко той фолк-раскованностью, диско-танцевальностью и рок-драйвом. Сейчас в сети старательно раскручиыввают игру «ABBA-Монополия» и недавно открывшийся Музей АВВА, в котором есть множество мультимедийный радостей.

Музей АББА (Новости 1 канал)


Агнета со своим умением работать и новым альбомом понятней и ближе и к жизни, и к музыке. Она создала на эстраде образ не просто идельной женщины, а идеальной шведки. В ее работе есть и вызывающий сейчас особую ностальгию дух 60-х, и актуальное, как никогда, качество. Результат ABBA — 370 миллионов проданных альбомов и синглов – может вызывать только светлую зависть и уважение. Так что пусть эти шведские женщины отмечают дни рождения и поют дальше – это получается у них очень хорошо.

Агнета Фальцког — милая блондинка из ABBA

Автор:
29 июня 2019 08:28

ABBA была очень популярной шведской группой в 1970-х и начале 1980-х. В состав группы входили две женщины, Агнета Фальцког и Анни-Фрид «Фрида» Люнгстад, и два мужчины, Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Агнета и Бьорн были женаты в 1971-1980 годах, а Анни-Фрид и Бенни были женаты в 1978-1982 годах.

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Именно из-за очарования Агнеты и Фриды ABBA стала настолько популярной

Именно из-за очарования Агнеты и Фриды ABBA стала настолько популярной

Источник:

Агнета, также известная как Анна, родилась 5 апреля 1950 года в Йёнчёпинге, Швеция. Когда-то она была известна в прессе как «самая сексуальная женщина Европы»

Агнета, также известная как Анна, родилась 5 апреля 1950 года в Йёнчёпинге, Швеция. Когда-то она была известна в прессе как «самая сексуальная женщина Европы»

Источник:

Посмотрите фотографии Агнеты в 70-80 годы

Посмотрите фотографии Агнеты в 70-80 годы

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

Источник:

Агнета Фальцког - милая блондинка из ABBA

ABBA — Википедия

ABBA
ABBA logo.svg
ABBA - TopPop 1974 5.png
Участники группы ABBA:
Бенни, Анни-Фрид, Агнета, Бьорн
Жанр поп-рок, европоп, диско, евродиско, танцевальная музыка, глэм-рок
Годы 1972—1982
2018 — н. в.
Страна ABBA - TopPop 1974 5.png Швеция
Откуда Стокгольм
Язык шведский, английский, испанский, французский, немецкий
Лейбл Polar (Швеция)
Polydor (Германия)
Atlantic (США, Канада)
Universal (США)
Epic (Великобритания)
Vogue (Франция)
Discomate (Япония)
RCA (Австралия/Южная Америка)
и др.
abbasite.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ABBA (рус.«А́ББА»[1][2]) — шведский музыкальный квартет, существовавший в 1972—1982 годах и названный по первым буквам имён исполнителей: Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад. Является одним из наиболее успешных коллективов за всю историю популярной музыки и самым успешным из числа созданных в Скандинавии: записи группы по всему миру были проданы тиражом более 350 миллионов экземпляров

[3][4].

Синглы квартета занимали первые места в чартах с середины 1970-х («Waterloo») до начала 1980-х («One of Us»), а сборники возглавляли мировые хит-парады и в 2000-х[5]. Музыка группы остаётся в плей-листах радиостанций, и их альбомы продолжают продаваться по сей день.

Они были первыми представителями континентальной Европы, завоевавшими первые места в чартах всех ведущих англоговорящих стран (США, Великобритания, Канада, Ирландия, Австралия и Новая Зеландия).

За выдающиеся заслуги в музыке 15 марта 2010 года группа ABBA была включена в Зал славы рок-н-ролла[6][7].

Краткое описание[править | править код]

Основателями группы были музыканты, певцы и авторы песен Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Впервые они встретились на вечеринке летом 1966 года и решили, что им следует сочинять песни вместе. Бенни был в тот момент клавишником популярной в Швеции группы Hep Stars, Бьорн певцом и гитаристом в ансамбле Hootenanny Singers. На концерте в Мальмё Бенни познакомился с певицей Анни-Фрид Лингстад, которая с тринадцати лет пела с разными группами и даже выступала на песенных фестивалях в Японии и Венесуэле. Тогда же Бьорн увидел в телевизионном шоу, как поёт собственную песню Jag var så kär Агнета Фельтског, и решил познакомиться с ней.

Впервые четвёрка собралась для записи телепрограммы в Стокгольме, а петь вместе начала с ноября 1970 года. Почти одновременно с дебютом квартета в одном из ресторанов Гётеборга 1 ноября 1970 года вышел собственный альбом Бьорна и Бенни Lycka с песнями на шведском языке, в котором Агнета и Фрида участвовали как бэк-вокалистки. В 1971 году Бенни и Бьорн поступили на работу на фирму Polar уже в качестве продюсеров. Трагический уход из жизни Бенгта Бернхага — ближайшего друга и соратника главы Polar Стига Андерсона, привёл на освободившееся место продюсера Бьорна Ульвеуса. Стиг предложил молодому автору эту должность, но Бьорна это не совсем устраивало. Он был согласен при условии, если на работу примут и его соавтора — Бенни Андерссона. Зарплаты на двоих у главы компании не было, и начинающим авторам пришлось работать на полставки.

В феврале 1973 года песня «Ring Ring» квартета ABBA, занявшая лишь третье место на национальном шведском отборе конкурса Евровидение, была записана на шведском, немецком, испанском и английском языках и возглавила чарты в Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии и ЮАР. В марте 1973 года вышел первый долгоиграющий альбом квартета под названием Ring Ring. 6 апреля 1974 года песня ABBA Waterloo победила на конкурсе Евровидение в английском городе Брайтоне. Waterloo положила начало беспрецедентной последовательности из восемнадцати хитов подряд в британской десятке. Восемь из них достигли вершины: Mamma Mia (1976), Fernando (1976), Dancing Queen (1976), Knowing Me, Knowing You (1977), The Name Of The Game (1977), Take A Chance On Me (1978), The Winner Takes It All (1980), Super Trouper (1980). Верхнюю строчку чартов занимали также восемь альбомов группы, начиная со сборной пластинки Greatest Hits, вышедшей в Швеции в конце 1975 года. Достижения четвёрки за океаном были куда скромнее: только Dancing Queen в апреле 1977 года неделю держалась на вершине списка. Три альбома стали в США «золотыми» и только The Album (1977) стал «платиновым».

18 июня 1976 года ABBA выступала перед королём Швеции накануне королевской свадьбы, представив публике совсем новую песню Dancing Queen. В феврале 1977 года они совершили первое британское турне (на два концерта в королевском Альберт-холле (11 тысяч мест) поступило 3,5 миллиона заявок). Финальная часть в марте прошла в Австралии, где была снята большая часть материала для фильма «АББА». 15 декабря там же состоялась и мировая премьера фильма. На родине квартета премьера фильма прошла рождественским вечером 1977 года. 9 января 1979 года квартет принял участие в благотворительной акции ЮНИСЕФ в Нью-Йорке и передал организации все доходы от сингла Chiquitita. 13 сентября 1979 года концертом в Эдмонтоне (Канада) ABBA открыла своё первое североамериканское турне. Гастроли закончились в середине ноября в Европе.

С зимы 1981/1982 активность группы заметно пошла на спад. В декабре 1982 года вышел последний записанный вместе сингл ABBA Under Attack, хотя их последним хитом стала Thank You For the Music.

С 1983 года группа считается распавшейся, хотя официально об этом не объявлялось.

Новый рост популярности ABBA, как и всей музыки времён диско-бума, начался в 1992 году. Компания Polydor переиздала все хиты группы на двух компакт-дисках. Erasure издали мини-альбом с современными кавер-версиями песен группы под названием ABBA-esque, а австралийская группа Bjorn again добилась быстрого успеха с точно воспроизведённым и хорошо узнаваемым имиджем и звучанием группы ABBA.

До 1972 года: сольные карьеры участников[править | править код]

Бенни Андерссон (швед. Benny Bror Göran Andersson; р. 16 декабря 1946, Стокгольм) был клавишником шведской поп-группы «Hep Stars», популярной во второй половине 1960-х годов, чей репертуар состоял преимущественно из кавер-версий международных хитов. С полным правом их называли шведскими «Битлз»: их сильной стороной были живые выступления с эффектными шоу для фанатов, которыми были в основном молодые девушки. Андерссон играл на синтезаторе и постепенно начал писать оригинальные композиции для группы, многие из которых становились хитами.

Бьорн Ульвеус (швед. Björn Kristian Ulvaeus; р. 25 апреля 1945, Гётеборг) был солистом популярной фолк-группы «Hootenanny Singers». Он и Андерссон иногда встречались и договаривались о совместной записи. Стиг Андерсон, менеджер Hootenanny Singers и основатель звукозаписывающей компании Polar Music, увидел большой потенциал в совместной работе Андерссона и Ульвеуса и всячески поддерживал любые их начинания. Он как никто другой верил, что когда-нибудь они прославятся на весь мир.

Агнета Фельтског (швед. Agnetha Åse Fältskog; р. 5 апреля 1950, Йёнчёпинг) — самая молодая участница группы. Когда ей не было и 18 лет, песня «Jag var så kär», написанная и исполненная самой Агнетой, стала № 1 в Швеции. Многие критики считали, что она талантливый композитор, большинство её песен написано в стиле популярной музыки. Вместе с написанием своих собственных песен она также записывала кавер-версии зарубежных хитов и исполняла их на конкурсах шведской самодеятельности. В итоге она стала самой популярной поп-певицей того времени. В 1969 году Агнета встречалась с Фридой на телешоу, несколькими месяцами позднее она встретилась с Бьорном на концерте. На съёмках телешоу в 1969 году они с Бьорном встретились вновь, познакомились и в 1971 году поженились. В 1972 году Агнета получила роль Марии Магдалины в шведской постановке мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Критика высоко оценила её работу в этом проекте.

Анни-Фрид Лингстад (швед. Anni-Frid Synni Lyngstad; р. 15 ноября 1945, Балланген/Нарвик, Норвегия) с 13 лет пела с разными группами, работающими в танцевальном стиле. Позднее перешла в джазовый коллектив. В 1969 году она победила в национальном конкурсе талантов. Её профессиональная карьера началась с подписания контракта со шведским отделением компании EMI в 1967 году. Тогда же начали выходить и синглы с песнями в её исполнении, однако полноценный долгоиграющий альбом появился на свет лишь в 1971 году. В 1969 году она участвовала в конкурсе песни Мелодифестивален, где её песня «Härlig är vår jord» заняла 4-е место. Во время съёмок в студии она встретила Бенни Андерссона. Через несколько недель, на концертном туре по южной Швеции, состоялась вторая встреча. Скоро они начинают жить вместе, с этого же времени он начал продюсировать сольную карьеру Фриды.

1969—1972: дуэт Björn & Benny[править | править код]

1969 год стал ключевой поворотной точкой в истории группы. Именно тогда распался ансамбль Андерссона «Hep Stars», активность коллектива Бьорна, «Hootenanny Singers», резко пошла на убыль, и музыканты оказались вынужденными переключить свою активность на другие проекты. Именно в это время укрепился их творческий союз, прежде не всегда регулярный, и оформились их отношения с Лингстад и Фельтског соответственно, которые оказали немалое влияние на творчество группы ABBA.

Впрочем, тогда этого названия не существовало ещё даже на бумаге. Положение осложнялось тем, что рубеж 1960-х—1970-х годов стал трудным временем для звёзд эстрады прежней эпохи. Популярная музыка приобрела большую серьёзность и социальную направленность, позаимствованную у рока, и возможности «простого развлечения» публики были сильно урезаны.

В таких условиях начиналась карьера дуэта «Björn & Benny», из которого, собственно, и развился вскоре квартет. Первой работой, в которой авторами значились только Бьорн и Бенни, стала музыка к эротическому фильму Inga II, написанная ими осенью 1969 года. Две композиции из числа записанных были выпущены как сингл весной 1970 года: «She’s My Kind of Girl» вместе с «Inga Theme» (заглавная тема фильма) на второй стороне. Однако популярности у шведских слушателей они не снискали.

Тем не менее, ободряемые оптимизмом Стига Андерсона, музыканты собирались записать долгоиграющую пластинку. Такие планы имелись ещё летом 1969-го, однако тогда речь шла о демоальбоме, на композиции с которого ожидались бы кавер-версии. Теперь же предполагался релиз коммерческого LP, коим стал диск «Lycka» (со швед. — «счастье»), одиннадцать композиций которого были записаны между июнем и ноябрём 1970 года. На некоторых песнях отчётливо были слышны женские голоса их подруг — Агнеты и Фриды. Возможно, именно женский бэк-вокал предопределил успех композиции «Hej gamle man!», которая, будучи выпущенной как сингл с альбома, достигла прежде недостижимой[8] пятой позиции в шведских чартах продаж.

1972—1973: квартет Björn & Benny, Agnetha & Frida[править | править код]

В начале 1970-х, хотя Бьорн и Агнета были женаты, а Бенни и Фрида жили вместе, они продолжали делать собственные, не зависящие друг от друга, музыкальные карьеры в Швеции. Стиг Андерсон хотел вырваться на международный музыкальный рынок. Он, как никто другой, верил что у них всё получится, и они смогут сочинить песню, которая прославится на весь мир. Он подвиг Бенни и Бьорна на написание песни для Евровидения 1972 года, которую должна была исполнить Лена Андерссон. Песня «Säg det med en sång» (швед.) заняла 3-е место на Мелодифестивалене-’72, чем подтвердила мнение Стига, что он находится на правильном пути.

Commons-logo.svg Реконструкция оригинального логотипа Björn & Benny, Agnetha & Frida

Бенни и Бьорн экспериментировали в написании песен с новыми звуковыми и вокальными аранжировками. Одной из их песен была «People Need Love» с голосами девушек, что дало очень хороший эффект. Стиг выпустил эту песню как сингл, под авторством Björn & Benny, Agnetha & Anni-Frid. Песня достигла 17 места в шведских чартах, что убедило их в том, что они двигаются в правильном направлении. Этот сингл стал также первой песней, которая попала в чарты в Соединённых Штатах, где она достигла 114 места в чарте для синглов Cashbox и 117 места в чарте Record World’s. Позднее сингл был выпущен на Playboy Records. Хотя, по мнению Стига, песня должна была стать гораздо большим хитом в США, но маленькая звукозаписывающая компания Playboy Records не имела необходимых ресурсов для распространения записи среди продавцов и радиостанций.

В следующем году они попытались пробиться на Мелодифестивален с песней «Ring Ring». Студийной обработкой занимался Майкл Третов, который экспериментировал с технологией «стена звука», которая стала после этого применяться в записях АББА. Стиг заказывает перевод стихов песен Нилу Седаке (Neil Sedaka) и Филу Коди (Phil Cody) на английский язык. Они намереваются завоевать первое место, но становятся лишь третьими. Тем не менее, группа выпускает альбом Ring Ring под тем же неудобным названием Björn, Benny, Agnetha & Frida. Альбом хорошо раскупался в Скандинавии, а песня Ring Ring стала хитом во многих странах Европы, но Стиг чувствовал, что прорыв может быть, только если песня станет британским или американским хитом.

1973—1974: появление имени АББА[править | править код]

Commons-logo.svg

Логотип

Весной 1973-го Стиг, уставший от неудобного названия группы, начал называть её приватно и публично как АББА. Это сначала было шуткой, так как «абба» — название широко известной в Швеции компании по переработке морепродуктов. По воспоминаниям Агнеты, «Когда мы решили назваться А-Б-Б-А, мы должны были получить разрешение у этой компании. Там нам ответили: „Согласны, только смотрите, чтобы нам не было за вас стыдно“. Не думаю, чтобы им пришлось стыдиться за группу». Группа также устроила конкурс на выбор названия в местной газете. Среди вариантов были «Алибаба» и «БАБА».

В самый первый раз имя АББА было найдено написанным на бумаге во время записи на студии Metronome Studio в Стокгольме 16 октября 1973 года. Первым синглом, выпущенный под этим именем, стал «Waterloo».

ABBA — акроним, сформированный из первых букв имён каждого члена группы. Первая Б в названии группы стала перевёрнутой в 1976 году и сформировала фирменный логотип.

1974—1977: первые международные успехи[править | править код]

1974 — победители «Евровидения»

В 1972—1973 годах Бьорн, Бенни и менеджер Стиг верили в возможности Melodifestivalen и Евровидения. Поэтому, когда в 1973 году им предоставилась возможность написать новую песню для отбора на конкурс следующего, 1974 года, они согласились без раздумий. Выбирая между несколькими новыми песнями, в том числе рассматривая балладу «Hasta Mañana», выполненную в классическом для Евровидения 1960-х стиле, они неожиданно остановились на «Waterloo» — потому что группа была под впечатлением роста глэм-рока в Англии. Waterloo была безусловным глэм-рок поп-синглом, записанным Майклом Третовом с помощью технологии «стена звука».

АББА завоевала сердца на родине, с большим отрывом выиграв Мелодифестивален 9 февраля 1974 года, и члены группы в своей третьей попытке были готовы «выстрелить» на международном уровне.

6 апреля 1974 года группа выступила с «Waterloo» на шоу в Brighton Dome в Англии, заняв первое место. Так ABBA стали широко известными в Англии и взошли на вершины хит-парадов по всей Европе.

Commons-logo.svg Как победители Евровидения на голландском телевидении, 26 апреля 1974 года

Waterloo была первой песней АББА, ставшей для них номером 1 в Англии. В США она достигла шестой строчки в чарте Billboard Hot 100, хотя сам альбом Waterloo поднялся только на 145 позицию чарта Billboard 200.

Следующий их сингл So Long вошёл в топ-10 в Швеции и Германии, но не попал в чарты Англии. Но следующему релизу Honey, Honey удалось прорваться на 30 место в Billboard Hot 100 чарт в США.

В ноябре 1974 АББА отправилась в их первое международное турне в Германию, Данию и Австрию. Турне не оказалось таким удачным, как надеялась группа, потому что многие билеты не были проданы, и из-за отсутствия спроса АББА были даже вынуждены отменить несколько концертов, включая заранее планировавшийся концерт в Швейцарии.

1975

Вторая часть тура, которую АББА предприняли в Скандинавии в январе 1975 года, полностью отличалась от первой: они собирали полные залы и, наконец, получили тот приём, которого ожидали. В течение 3 недель летом 1975 года АББА компенсировали во время тура по Швеции то, что было прошлым летом. Они дали 16 концертов на открытом воздухе в Швеции и Финляндии, привлекая огромные толпы народа. Их шоу в Стокгольме в луна-парке Gröna Lund просмотрело 19 000 человек.

Несмотря на растущую популярность ABBA, непостоянство успеха группы не позволяло её участникам до конца расстаться с сольными проектами.

Так, в конце 1975 года Фрида закончила работу над своим шведскоязычным сольным альбомом «Frida ensam». Примечательно то, что открывала эту пластинку песня «Fernando», один из наиболее успешных хитов в истории группы, но в версии на шведском языке. Опасаясь досужих домыслов, директор группы Стиг Андерсон настоял на продолжении совместного творчества ансамбля. Последующий сольный альбом тёмноволосой солистки ABBA, «Something’s Going On», увидел свет лишь в 1982 году.

Релиз их третьего альбома ABBA и третий сингл SOS попал в 10 лучших, а альбом достиг 13 места. К группе больше не относились как к однохитовой группе.

1976

Успех в Британии был подтверждён, когда Mamma Mia стала номер 1 в январе 1976 года. В США SOS попала в 1 десятку Record World сто лучших песен и стала 15 в Billboard Hot 100, а также получила награду BMI Award как наиболее часто транслируемая по радио песня в 1975 году.

Несмотря на это, успех АББА в Штатах был непостоянен. Хотя у них получалось прорваться на рынок синглов, до 1976 года у них уже было 4 песни, входившие в топ-30, рынок альбомов оказался слишком крепким орешком, который им никак не удавалось покорить. Альбом АББА достиг меньшего, чем 3 сингла, поднявшись только на 165 место в чарте альбомов Cashbox и на 174 в чарте Billboard 200. Мнение было таково, что в США причиной была всё та же очень плохая рекламная кампания.

В ноябре 1975 года группа выпускает сборник Greatest Hits. Он включает в себя 6 песен, которые попадали в Топ 40 в Великобритании и США. Он становится первым альбомом, достигшим первого места в Англии, и включает в себя песню Fernando (которая первоначально была написана на шведском языке для Фриды и вошла в её сольный альбом 1975 года). Один из широко известных и очень популярных треков АББА, Fernando, не появился на шведских или австралийских релизах альбома Greatest Hits. В Швеции песня ждала до 1982 года и появилась на сборном альбоме The Singles: The First Ten Years. В Австралии трек вышел на альбоме 1976 года Arrival. Greatest Hits вознесли группу в топ-50 в США в списке лучших альбомов, что позволило продать более 1 миллиона копий в США.

В США песня Fernando достигла топ-10 Cashbox Top 100 лучших песен и стала 13 в Billboard Hot 100. Сингл также стал первым в чарте Billboard Adult Contemporary, это первый сингл АББА, который достиг верхушки какого-либо американского чарта. В Австралии 2006 года хит Fernando держит рекорд, как дольше всех удержавшаяся на первом месте (15 недель, наравне с Hey Jude «Битлз»).[9]

Следующий альбом Arrival достиг более высокой ступени как в уровне текстов песен, так и в качестве студийной работы. Он получил великолепные отзывы от английских музыкальных еженедельников типа Melody Maker и New Musical Express, а также очень хорошие отзывы от американских критиков. Фактически несколько хитов из этого диска: Money, Money, Money; Knowing Me, Knowing You и самый сильный хит Dancing Queen. В 1977 альбом Arrival был номинирован на премию Brit Awards в категории «Лучший интернациональный альбом года». В это время АББА были очень популярны в Англии, большей части Восточной Европы и Австралии.

Однако их популярность в США была на гораздо меньшем уровне, и только Dancing Queen удалось стать № 1 чарта Billboard Hot 100. Как бы то ни было, Arrival стал прорывным для АББА в США, где он занял 20-ю позицию в чарте альбомов Billboard.

1977

В январе 1977 АББА отправилась на гастроли по Европе. В это время статус группы коренным образом изменяется, и они становятся суперзвёздами. АББА начинают их давно ожидаемое путешествие в Осло в Норвегии и показывают шоу, в которое включены сценки их самосочинённой мини-оперетты. Этот концерт привлёк большое внимание СМИ из Европы и Австралии. АББА продолжили тур по Европе и закончили его двумя концертами в Лондоне в королевском Альберт-холле. Билеты на эти концерты были доступны только для заказа через почту, и, как выяснилось позже, почта получила более трёх с половиной миллионов заказов на билеты. Тем не менее, были жалобы на слишком «стерильное и приглаженное» шоу.

После европейской части тура в марте 1977 года АББА дала 11 концертов в Австралии. Тур сопровождался массовой истерией и огромным вниманием прессы, что хорошо показано в полнометражном фильме ABBA: The Movie, снятом клипмейкером группы Лассе Халльстрёмом. Мировая премьера фильма прошла в Австралии в четырёх крупных городах 15 декабря. На родине артистов премьера фильма состоялась 26 декабря в 19 крупных и средних городах включая Стокгольм. Благодаря директору группы Стигу Андерсону фильм увидели и в СССР. Весной 1979 года он побывал в Москве где вёл переговоры о прокате фильма. По воспоминаниям сотрудницы посольства Швеции в Москве Марианн Хультберг в этой поездке его сопровождала его супруга Гудрун и ближайшая помощница, секретарь и заместитель Йорель Хансер. В результате переговоров фильм был куплен с правом проката на пять лет и с августа-сентября 1981 года начал демонстрироваться в Советском Союзе.

Тур в Австралии и фильм, основанный на этом, содержат забавные детали. Агнета в группе исполняла роль хорошо выглядевшей блондинки и «девушки с открытки», роль, против которой она восстала. На протяжении тура она выходила на сцену в кожаном белом очень плотном комбинезоне, что дало повод одной газете написать заголовок «Шоу задницы Агнеты».

В декабре 1977 в Швеции (во многих странах — в январе 1978) был выпущен альбом The Album. Хотя диск был принят критиками хуже, чем другие, он содержал-таки в себе несколько хитов: The Name of the Game и Take a Chance on Me оба из которых достигли первых мест в Англии и 12 и 3 соответственно в Billboard Hot 100 в США. Альбом также включал в себя песню Thank You for the Music, которая позднее была выпущена в Англии как сингл, а также была обратной стороной на пластинке с песней Eagle, в местах, где эта песня выпускалась как сингл.

1978—1979: пик популярности[править | править код]

В 1978 году АББА были сверхпопулярны. Они переделали старый кинотеатр в звукозаписывающую студию Polar Music в Стокгольме, где позднее записывались другие известные группы, такие как Led Zeppelin (альбом In Through the Out Door) и Genesis (альбом Duke).

Записанный в 1978 году сингл «Summer Night City» стал для группы последним лидером шведского хит-парада: местная публика уже успела «пресытиться» знакомым звучанием. Это обстоятельство, а также сравнительно слабый результат в британском чарте (пятое место) стало причиной невключения данного трека в следующий номерной альбом Voulez-Vous (апрель 1979 года).

Две песни для нового альбома были записаны на семейной студии Criteria Studios в Майами с помощью звукорежиссёра Тома Дауда (с англ. — «Tom Dowd»). Альбом занимает первые места в Европе и Японии, в первой десятке в Канаде и Австралии и в первой двадцатке в США. Что интересно, ни одна из песен альбома не достигла первой строчки в чартах Соединенного Королевства, но каждый один из синглов, выпущенных из него («Chiquitita», «Does Your Mother Know», «Voulez-Vous» и «I Have a Dream»), попал в топ-5.

В Канаде I Have A Dream становится для группы второй песней № 1 в чарте RPM Adult Contemporary, первой песней была Fernando.

В январе 1979 группа исполнила песню Chiquitita на концерте «музыка для UNICEF» во время ассамблеи ООН. АББА пожертвовали все доходы от этого всемирного хита в фонд UNICEF.

Позже в этом же году группа выпустила второй альбом-сборник Greatest Hits Vol. 2, на котором был новый трек «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)», пожалуй, их самый известный диско-хит в Европе.

13 сентября 1979 года АББА начали свой первый и единственный североамериканский тур в канадском Эдмонтоне с полным залом, вмещающим 14 000 человек. В течение следующих четырёх недель они дали 17 концертов, 13 в США и четыре — в Канаде.

Последний запланированный концерт в США в Вашингтоне был отменён по причине эмоционального срыва Агнеты, который она получила во время перелёта из Нью-Йорка в Бостон, когда частный самолёт, в котором она находилась, попал в экстремальные погодные условия и долгое время не мог приземлиться. Тур закончился шоу в Торонто в Канаде перед примерно 18 000 зрителей. Это выступление вызвало поток жалоб от фанов группы, которые говорили, что АББА всё же более студийная, чем концертная шоу-группа.

19 октября тур продолжился в Западной Европе, где музыканты дали 23 концерта, включая шесть вечеров в лондонской Уэмбли Арена.

1980: Тур по Японии и Super Trouper[править | править код]

В марте 1980 года АББА отправились в Японию на гастроли. Когда они прилетели в аэропорт, то были атакованы сотнями поклонников. Группа дала 11 концертов, собрав полные залы, включая 6 выступлений в токийском Budokan. Этот тур оказался последним в карьере квартета.

В ноябре 1980 года увидел свет их новый альбом Super Trouper, который отражал некоторое изменение в стиле группы, большее использование синтезаторов и более личные тексты песен. Было получено более 1 миллиона заказов на этот альбом ещё до его выпуска, что являлось рекордом. Главным фаворитом этого альбома считался сингл The Winner Takes It All, который достиг первого места в чартах Англии. В США он достиг 8 места в Billboard Hot 100. Песня была написана как будто о семейных проблемах Агнеты и Бьорна. Следующая песня, Super Trouper, также стала хитом #1 в Англии, но в США не смогла достичь даже топ-40. Другой трек из альбома Super Trouper, Lay All Your Love on Me, выпущенный ограниченным тиражом в некоторых странах, достиг вершины Billboard Hot Dance Club Play и 7-го места в английском чарте синглов.

Также в июне 1980 года АББА выпускает сборный альбом своих хитов на испанском языке Gracias Por La Música. Он был выпущен в испаноговорящих странах, а также в Японии и Австралии. Альбом стал очень успешным, и вместе с испаноязычной версией Chiquitita стал прорывным для их успеха в Южной Америке.

1981: Развод Бенни и Фриды, альбом The Visitors[править | править код]

В январе 1981 года Бьорн женится на Лене Калерсо, а менеджер группы Стиг Андерсон отметил своё 50-летие. К этому событию АББА подготовили ему подарок, записав песню Hovas Vittne, посвящённую ему и выпущенную тиражом всего в 200 экземпляров на пластинках из красного винила. Этот сингл сейчас является наиболее желанной вещью для коллекционеров.

В середине февраля Бенни и Фрида сообщили, что собираются развестись. Позже стало известно, что их брак испытывал проблемы уже на протяжении довольно долгого времени. Бенни встретил другую женщину, Мону Норклит, на которой и женился в ноябре того же года.

Бьорн и Бенни занимались написанием песен для нового альбома всё начало 1981 года и начали работу в студии над записью в середине марта. В конце апреля группа приняла участие в телевизионной программе Dick Cavett Meets ABBA, где исполнила 9 песен. Это стало их последним живым выступлением перед публикой. Запись нового альбома была на середине, когда студия купила новый цифровой 32-дорожечный магнитофон взамен 16-дорожечного аналогового. Запись альбома The Visitors продолжалась на протяжении всей осени для того, чтобы выпустить его к Рождеству.

Пилот Формулы-1 Слим Боргудд принимал участие в сессионных записях альбомов группы, а на боковых воздухозаборниках его болида ATS находились логотипы ABBA[10].

1982: Распад группы[править | править код]

АББА никогда официально не объявляли об окончании деятельности, но группа уже на протяжении длительного времени считается распавшейся.

Их последнее появление в качестве группы состоялось в эфире британской телепрограммы The Late, Late Breakfast Show (в прямом эфире из Стокгольма через спутник) 11 декабря 1982 года.

В январе 1983 года Агнета принялась записывать сольный альбом, в то время как Фрида уже выпустила собственный альбом Something’s Going On за несколько месяцев до этого. Альбом оказался очень успешным. Бьорн и Бенни занялись написанием песен для мюзикла «Шахматы» и своим новым проектом группой «Gemini». А группа АББА была «положена на полку». Бьорн и Бенни отрицали факт распада группы в своих интервью («Кто мы без наших девочек?! Инициалы Брижит Бардо?»). Фрида и Агнета несколько раз говорили, что АББА непременно соберутся вновь для записи нового альбома в 1983 или в 1984 годах. Однако между членами группы уже не было отношений, способствующих совместной работе. К тому же и со Стигом Андерсоном взаимоотношения зашли в тупик. С тех пор шведская четвёрка не появлялась на публике в полном составе (за исключением января 1986 года) до 4 июля 2008 года, когда состоялась шведская премьера фильма-мюзикла Mamma Mia!.

1983—1993: забвение?[править | править код]

В середине—конце 1980-х годов творчество группы оказалось в тени музыки новой эпохи. Композиции в стиле синти-попа, к популяризации которого шведский квартет в начале десятилетия приложил руку (напр., трек «Lay All Your Love on Me»), и новой волны затмили диско и традиционный поп в том виде, в каком ABBA толковали его в своем творчестве.

Попытка исправить ситуацию с продажами, предпринятая лейблом Polar Music и воплотившаяся в ABBA Live (первом и единственном за почти 30 лет официальном «живом» релизе группы), оказалась провальной. Даже мастерство студийного инженера группы М. Третова не спасло альбом от рекордно низких результатов в чартах и отрицательных отзывов критики.

1993—2006: ABBA Gold и далее[править | править код]

К началу 1990-х годов шведский квартет в целом сошёл с радаров музыкальной критики, и новое поколение, выросшее на музыке второй половины 1980-х, едва ли было знакомо с его творчеством. Тем примечательнее проследить, каким образом ABBA снова нашла своего слушателя.

11 июня 1992 года ирландская рок-группа U2 давала концерт на арене Эрикссон-Глоб в Стокгольме. Неожиданно для всех присутствующих, в конце представления на сцену поднялись Бьорн Ульвеус и Бенни Андрессон, исполнившие вместе с Боно песню «Dancing Queen»[11].

Летом 1992 года британский дуэт Erasure выпустил мини-альбом Abba-esque, в который вошли четыре песни, первоначально исполненные АББА: «Lay All Your Love on Me», «SOS», «Take a Chance on Me» и «Voulez-Vous». Релиз неожиданно оказался крайне успешным, войдя в топ-5 европейских хит-парадов и возглавив чарт Великобритании. По этой причине многие другие исполнители, вслед за Erasure, записали свои кавер-версии песен АББА[12].

Наконец, к осени 1992 года лейбл Polygram осознал, что потенциал творчества группы ещё не утерян, и решился на выпуск сборника, получившего название ABBA Gold.

2006—2008: Mamma Mia![править | править код]

Во время премьер мюзикла в разных странах участники группы неоднократно появлялись перед публикой. В октябре 2006 года специально на премьеру мюзикла в Москву приехали трое участников прославленного шведского квартета Фрида Рёйсс, Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Агнета Фельтског письменно поблагодарила за приглашение, но предпочла остаться.

На премьере фильма Mamma Mia! в Стокгольме в 2008 году впервые за почти 20 лет все четверо участников группы собрались одновременно в одном месте. Камеры зафиксировали их на балконе кинозала вперемешку с исполнителями главных ролей в фильме. Сфотографировать всю четвёрку отдельно от других артистов не удалось.

Премьера фильма Mamma Mia! (2008) со всеми четырьмя бывшими членами ABBA на одном фото — первый раз с 1986 года. Слева направо: Бенни Андерссон (ABBA), Пирс Броснан («Сэм»), Аманда Сейфрид (Софи), Мерил Стрип (Донна), Агнета Фельтског (ABBA), Анни-Фрид Лингстад (ABBA), Кристин Барански (Таня), Колин Фёрт («Гарри»), Катрин Джонсон (автор сценария), Филлида Ллойд (режиссёр), Джуди Креймер (продюсер), Бьорн Ульвеус (ABBA) и Доминик Купер («Скай»).

2008 — настоящее: воссоединение и предстоящие проекты[править | править код]

В интервью газете Sunday Telegraph, последовавшем за этой премьерой (июль 2008), Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон подтвердили, что на сцене вместе они уже больше не соберутся. «Мы более никогда не появимся на сцене вместе, — заявил Ульвеус. — Нет ничего, что могло бы заставить нас объединиться. Деньги — не такой фактор, который имеет для нас значение в данном вопросе. Мы бы хотели, чтобы люди всегда помнили нас такими, какими мы были: молодыми, яркими, полными энергии и амбиций. Помнится мне, как Роберт Плант сказал когда-то о Led Zeppelin, что они являются кавер-группой, потому что всё, что они делают, есть каверы на самих себя, на собственные же прошлые работы. И, по моему мнению, это очень верное определение»[13].

Однако в 2010 году Лингстад заявила, что встречалась с Агнетой Фельтског — и они впервые с момента распада группы в 1982 году обсудили возможность совместных выступлений.

7 мая 2013 года в Швеции открылся музей, посвящённый творчеству AББA, в коллекцию вошли экспонаты, связанные с музыкантами: сценические костюмы, музыкальные инструменты и другое[14][15][16].

И в ноябре того же года в прессе снова появились публикации с предположениями о возможном объединении коллектива[17].

5 июня 2016 года состоялось частное мероприятие[18], посвященное 50-летию творческого союза Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Присутствовавшие на мероприятии Агнета Фельтског и Фрида Лингстад исполнили в честь своих коллег по группе песню 1980 года «Me and I»[19]. К неожиданности всех присутствовавших, к концу песни Бьорн и Бенни присоединились к своим экс-супругам на сцене, тем самым ознаменовав первое «выступление» группы в полном составе за 30 лет[20].

В апреле 2018 года стало известно, что группа AББA воссоединилась, для записи новых песен и последующего проведения «виртуального тура», в ходе которого на сцене будут выступать голограммы участников коллектива. Также было представлено рабочее название одной из двух записанных композиций, под наименованием «I Still Have Faith In You». Дата релиза альбома не оговаривалась[21][22].

В сентябре 2018 года стало известно, что две новых песни, «I Still Have Faith In You» и «Don’t Shut Me Down», а также новый документальный фильм под названием «Thank You For The Music» будут выпущены не ранее следующего года. Дата релиза не оговаривалась[23].

Оценка творчества[править |

У принцессы диско из Швеции Агнеты Фельтског юбилей .(музыкальная страничка)

У знаменитой шведской певицы, экс-вокалистки ABBA Агнеты Фельтског – день рождения. Не будем уточнять, сколько даме исполнилось – это сделает без труда каждый, кому это нужно, но порадуемся, что замечательная артистка успешно работает. Ее новый альбом, названный лаконично и понятно — «А» вышел в 2013 году, а первый сингл с него «When You Really Loved Someone» был, в соответствии с духом времени, выложен с Интернет.

Агнету знают все. В 70-х ее считали секс-симвлом, но это было, пожалуй, перегибом. Она очаровательна, но дело ограничивалось обтягивающими тонкими брюками или мини и несколькими милыми танцвальными па. Она была мировой звездой в довольно узкой области легкой музыки и на небольшом отрезке времени. Но когда она пела, то трогала сердца, след, который Фельтског оставила в душах, сравним с любой поп-легендой. Агнета звучала так, только исполняя вещи, написанные мужской половиной АВВА – Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом. Но карьера в АВВА – лишь часть ее жизни.

Agnetha Åse Fältskog — Агнета Осе Фельдског (иногда говорят и пишут — Фэльтскуг) родилась 5 апреля. Первую песню «Два маленьких тролля» она написала в 6 лет, пела в церкви, участвовала в девичьем трио. Из влияний певица назывет Конни Френсис, Марианну Фейтфул, Арету Франклин и Лесли Гор. Девушка работала телефониской, в автофирме – ей было все равно, лишь бы была возможность петь на танцах. Она не баловалась, она писала песни. Милая блондинка Агнета оказалось по-скандинавски серьезной, латиноамерианские вещи получались у нее плохо. Она писала баллады — например, «Mina Ögon» и франкоязычную «Som Gladije», текст для которой пишет подзабываемый ныне продюсер Стиг Андерсон — менеджер и «пятый член» ABBA. Жизнью двигала любовь – Фельтског рассталась в 1967-м с бойфрендом и у нее родилась песня – «Jag var så kär» («I Was So in Love»), которая вдруг стала хитом номер один в Швеции. У певицы был контракт с CBS Records, а тиражи постепенно авросли до дясятков тысяч дисков, что для Скандинавии было прекрасно.

Agnetha Fältskog medley of her all Svensktoppen hits (ранние шведские хиты)

Дебютный альбом «Agnetha Fältskog» вышел в 1968-м. В этом же году певица встречает невысокого бойкого гитариста Бьорна Ульвеуса из группы Hootenanny Singers. На основе их дружбы с другой парой — Анни Фрид Лингстад и Бенни Андерсоном постепенно формируется ABBA – один из прекраснейших и креативнейших составов в истории поп-музыки. Пока же Агнета не скучает — пробуется в шведском отборе на Евровидение с песней «Försonade» («Reconciled»), но не попадает на конкурс. Ее «Waterloo» (песня, с которой на конкурсе в 1974-м победила ABBA) – еще впереди. В 1972 году Агнета поет Марию Магдалену в шведском варианте оперы-хита Jesus Christ Superstar. Связь с Ульвеусом развивается успешно – Агнета и Бьорн женятся 6 июля 1971 года, Андерссон играет на органе. Все прекрасно, впереди — самое лучшее. Дочка Линда Элин родилась 23 февраля 1973-го, а сын Петер Кристиан — 4 декабря 1977-го. Развелись Агнета и Бьорн, кстати, тоже романтично — на рождество 1978 года.

Но не стоит переоценивать ситуацию. Все хиты Агнеты до группы — долгие северные баллады. Вряд ли Фельтског-соло стала бы европейской звездой. АВВА же взрывает эфиры и мозги — находит оригинальный, неожиданный и современный звук. Это касается и музыки, и вокала — голоса Агнеты и Анны-Фриды вместе звучат потрясающе, узнаваемо и привлекательно. Фельтског пела соло в массе вещей АВВА – хотя бы в ранней «Disillusion» 1973 года – вспомним ее потому, что как это бывало поначалу, Агнета написала тут музыку на стихи мужа.

Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад, Агнета Фельтског и Бьорн Ульвеус

ABBA «Disillusion» (Fältskog / Ulvaeus) 1973

Под некоторые ролики того времени хочется светло плакать, но на некоторые невозможно смотреть без улыбки – современное понимание эстрады тогда только формировалось. Но простые и добрые образы, которые создавали музыканты, те самые «девчонки и мальчишки с соседней улицы, ставшие звездами», попадали во вкусы людей — без промаха. В те времена отечественные слушатели могли путать имена вокалисток, можно было легко услышать в разговоре: «эта беленькая из ABBA», но группу нельзя было не знать. Новые песни были гвоздями программ «Утренней почты» и Нового года – страна старательно допивала напитки и доедала оливье до поздней ночи, хотя 2 января многим надо было на работу. Но люди терпели, чтобы услышать в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» «SOS» или «Eagle». Все песни ABBA были абсолютно ясными историями, чем-то, что происходит и может произойти с каждым, а рассказать про жизнь так, что она начинает казаться сказкой – особенный талант.

ABBA — S.O.S. 1975

Группа – не единственное, что было в жизни музыкантов. За время работы в АВВА Агнета 18 раз повявляется на радио с соло-номерами. Девушки выпускают сольные альбомы. Карьера обеих вокалисток и после распада групп и семей тоже сравнимы. Они были и остались равными, но все же чуть более равной оказалась Фельтског.

Большой актрисой — при всей любви — Агнету не назовем. Но отметим, что она была идельна именно как актриса — в ролике «The Day Before You Came» (август 1982) вышедшем уже после альбома «The Visitors» (1981). Затеем АВВА разошлись – это было прощание. Было ли это расставание ошибкой – кто знает. Эта же невозможно романтичная песня имеет в сети много вариантов – лучше смотреть оригинальный клип. Там поезда, туман, особая «северная» нежность и прекрасная, печальная Агнета.

Abba — The Day Before You Came

Жизнь продолжалась. Фельтског еще в 1980-м записывает альбом Agnetha & Linda «Nu Tändas Tusen Juleljus» — дуэтом с дочкой. Пугачева и Валерия тут не первопроходцы. Диск – милый и непритязательный — становится одним из самых продаваемых рождественских альбомов в истории Швеции.

Agnetha & Linda «Nu tändas tusen juleljus»

В группе таланты Агнеты, как автора, не были востребованы и вряд ли ей это нравилось. В 83-м она выпустила первый пост-АВВА соло-альбом «Wrap Your Arms Around Me». Он стал No.1 в Швеции, Норвегии, Финляндии, Бельгии и Дании. Затем певица работает с Эриком Стюартом из 10СС, Питером Сетера (Chicago). К этому времени относится и ролик на песню, сделанную вместе с другими мучительно выходящими в тираж героями эпохи – группой Smokie. Теперь у нее было все – известность, свобода и успех. Вот суперхитов не случилось. Большая эстрада умирала на глазах – и умерла к концу десятилетия. С 1987 года до 1994-го Фельдског не выпускала альбомов.

Agnetha Fältskog (ABBA) & Smokie — «Once Burned Twice Shy», 1983

Агнета — самый успешный сольный артист из АББА. Причем, есть ощущение, что никто кроме нее особенно и не попытался стать звездой вне группы. Они уже сделали то, что должны были сделать — вместе. В 2007 году певица пришла на стартующий спектакль «Mamma Mia!» в Стокгольме, через год вместе с экс-коллегами по группе присутствует на премьере киноверсии «Mamma Mia!». Два года назад реализует новый альбом «А», сдержанный и безупречно качественный.

 

«Wrap Your Arms Around Me»

Agnetha Faltskog The Complete Album – «A», 2013

Конечно, стиль буквально исходит и от записей группы, и от работ Агнеты-соло. То, что делала ABBA – это дыхание времени, но дело не только в талантах, но и в совпадении этих талантов и эпохи. Ведь реальных наследников у группы не появилось. Только веселые клоны, не обладающие и близко той фолк-раскованностью, диско-танцевальностью и рок-драйвом. Сейчас в сети старательно раскручиыввают игру «ABBA-Монополия» и недавно открывшийся Музей АВВА, в котором есть множество мультимедийный радостей.

Агнета со своим умением работать и новым альбомом понятней и ближе и к жизни, и к музыке. Она создала на эстраде образ не просто идельной женщины, а идеальной шведки. В ее работе есть и вызывающий сейчас особую ностальгию дух 60-х, и актуальное, как никогда, качество. Результат ABBA — 370 миллионов проданных альбомов и синглов – может вызывать только светлую зависть и уважение. Так что пусть эти шведские женщины отмечают дни рождения и поют дальше – это получается у них очень хорошо.

 С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОЛОС ДИСКО!

Представляю вашему вниманию красивейший TopMix видеоверсий легендарных песен шведской группы ABBA.

Один из лучших голосов поп-сцены возвращается к творческой деятельности после многих лет молчания. К радости поклонников, на сцену вновь выходит лицо группы ABBA Агнета Фельтског. В европейской прессе решение «блондинки из «АББЫ» уже назвали одним из величайших возвращений в мире шоу-бизнеса.

 

 

 использованы источники:

http://www.m24.ru/

http://clipovo.ru/news.php?extend.3303

 

Агнета не любила выступать на сцене

Сейчас много говорят о группе ABBA. Во вторник в Стокгольме открывается музей легендарной шведской группы, а накануне этого несомненно очень важного события в жизни миллионов поклонников шведской четверки, дала интервью, говорят, едва ли не первое за последние тридцать лет бывшая солистка АВВА Агнета Фельтског.

Как следует из интервью журналу You, 63-летняя блондинка, недавно записавшая новый альбом, довольно критически относится к творчеству АВВА и считает, что звук и тем более танцы даже в период наивысшего расцвета группы были очень посредственными. Танцы солисток АВВА не идут ни в какое сравнение с тем, как танцуют современные исполнительницы, считает она. Например, Леди Гага. В этом, кстати, нет ничего удивительного, потому что «аббовцев» никто танцевать и двигаться на сцене не учил.

Агнета призналась читателям журнала, что всегда предпочитала работу в студии звукозаписи выступлениям на сцене живьем. Мать двоих детей и бабушка трех внуков также призналась, что слава и известность оказались для нее слишком тяжелым грузом.

«Возможно, несколько лет я была отшельницей, — цитирует Агнету Daily Telegraph. — Я так устала, когда распалась АВВА. Тогда просто хотелось спокойной жизни, побыть с детьми. Я вышла замуж, развелась… и все это произошло за десять лет. Сейчас сама спрашиваю себя: как я сумела со всем этим справиться? Наверное, потому что была тогда молода».

Напомним, новый альбом Агнеты с простым названием «А» выйдет 13 мая.

ПРИГЛАШАЕМ:

На концерт группы МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Блондинка из ABBA победила фобии и вернулась к творчеству После многих лет затворнической жизни лицо группы ABBA Агнета Фельтског записала альбом. Диск десятилетней давности My Coloring Book ее поклонников не устроил, потому что в нем были лишь кавер-версии старых песен (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Блондинка из ABBA победила фобии и вернулась к творчеству

После многих лет затворнической жизни лицо группы ABBA Агнета Фельтског записала альбом. Диск десятилетней давности My Coloring Book ее поклонников не устроил, потому что в нем были лишь кавер-версии старых песен (далее).

Неумолимое время ABBA… Агнете Фельтског


Да, да, той беленькой из «АББЫ» , в которую в 70-8-г.г. прошлого века была влюблена добрая половина мужского населения планеты, увы исполнилось 65 лет.

ABBA — the day before you came

Агнета Фельтског появилась на свет в шведском городке Йенчепинг 5 апреля 1950 года. Она была первой из двух дочерей менеджера универсального магазина Ингвара Фельтскога и домохозяйки Биргит Юханссон. Страсть к искусству Агнета унаследовала от отца, который интересовался шоу-бизнесом и музыкой.

Если отцу не удалось осуществить свои мечты, то его дочь принялась их реализовывать с раннего детства. В 5 лет Агнета заявила, что хочет стать знаменитой и написала свой первый хит ‘Två små troll’. Вместо того, чтобы как все дети рыться в песочнице, она целыми днями играла на соседском пианино. Наконец, в 7 лет она получила в подарок от родителей собственный музыкальный инструмент.

Музыка была не просто увлечением, а страстью, которая затмевала собой все. В школе Агнета училась неплохо, но проявляла интерес только к литературе и языкам. Когда ей исполнилось 14 лет, учителя отказались учить ее музыке. Но не потому, что она была бездарной. По словам учительницы, Фельтског была гениальным ребенком, и научить ее большему было просто невозможно.

Агнета имела не только хороший слух, но и необходимые организаторские способности. В школе она сумела собрать музыкальную группу ‘The Cambers’, которая выступала на вечеринках и различных мероприятиях. Быстро повзрослев, Фельтског решила, что пора строить музыкальную карьеру и ушла из школы. Ей было всего 15 лет, но она уже знала, кем хочет стать и как этого добиться.

Чтобы заработать себе на жизнь, Агнета устроилась в автомобильную компанию. Параллельно она подыскивала себе место в музыкальной сфере и вскоре нашла его в ансамбле Бернтра Энгхардта. Сначала она заменяла заболевшую солистку ансамбля, а со временем стала полноправным членом коллектива.

В составе группы Агнета успешно выступала в течение нескольких лет. Как-то Энгхардт послал записи ансамбля в звукозаписывающую студию в Стокгольм, и через несколько дней оттуда позвонил известный продюсер Лилле Герхард. Его очень впечатлил голос Агнеты, и он предложил ей записать полноценный сольный альбом. Девушке это показалось несправедливым по отношению к группе, и сначала она отказывалась. Но затем участники ансамбля все же уговорили ее записаться. Так Агнета Фельтског ступила на тропу славы и популярности.

Дебютный альбом молодой певицы ‘Agnetha Faltskog’ произвел в Швеции настоящий фурор и стал одним из самых популярных альбомов 1968 года. Но впервые голос Агнеты услышали годом ранее, когда на радиостанциях зазвучала песня ‘Jag var så kär’. Вскоре девятнадцатилетняя Агнета Фельтског превратилась в ведущую певицу Швеции.

Однако настоящая слава была еще впереди. Однажды на телевизионном шоу Агнета познакомилась с начинающим музыкантом Бьорном Ульвеусом. Тот вместе с товарищем Бенни Андерссоном уже давно подумывал о создании музыкальной группы. В качестве второй бэк-вокалистки была приглашена подруга Бенни, Анни-Фрид Лингстад – певица, уже успевшая засветиться на фестивалях в Азии и Южной Америке.

Впервые шведская четверка выступила вместе 1 ноября 1970 года в одном из ресторанов Гетеборга. В качестве названия группы была выбрана аббревиатура, состоящая из первых букв имен ее участников – ‘АВВА’. Сначала Агнета и Анни были лишь бэк-вокалистками, но со временем их роль в творчестве группы заметно выросла.

С созданием ‘АВВА’ жизнь Агнеты Фельтског завертелась с невероятной скоростью. Ее отношения с Бьорном Ульвеусом постепенно переросли в романтические, и 6 июля 1971 года они поженились. Через два года на свет появилась дочь Линда, а в 1977 году – сын Кристиан. Союз Агнеты и Бьорна пришелся публике по душе, к тому же он немало способствовал позитивному имиджу группы. Ведь что может быть прекрасней поющей пары? Однако в их отношениях было не все так гладко. Оба оказались неприспособленными к семейной жизни, оба ставили свои амбиции и творчество выше семейных ценностей. В 1978 году, спустя несколько месяцев после рождения сына, они расстались. По словам Агнеты, это случилось в ночь на Рождество, когда она покинула дом с разбитым сердцем.

Тем временем популярность группы росла с каждым днем. В 1973 году вышел первый альбом ‘АВВА’, ‘Ring Ring’, а через год их песня ‘Waterloo’ победила на ‘Евровидении’ в городе Брайтоне. С этого времени началось победное шествие ‘АВВА’ по городам Европы и Америки, бесконечные концертные туры, неумирающие хиты. Три альбома группы стали в США ‘золотыми’, а один – ‘The Album’ – ‘платиновым’.

Кроме выступлений в ‘АВВА’, Агнета продолжала сольную карьеру. В 1975 году вышел ее альбом ‘Elva Kvinnor I Ett Hus’, который состоял из 11 совершенно новых по стилю и звучанию композиций. Музыку ко всем песням написала сама певица, а слова – поэт Боссе Карлгрен. По словам Фельтског, этот альбом стал одним из лучших ее творений.

Свои творческие изыскания Агнета продолжила и после распада ‘АВВА’. В 1982 году вышел ее сингл ‘Never again’, а через год — первый англоязычный альбом ‘Wrap Your Arms Around Me’, ставший лидером хит-парадов Швеции. Такую же участь постигла и последняя выпущенная в 80-х пластинка ‘I Stand Alone’ (1987).

2004 году после семнадцатилетнего перерыва Агнета Фельтског вернулась в музыку. Причиной столь долгого перерыва была депрессия, которая захлестнула певицу после распада ‘АВВА’. По словам Агнеты, она очень устала от пения и музыки и думала, что исчерпала себя. К тому же у нее развилась боязнь микрофона, которую ей удалось преодолеть только спустя годы.

Первый сингл певицы после долгого отсутствия ‘If I Thought You’d Ever Change Your Mind’ оказался кавер-версией английской исполнительницы Силлы Блэк. Он вышел в апреле 2004 года, а спустя несколько недель появился полноценный альбом ‘My Colouring Book’, состоящий из каверов на популярные песни 60-х годов. Он был хорошо встречен критиками и вошел в десятку лучших альбомов ряда европейских стран.

В 2013 году Агнета выпустила альбом ‘А’, который состоял полностью из новых песен. 7 мая в Стокгольме состоялась церемония открытия музея группы ‘АВВА’, на которой присутствовали трое ее участников. Агнета не смогла приехать на церемонию, но порадовала поклонников своим выступлением по телемосту.

Сейчас Агнета Фельтског живет в поместье на острове Хельго и часто радует внуков своими песнями. Знаменитой исполнительнице уже за 60, но кажется, что она только начинает свой творческий путь. Она полна сил и уверенности, как будто ей снова 15.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *