Содержание

Дочь профессора из «Интердевочки»: как сложилась судьба актрисы

«Фотография на память» Рубена Мурадяна, «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова, «Интердевочка» Петра Тодоровского – это лишь некоторые фильмы, в которых Наталья Щукина успела сняться до своего прихода в театральное училище. Не каждый взрослый и опытный актер имеет за плечами столь внушительную фильмографию. С чего все началось? Сейчас Наталья и сама удивляется своему пути в театр и кино. Может, все случилось благодаря ее характеру?

– В детстве я была очень деловая. Я и сейчас иногда могу включить этот режим, – признается актриса.

Впрочем, несмотря на деловитость, девочка внутри была довольно застенчивой.

– Летом мама из Москвы отправляла меня к бабушке с дедушкой в Барнаул, где я родилась. Я ходила в парк культуры и отдыха, там были развлечения на культурной площадке. И каждый раз, когда говорили: «Кто из зрителей хочет выйти?», одна часть меня сжималась и думала: «Ни за что на свете!», а другая громко говорила: «Я!». Побеждала та, которая говорила «Я!»… Такая борьба и сейчас во мне происходит периодически.

читайте также  Карина Разумовская: о розовом слоне, обиде на «Мажора» и любви

Актеров в семье Щукиной не было, но предпосылки к этому были.

– Единственный человек, которого в семье называли артисткой, – родная сестра бабушки. Она была невероятно смешная и артистичная. А моя бабушка знала все про советских артистов: кто на ком женат, кто с кем живет, кто с кем разошелся, – улыбается Наталья.

Все решил случай: однажды в школу, в которой училась Наташа, пришли люди из Театра на Красной Пресне, чтобы набрать детей для младшей студии.

– И мы с подружкой Наташей Метлиной – ныне прекрасной журналисткой – пошли. Нам было по десять лет.

Так началась совсем другая, «театральная» жизнь девочки.

– Помню, у нас был спектакль «Доброй охоты!». Дима Марьянов в нем играл Маугли, Наташа Метлина – Багиру, а у меня было две роли – бандерлога в первом акте, а во втором – девушки, в которую влюбляется Маугли. История наша заканчивалась очень трагично…

Уже в 15 лет она попала в свой первый фильм – «Фотография на память». На какие жертвы пришлось пойти Наталье ради съемок в этой картине? Почему она считала, что Эльдар Рязанов жалеет, что утвердил ее в свой фильм «Дорогая Елена Сергеевна»? Почему из всех театральных училищ она выбрала Щукинское? Был ли Марк Захаров строгим режиссером? И какую роль сыграл Дмитрий Марьянов в истории прихода Натальи в «Ленком»?

Наталья, еще учась в «Щуке», была приглашенной актрисой в детском спектакле «Ленкома» «Бременские музыканты».

– И когда Марк Анатольевич Захаров позвал меня к себе в кабинет и сказал, что приглашает работать у него в театре, я ответила: «Я подумаю»… – улыбается актриса. – Вот сейчас я бы такое не смогла произнести, если бы со мной говорил мастер такого уровня.

Как на это «Я подумаю» отреагировал Марк Захаров? Почему Щукина считает, что к чувству юмора «ленкомовских» актеров надо привыкнуть? Чем ее напугал Олег Янковский при первой встрече? Нравится ли ей преподавать студентам? Почему дочь актрисы не пошла по ее стопам? Обо всем этом – в программе «Мой герой».

Смотрите фоторепортаж по теме: Секс-символ советского кино и сегодня будоражит воображение фанатов

Актеры фильма «Интердевочка»: тогда и сейчас | Приколись — Смешные приколы

В 1989 году режиссер Петр Тодоровский выпустил в свет фильм «Интердевочка», сюжет которого был взят из одноименной книги Владимира Кунина.

Лента, повествующая о нелегкой судьбе «ночной бабочки», мечтающей вырваться из порочного круга и начать жизнь с чистого листа, произвела на зрителя неизгладимое впечатление. Актеры, снявшиеся в картине, получили возможность занять свою нишу в мире большого кино и в полной мере раскрыть лицедейский талант в будущем.

Редакция 24СМИ рассказывает любителям советского кинематографа о жизни артистов фильма тогда и сейчас, составив список с фотографиями.

Елена Яковлева (1961)

Фильм «Интердевочка»: актриса Елена Яковлева в роли Тани Зайцевой — тогда и сейчас

Главная женская роль в фильме досталась актрисе Елене Яковлевой. Героиня артистки — медсестра Таня Зайцева, которая после работы перевоплощалась в девушку легкого поведения.

Яковлеву зритель знал и до выхода в свет «Интердевочки», но после премьеры ленты карьера актрисы стремительно пошла в гору. Сейчас Елена также снимается в кино, часто появляясь в сериалах.

Томас Лаустиола (1949)

Фильм «Интердевочка»: актер Томас Лаустиола в роли Эдварда Ларсена — тогда и сейчас

Фильм «Человек-амфибия»: актеры и роли

Несмотря на преимущественно женский состав ленты, не стоит забывать и о представителях сильной половины человечества, появившихся в кадре.

Так, жениха Тани — Эдварда Ларсена — сыграл актер Томас Лаустиола. В отличие от Яковлевой, после премьеры ленты уймы предложений о сотрудничестве артист не получил.

Впоследствии Томас снялся в ряде непримечательных картин. Последняя его работа — фильм «Тайны Сильверхейда».

Лариса Малеванная (1939)

Фильм «Интердевочка»: актриса Лариса Малеванная в роли Аллы Сергеевны — тогда и сейчас

Актриса Лариса Малеванная в фильме перевоплотилась в маму Тани Зайцевой — Аллу Сергеевну.

Стоит отметить, что в кинематографической биографии артистки и до «Интердевочки» числились популярные фильмы. Съемки в картине позволили Ларисе закрепить за собой звание многогранной лицедейки.

К радости поклонников, Малеванная и сегодня снимается в кино, продолжая пополнять свой послужной список новыми проектами.

Анастасия Немоляева (1969)

Фильм «Интердевочка»: актриса Анастасия Немоляева в роли Ляльки — тогда и сейчас

Получить роль Ляльки актрисе Анастасии Немоляевой помогли ее модельная внешность и роскошные волосы. Героиня Немоляевой являлась подругой главной героини ленты и также искала себе богатого спонсора.

Впоследствии хорошо зарекомендовавшая себя артистка снималась и в сериалах, и в полнометражных картинах. Сегодня Анастасия все также востребована у режиссеров, а ее актерское амплуа пополнилось парой новых образов.

Ингеборга Дапкунайте (1963)

Фильм «Интердевочка»: актриса Ингеборга Дапкунайте в роли Кисули — тогда и сейчас

В актерском составе фильма числилась и актриса Ингеборга Дапкунайте. В ленте литовская артистка примерила на себя образ проститутки по прозвищу Кисуля.

Эта роль принесла Ингеборге всесоюзную популярность. После премьеры картины Дапкунайте вместе с Томом Крузом снялась в фильме «Миссия невыполнима», а затем на съемках «Семь лет в Тибете» поработала с Брэдом Питтом.

Мартиньш Вилсонс (1954)

Фильм «Интердевочка»: актер Мартиньш Вилсонс в роли Виктора — тогда и сейчас

Актер Мартиньш Вилсонс сыграл в ленте возлюбленного валютной представительницы древнейшей профессии — дальнобойщика Виктора.

Съемки в «Интердевочке» позволили обаятельному артисту получать не только второстепенные, но и главные роли в фильмах. В 2016 году Вилсонс на пару с Вячеславом Хархотой и Ариной Постниковой снялся в картине «Миссия 1.2», а через год он пополнил актерский состав сериала «Отличница».

Любовь Полищук (1949-2006)

Фильм «Интердевочка»: актриса Любовь Полищук в роли Зины Мелейко — тогда и в последние годы

Актеры фильма «Покровские ворота»: тогда и сейчас

Помимо Ирины Розановой и Елены Яковлевой, в фильме снялась и именитая актриса Любовь Полищук, перевоплотившаяся в разнорабочую Зину Мелейко.

После премьерного показа картины Любовь получила главную роль в фильме «Любовь с привилегиями». Также она снялась в ленте «Тот самый Мюнхгаузен» и сериале «Моя прекрасная няня».

Многогранной актрисы не стало осенью 2006 года.

Актеры фильма «Интердевочка» тогда и сейчас. ФОТО

Как сейчас выглядят исполнители главных ролей в фильме «Интердевочка».

В январе 1989 года на советские экраны вышла драма «Интердевочка» режиссера Петра Тодоровского повести Владимира Кунина. Лента стала одним из самых знаменитых фильмов времен Перестройки и лидером советского проката. В картине впервые в СССР было откровенно рассказано о жизни жриц любви.

Фильм буквально перевернул все прежние представления о том, что можно показывать на экране, а что нельзя, стал вызовом ханжескому и двуличному тезису «в СССР секса нет».

Исполнители главных ролей в один миг превратились в звезд советского кинематографа.

«Интердевочка» — один из первых опытов съемок советского кино не на государственные деньги. Картина снималась в Ленинграде в гостинице «Прибалтийская», а также в Москве и Швеции. Съёмки прошли очень быстро — всего за три месяца. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции.

Портал stuki-druki.com предлагает вспомнить главных героев легендарного фильма, и сравнить, как они изменились за много лет.

Главная героиня Таня Зайцева (Елена Яковлева) днем работает медсестрой в больнице, а по ночам подрабатывает валютной проституткой.

Елена Яковлева в фильме «Интердевочка» и сейчас

Во время работы проституткой Таня Зайцева познакомилась с шведским инженером Эдвардом Ларсеном (Томас Лаустиола), который влюбился в нее и позвал замуж.

Томас Лаустиола в фильме «Интердевочка» и сейчас

Мать главной героини Алла Сергеевна (Лариса Малеванная) — учительница, она даже не догадывается о ночной жизни дочери и уверена, что та обычная медсестра.

Лариса Малеванная в фильме «Интердевочка» и сейчас

Актриса Анастасия Немоляева сыграла Ляльку — молодую девушку, которая с завистью смотрит на шикарно одевающуюся Таню Зайцеву, и тоже начинает мечтать о том, чтобы стать проституткой.

Анастасия Немоляева в фильме «Интердевочка» и сейчас

Николай Платонович, отец Тани (Всеволод Шиловский), в свое время бросил ее с матерью и никогда не вспоминал о них. Когда Тане потребовалось его разрешение на выезд в Швецию, папаша потребовал с дочери большую сумму денег.

Всеволод Шиловский в фильме «Интердевочка» и сейчас

Кисуля (Ингеборга Дапкунайте) — коллега Тани. Она лимитчица, которой приходилось самой прокладывать себе дорогу в жизни. Кисуля умна, хитра и расчетлива, не упускает возможности заработать даже на беде своей подруги.

Ингеборга Дапкунайте в фильме «Интердевочка» и сейчас

Валютную проститутку Симу-Гулливер сыграла актриса Ирина Розанова. Когда Таня уедет с мужем в Швецию, то именно Сима-Гулливер предупредит ее по телефону, что СССР ей возвращаться нельзя: Кисуля была арестована за валютную операцию и свалила всю вину на Таню.

Ирина Розанова в фильме «Интердевочка» и сейчас

Зина Мелейко (Любовь Полищук) — проститутка со стажем, днем она — разнорабочая в Ленмостостройпроекте, ночью — обслуживает иностранцев в гостинице. К сожалению, замечательная актриса Любовь Полищук умерла 28 ноября 2006 года от рака.

Любовь Полищук в фильме «Интердевочка» и незадолго до смерти

Актриса Наталья Щукина сыграла роль Натальи-Школьницы — самой молодой коллеги Тани, ее героиня — десятиклассница, дочь профессора-африкановеда.

Наталья Щукина в фильме «Интердевочка» и сейчас

Актриса Татьяна Агафонова исполнила эпизодическую, но яркую роль — колоритную проститутку-толстушку Верку-Москвичку.

Татьяна Агафонова в фильме «Интердевочка» и сейчас


Фильм Интердевочка актеры и роли / 1989 | Актеры и роли

В этом разделе собраны все актеры и актрисы фильма Интердевочка. В списке актрис и актеров, снявшихся в фильме Интердевочка 1989 года, также имеется информация о героях и ролях, которых они сыграли. Главные мужские роли в фильме исполнили актеры Зиновий Гердт, сыгравший роль «Борис Семенович», Всеволод Шиловский, сыгравший роль «Николай Платонович», Ментай Утепбергенов, сыгравший роль «японец». Главные женские роли в фильме сыграли актрисы Ингеборга Дапкунайте, исполнившая роль «Кисуля», Любовь Полищук, исполнившая роль «Зина Мелейко», Анна Фроловцева, исполнившая роль «сотрудница ОВИРа». Авторы и Создатели фильма: режиссер — Петр Тодоровский, сценарист — Владимир Кунин.

Фильмографии всех актеров, актрис и создателей фильма Интердевочка (1989) можно найти по соответствующим ссылкам (фото актера).

  • Рейтинг KinoPoisk.ru: 7.39 (7476)
  • Рейтинг IMDb.com: 7.1 (445)

Актеры фильма «Интердевочка»

  • Зиновий Гердт

    Борис Семенович

  • Всеволод Шиловский

    Николай Платонович

  • Ментай Утепбергенов

    японец

  • Валерий Хромушкин

    Володя

  • Игорь Сидоренко

    Юрка Козлов

  • Мартиньш Вилсонс

    Виктор

  • Сергей Кошонин

    таксист

  • Томас Лаустиола

    Tomas Laustiola

    Эдвард

  • Торстен Валунд

    Torsten Wahlund

    Гюнвальд

  • Борис Вельшер

    Луиджи

  • Геннадий Сидоров

    Женя

  • Игорь Ветров

    Анатолий Андреевич

  • Всеволод Ларионов

    рассказчик, озвучка

  • Евгений Леонов-Гладышев

  • Сергей Бехтерев

    официант

Актрисы фильма «Интердевочка»

  • Ингеборга Дапкунайте

    Кисуля

  • Любовь Полищук

    Зина Мелейко

  • Анна Фроловцева

    сотрудница ОВИРа

  • Елена Яковлева

    Татьяна

  • Анастасия Немоляева

    Лялька

  • Ирина Розанова

    Сима-«Гулливер»

  • Наталья Щукина

    Наталья

  • Лариса Малеванная

    Алла Сергеевна

  • Мария Виноградова

    Сергеевна

  • Татьяна Агафонова

    Верка-Москвичка

  • Марина Гайзидорская

    Нефёдова

Режиссер фильма «Интердевочка»

Сценарист фильма «Интердевочка»

Оператор фильма «Интердевочка»

Актер (дубляж) фильма «Интердевочка»

Как «Интердевочка» учила любить Родину — Статьи на КиноПоиске

21 января исполняется 30 лет одному из главных блокбастеров перестройки. Но, в отличие от других резонансных картин эпохи — «Маленькой Веры» или «Ассы», фильм Тодоровского только укреплял советскую кинотрадицию. Рассказываем почему.

«Как я хотела рыдать, кричать, когда смотрела на этих девочек, на все, что происходит в фильме. Как хочется еще раз увидеть живое, эмоциональное лицо Тани!» «Это самый яркий образ современницы 80-х годов». «Залы кинотеатров на все сеансы были переполнены. Не помню, чтобы еще какой-либо фильм имел такой успех, даже заграничный». «Люди плакали, выходили из зала притихшие, расстроенные».

Подобные письма сотнями приходили в редакцию журнала «Советский экран» после выхода в прокат фильма Петра Тодоровского. «Интердевочке» действительно сопутствовал оглушительный успех. В 1989-м ее посмотрело около 40 миллионов зрителей. В чем же был секрет зрительского ажиотажа? В игре Елены Яковлевой, исполнившей роль проститутки Татьяны Зайцевой? В невиданных нарядах? В разговоре на табуированные до того темы?

Елена Яковлева на съемках фильма «Интердевочка»

Секс есть!

Снять фильм на тему валютной проституции, показав на экране достоверную картину происходящего в барах гостиницы «Интуриста» (известно, что Владимир Кунин, автор оригинальной повести, прожил какое-то время в Варшаве, где смог понаблюдать за жизнью польских проституток, а после возвращения в СССР обратился к милицейскому начальству с просьбой помочь ему в сборе материала) — казалось бы, что может быть радикальнее? Позиция официальной советской культуры относительно этого социального порока была предельно ясна. В документальном фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Тени на тротуарах» (1960) допрос молодой девушки (очевидно, проститутки) сопровождался строгим дикторским текстом: «Ее зовут Людмила, но и у нее вместо имени кличка. В ресторанах, где проходит ее жизнь, ей кричат „Софи!“», а появлявшаяся в кадре дружинница спрашивала у Софи со строгим видом: «Как же так? Вот вы не работали — как же вы жили? Ходили по ресторанам, так одевались? Неужели вам все это не противно?» И опять диктор: «И неужели, Люся, ты сама хочешь обворовать себя, отказавшись от истинно человеческих радостей: дружбы заводских ребят, волнения перед экзаменами в техникуме, любящих глаз мужа и первого бормотания такого вот Сережки» (тут в кадре появлялся маленький ребенок).

Откровенная сексуальность воспринималась как нечто угрожающее спокойствию самой страны. В довольно курьезном романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1967) американская шпионка Порция Браун пыталась при помощи стриптиза совершить идеологическую диверсию:

— Господа! — резким своим выкриком Порция Браун остановила танец. Она стояла с поднятой рукой. — Одну минуточку! Кирилл вздумал меня поймать на расхождении моих слов о стыдливости с делом. Мы только что заключили пари. Сейчас будет стриптиз. Прошу устроить свет соответственным образом.

В лицо Ии ударил жар. Не может быть, этого не будет, американка не решится на это, нет!

— Товарищи, товарищи! — в отчаянии восклицала она.

— Феликс… — Ия остановилась посреди двора. — Там иностранка, из Англии, из Америки — не знаю откуда — показывает стриптиз.

— Что?!

— Да-да, надо это остановить. Нельзя это!

Они вбежали в квартиру, распахнули дверь в комнату. Там же в клубах табачного дыма, в сумраке звучала ритмичная музыка. Но время прошло, Порция Браун, видимо, уже закончила свое представление. Она сидела, отвалясь, на диване, куря и улыбаясь, а на коврике, сбрасывая с себя исподнее, изгибалась пьяная девица с лошадиным лицом и античной фигурой.

Именно стриптиз оказывается переломным моментом, точкой невозврата в классической комедии Гайдай «Бриллиантовая рука». Столкновение советской добродетели и злоупотреблений красивой жизни, которая, конечно, может быть только за границей, заканчивается спасительным вторжением советской общественности. А в «Интердевочке» Татьяна весело сообщает подвезшему ее таксисту: «Статьи для нас в уголовном кодексе не существует, потому что само вот это вот социальное явление отсутствует в стране полностью». При этом Татьяна воспринималась публикой не как идеологическая диверсантка, не падшая разложенка с «пониженной социальной ответственностью», а как «яркая современница 80-х годов». Более того, одна из зрительниц фильма даже находила ее полезным для воспитания подрастающего поколения: «Господи, да как же здорово, что не перевелись таланты на русской земле!.. Живите долго, создавайте больше таких картин, чтобы было чем жить и нам, простым людям. Я уже на пенсии, но к воспитанию молодежи всегда относилась серьезно. Спасибо вам, дорогие наши, спасибо по-матерински. Картина перевернула душу».

Казалось бы, все тут понятно. Четвертый год перестройки. Три года назад прошел знаменитый телемост Москва—Бостон, на котором Людмила Иванова (что показательно, администратор гостиницы «Ленинград», в которой вполне могла работать и героиня Яковлевой) к всеобщей потехе заявила: «Секса у нас нет, и мы категорически против этого». Фраза тут же превратилась в мем «В СССР секса нет». За год до «Интердевочки» в прокат выходит «Маленькая Вера», явившая миру грудь Натальи Негоды — в 1989-м она уже позирует для «Плейбоя». В СССР секс есть, его пульс бьется не только в общагах, но и в видеосалонах и на большом экране, и, кажется, скоро он действительно уничтожит казавшийся нерушимым Советский Союз. Но более пристальный взгляд и на фильм, и на советскую культуру заставляет изменить точку зрения.

«Маленькая Вера»

Таня и Ленин

«Интердевочка» вовсе не была попыткой порвать с советской традицией, она была продолжением этой традиции, но на другом материале. Картина Тодоровского (да и повесть Кунина) очень сильно укоренены в советской культуре, только не послевоенной, а ранней, послереволюционной. Дело в том, что поначалу перестройка мыслилась советской интеллигенцией как очередной возврат к ленинским принципам. Даже наглядная агитация всячески подчеркивала революционный дух горбачевских реформ, преемственность между Октябрем и гласностью с ускорением. Так что обращение к 1920-м, своеобразное повторение опыта этого бурного и во многом вольного послереволюционного десятилетия были естественны для многих культурных проектов того времени (в 1988-м, например, в Русском музее прошла большая персональная выставка Павла Филонова, советского авангардиста, попавшего в опалу в 1930-е после обвинений в формализме — предыдущая была еще во времена брежневской оттепели, в 1967-м, в Новосибирске).

Традиционная ноябрьская демонстрация в перестроечной Москве

В повести Кунина Татьяна не только описывает происходящие с ней события, но и дает им почти публицистический комментарий. В фильме этот комментарий превращен в монологи героини — так Таня кажется нам независимой в суждениях женщиной, которая не боится называть вещи своими именами (в современном американском инди-кино такая роль обычно отводится умной школьнице). В некоторых сценах (например, обличая жадность иногородних-лимитчиков) она и вовсе становится этаким резонером, авторским голосом.

Похожий прием можно обнаружить в советской литературе 1920-х, в прозе Пантелеймона Романова или Сергея Малашкина. Там героини не только раскрывали подробности своей личной жизни, часто довольно причудливой (у Малашкина в его знаменитой «Луне с правой стороны» героиня-комсомолка участвует в «афинских ночах» и курит «анаша»: «Нынче вечером обещали ребята принести „анаша“, я накурюсь, и тогда все переродится передо мной: сольются в одно целое улицы, площади, авто, лихачи, люди и закружатся колесом, а я, сидя на корточках и глядя на это колесо, буду покачиваться из стороны в сторону всем туловищем и безудержно хохотать. Ха-ха!»), но и давали происходящему своеобразную оценку, исподволь показывая читателю прелести нормальной жизни. Тогда же на экраны вышла «Проститутка» Олега Фрелиха, одна из самых скандальных (и, вероятно, самых скучных) советских картин немого периода. Перед зрителем разворачивалась трагическая судьба трех женщин, вынужденных пойти на панель: мать-одиночка, молоденькая девушка, проданная собственной бабушкой, и бывшая горничная, ставшая проституткой еще до революции. За сценами с разгульной (и довольно пристойной) жизнью борделей следовала вставленная в фильм лекция о проституции в СССР и капиталистических странах. Поскольку картина Фрелиха снята еще в немой период, вся необходимая советскому человеку статистическая информация по вопросу дана при помощи инфографики.

Елена Яковлева на съемках фильма «Интердевочка»

Подобно прозе и фильмам 1920-х, «Интердевочка» при всей своей кажущейся провокативности — это довольно консервативное, очень традиционное произведение. Таня не только женщина 1980-х, но и та «идеальная проститутка», которую мог бы придумать советский зритель. Дочь заслуженной учительницы (в повести этот мотив еще усилен тем, что помогает матери героини не Лялька, соседка и коллега Тани, а хулиган Козлов, один из ее бывших учеников), прекрасная медсестра, горячая патриотка. Как заметил один из читателей «Советского экрана»: «Мне кажется, что женщина, избравшая проституцию своим ремеслом, должна что-то в себе преодолеть, переступить какой-то нравственный порог. Героиня же нравственна и распрекрасна в душевном отношении».

На съемках «Интердевочки». На переднем плане — Яковлева, Тодоровский, оператор Валерий Шувалов

Ремесло Тани кажется чем-то абсолютно условным. Эротизм фильма довольно скромен, нежность Таня проявляет в основном по отношению к Эдварду Ларссону, который с самого начала заявлен как ее будущий муж, а единственная постельная сцена при помощи монтажа превращена в комический номер. В кадре зритель видит только (довольно безучастную) голову героини и может лишь предполагать наличие ее партнера. Глядя на этот целомудренный монтажный секс, один из зрителей заявил: «Судя по ее появлению в постели, не видно, что она может устать и вспотеть, и многие девушки захотят быть такими интердевочками».

Костюмы Тани и ее «коллег по профсоюзу» также работают на создание некой условной реальности. Костюмы для съемок Петр Тодоровский велел покупать в Швеции. Яркие наряды, наложившие отпечаток на дальнейшее развитие советской моды, максимально отличались от того, с чем мог столкнуться советский гражданин в своей повседневности. То же самое можно сказать про нижнее белье. Так, художник по костюмам Алина Будникова вспоминала: «Мы выбирали трусы с поясом на бедрах из качественного тонкого шелка. В меру открытые, непрозрачные, без всяких рюшек, но многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съемок режиссер предложил ей оставить себе». Стоит ли замечать, что экзотический экранный образ Татьяны и ее подруг существенно отличался от нарядов подлинных проституток (согласно известному анекдоту, когда у находившегося на съемочной площадке милиционера спросили, кто из актрис больше всего похож на настоящую проститутку, он указал на стоявшую рядом с ними неброско одетую Будникову).

«Мосфильм» — Голливуд

Вторая серия фильма, в котором героиня переезжает в Швецию, играла двойную роль. С одной стороны, советский зритель мог насладиться подробностями жизни в капиталистической стране (сам Тодоровский подчеркивал, что съемки в Швеции качественно отличались от привычных для советского кино съемок в Риге, обычно игравшей роль условной заграницы). Автомобиль, собственный дом, посиделки в барах и горничные, разносящие гостям напитки, телевизор с пультом дистанционного управления — все это казалось чем-то новым и манящим, одновременно давая повод задуматься об условиях жизни в СССР. Один из зрителей с негодованием восклицал: «С чего начинают все эти девушки, женщины-проститутки — одним словом, интердевочки? Да все из-за нашей жизни… В фильме показана не „сладкая жизнь“, а ее „горький итог“ и трагедия наших молодых девушек и женщин».

С другой стороны, упомянутый «горький итог» побега туда становился для зрителя вполне очевидным. В одном из интервью Тодоровский замечал: «Действие второй серии картины происходит в Швеции, куда попадает Танька, выйдя замуж за фирмача. Так вот, и в сценарии, и в повести Кунина жизнь в Швеции изображена достаточно схематично. Без знания шведского характера, традиций, психологии. И за короткое время съемок это знание, как вы понимаете, особенно не получишь».

Нехватка материала тут действительно очень заметна. Добившись отъезда из СССР, Таня начинает томиться от тоски по родине. Не столько фру Ларссон, сколько мадам Бовари. Но если героиня Флобера мечтала о какой-то другой жизни, то Таня мечтает о Ленинграде и считает, что шведы не способны оценить величие русской души (предсказание подобного поворота содержится уже в сцене отлета Тани из СССР, которая сопровождается песней «По диким степям Забайкалья»). Таня не может привыкнуть к особенностям жизни в Швеции, ходит в православный храм и немного ссорится с мужем. В противовес Эдварду Ларссону появлялся дальнобойщик Виктор — хороший рабочий парень из одного с Таней дома, упущенная возможность семейного счастья на родине.

Об особой духовности героини (помимо посещения церкви и цитирования стихов Пастернака) свидетельствует эпизод, в котором соседка пытается спасти ее мать, узнавшую о прошлом ремесле дочери и решившую покончить с собой. Сидя у себя в доме в Швеции, Таня слышит стук в дверь бывшей ленинградской квартиры.

Итак, проститутка с золотым сердцем и в то же время интеллигентная медсестра; девушка, выбравшаяся наверх, но заскучавшая в золотой клетке, к тому же и получившая в финале воздаяние за свои грехи (и не боящаяся этого воздаяния — она стремится в СССР, даже зная, что там ее может ожидать тюремный срок). При этом обаятельная и очень живая. Случай «Интердевочки» — один из тех, когда зрители с особым удовольствием «любят грешника, ненавидя грех». Тодоровский отлично понял, что нужно зрителю, разрывавшемуся между советским опытом и американской мечтой, и предложил ему свой вариант «Красотки» (за год до выхода оригинала) — голливудский сюжет с русской духовностью и оглядкой на советские традиции.

«Петр Тодоровский сделал простой, душевный, очень советский фильм, на нас повеяло забытым запахом старого доброго кино», — писала тогда критик Наталья Ртищева. В эти же годы киновед Владимир Дмитриев призывал бороться с ханжеством и, «отбросив трусость и лицемерие», предложить зрителям «высокий эротизм», «который потому и является высоким, что опирается на нравственность». И хотя эротизма у Тодоровского в общем и нет, нравоучительность его фильма сегодня не вызывает сомнений.

Неожиданные факты о фильме «Интердевочка» — Рамблер/кино

16 февраля на канале МИР покажут фильм «Интердевочка». Его сценарий был написан по одноименной повести Владимира Кунина, которая вышла в журнале «Аврора» в 1988 году. История медсестры Тани Зайцевой, которая днем лечит больных, а по ночам обслуживает в отеле иностранцев, потрясла весь Советский Союз. Это был знаковый фильм, который перевернул сознание многих. Во-первых, в нем были впервые показаны откровенные сцены секса, которого, как известно, «не было в СССР». Собственно, как и самих «жриц любви», о которых говорили только шепотом. А во-вторых, картина показала, что «красивая жизнь» за границей, в которую стремились многие молоденькие девушки, — по меткому описанию режиссера Андрея Житинкина, «мотыльки, летящие на свет» — не такая уж и радужная. Поэтому финал картины стал таким трагическим. Хотя, как оказалось, существовала и альтернативная версия конца фильма. Об этом, а также о других интересных подробностях съемок «Интердевочки», мы рассказываем сегодня.

К «ночным бабочкам» — за опытом

Чтобы проникнуться темой, писатель Владимир Кунин изучал мир валютных проституток на практике. Не в качестве их клиента, конечно. Он устроился на три месяца в милицейское спецподразделение, которое работало в ленинградской гостинице «Прибалтийская». Там в советское время останавливались богатые иностранцы, нередко пользовавшиеся услугами местных «ночных бабочек».

У режиссера Петра Тодоровского, который снял фильм, такого опыта погружения не было. О жизни валютчиц он ничего не знал, в чём чистосердечно и признался на страницах журнала «Советский экран». После этого на «Мосфильм» вереницей потянулись работницы панели, чтобы рассказать режиссеру о себе и объяснить, почему они «дошли до жизни такой».

Как режиссер «Военно-полевого романа» решил снимать фильм про проституток?

Петр Тодоровский вовсе и не мечтал снимать фильм про проституток. Бывшему фронтовику, режиссеру фильмов «Городской романс» и «Военно-полевой роман», тема продажных женщин, мягко говоря, была не близка. Но его уговорила жена Мира Тодоровская, которая прочла роман Владимира Кунина и поняла, что эта история просто просится на экран.

Сыграл и другой момент. По словам Валерия Тодоровского, сына режиссера, «у него был момент такого вызова — сделать какое-то массовое, народное кино, ведь до этого ни один из его фильмов не становился хитом в прокате». Кстати, тему на «Мосфильме», хоть и со скрипом, но одобрили, а вот всех денег на производство не дали. Это было 89-е — 90-е годы, и Мира Тодоровская нашла спонсоров в Швеции, которые добавили средств.

Почему на главную роль взяли Яковлеву?

В роли Тани Зайцевой, главной героини «Интердевочки», писатель Владимир Кунин видел «блондинку за углом», актрису Татьяну Догилеву. Именно ее он представлял себе, когда писал сценарий для фильма. Догилева и сама хотела сниматься, приходила на пробы. Но Тодоровский ее не утвердил. Тогда ему предложили Наталью Андрейченко. Та тоже не подошла. Семь месяцев искали актрису.

Попробовать на роль Тани малоизвестную тогда актрису театра имени Ермоловой Елену Яковлеву режиссеру предложила жена Мира. Но Петр Ефимович интердевочки в Елене поначалу не видел. Не та у актрисы была фигура! Не было у нее тела ни «вот тут», ни «вот тут»! 45 килограмм живого веса — какая же из нее проститутка?

И все-таки Елену вызвали на пробы. Претенденток на роль было так много, что очередь до Яковлевой дошла только поздним вечером. Разыгрывали сцену объяснения с матерью. Актриса Лариса Малеванная и режиссёр Тодоровский оба уже были без сил. Да и Елена Яковлева, весь день прождавшая своей очереди, уже была на грани эмоционального срыва и не смогла сдержать слез. Именно это и заметил режиссер, и решил, что Яковлева-то ему и нужна. Потом уже он подобрал ей яркую и колоритную компанию подруг по несчастью. Так в картине появились Любовь Полищук, Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте.

Секс с глицерином

Сцена секса с японским клиентом, на который Таня соглашается ради того, чтобы заработать деньги на отъезд в Швецию, была снята без участия актера, игравшего японца. И, конечно, никакого секса на съемках не было. Елена Яковлева отказалась сниматься обнаженной. И Петру Тодоровскому пришлось придумывать, как снять эротику без эротики. В процессе принимал участие почти весь мужской состав группы: один раскачивал кровать, другой — тумбочку, третий — светильник. А сам режиссёр тряс актрису за ноги.

Актриса Наталия Дрожжина, сыгравшая в фильме маму Ляли, вспоминает: «Её намазали глицерином, как будто ей жарко. Кровать трясли, тумбочки трясли. Японца там близко не было». В кадре, правда, получилось все не очень реалистично. Но для режиссера главным было донести суть, а не смаковать подробности. И Яковлева одними глазами сыграла все.

Альтернативная концовка

Тодоровский, как мы знаем, сделал финал фильма трагичным. Таня мчится на машине в аэропорт, чтобы вернуться в Москву и увидеть свою маму, но она еще не в курсе, что ее мама покончила с собой. Так и не успев узнать об этом, Таня тоже погибает, не справившись с управлением. Мало кто знает, что существовал и альтернативный финал. Шведские партнеры не захотели выпускать на экран картину с таким трагическим концом и попросили Тодоровского оставить главную героиню в живых. Режиссёр пошёл им навстречу. В альтернативном финале Таня улетает обратно в Ленинград навстречу неизвестности.

Правда, с такой концовкой «Интердевочка» в прокат так и не вышла. Шведский партнер обанкротился, и фильм Петра Тодоровского в Швеции никто не увидел. Но его всё равно узнали в мире! Картину посмотрели в Японии, Германии и Канаде. Именно с тем финалом, с которым его и задумывал режиссёр.

Читайте также

6 интересных фактов о фильме «Интердевочка»

Автор повести «Интердевочка» Владимир Кунин какое-то время жил в гостинице в центре Варшавы и ежедневно наблюдал за девочками в поисках иностранных клиентов. У него возникла идея написать повесть о жизни валютных проституток и, вернувшись в Ленинград, он обратился в милицейский генералитет с просьбой включить его в состав группы, занимающейся пресечением валютных операций и защитой иностранцев. Просьбу литератора удовлетворили и четыре месяца Кунин под видом сотрудника спецслужб работал в гостинице «Прибалтийская». Немолодого уже писателя проститутки принимали за высокий чин из КГБ и даже когда он признался, что собирает материал для повести — консультировать не горели желанием. И только после того, как ему удалось пообщаться с одной из них по душам — девушки ему поверили и стали своеобразными соавторами повести.

Когда повесть увидела свет — Кунина завалили письмами, и среди авторов были те самые «интердевочки» — одно из таких посланий, заканчивающееся словами «…девочки всю ночь читали, плакали и на работу не ходили», Кунин повесил над рабочим столом.

На популярное произведение обратили внимание режиссеры, однако, браться за столь скандальную тему никто не осмелился. То, что за экранизацию взялся серьезный режиссёр-фронтовик Пётр Тодоровский, было для кинокругов неожиданностью. Оказалось, что идеей снять фильм загорелась его жена Мира. Она уговорила мужа, договорилась о финансовом партнерстве со шведской компанией и стала одним из первых продюсеров, а фильм стал одним из первых, снятых не на государственные деньги.

Главную героиню подбирали полгода. Сам Владимир Кунин видел в ее роли Татьяну Догилеву, но она не устроила режиссера. Не подошла Тодоровскому и Наталья Андрейченко. Послали приглашение на пробы польской актрисе Катажине Фигуре, но ей не подошли условия контракта. От Елены Яковлевой режиссер был не в восторге — по его мнению актрисе не хватало женственности, но зато после проб он понял, что попадание в роль состоялось. «Женственность» актрисе добавили поролоном… Женский актерский состав получился очень эффектный — Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук и Анастасия Немоляева.

Шведские партнеры значительно облегчили процесс съемок — валютный бюджет, возможность приобрести заграничные наряды для героинь, хорошая кинопленка… Фильм отсняли за три месяца. Гостиницу для съемок выбрали ту же самую, где собирал материал Владимир Кунин — «Прибалтийскую». Когда снимали сцены в отделении милиции, то загримированные актрисы спросили у милиционеров кто из них больше всего похож на настоящую проститутку. И были ошарашены, когда оказалось, что это ассистентка костюмера, которая выглядела гораздо скромнее ярких актрис.

Для шведского проката смонтировали односерийную версию и изменили концовку. Финал советской версии Тодоровскому продиктовало кинематографическое руководство. Кстати, в Швеции «Интердевочку» тогда так и не увидели — вскоре после окончания съемок шведская кинокомпания обанкротилась.

Несмотря на огромный успех фильма в прокате, шумиху в прессе и множество предложений снять продолжение истории, создатели фильма сказали, что история закончена. Владимир Кунин на вопросы о сценарии «Интердевочки-2» сказал, что ста долларами теперь никого не удивишь и есть более доходные профессии, чем валютная проституция, а менять героине жизнь и устраивать ей семейное счастье было бы совсем нелепо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *