Один из самых зрелищных зимних видов спорта — лыжные гонки
Дистанции на лыжных гонках измеряются порой десятками километров, а на финише часто всё решают доли секунды. Как можно долго поддерживать максимально быстрый ход и при этом ещё ускориться на последних метрах, как правильно дышать и экономить силы – в «Энциклопедии зимней Олимпиады».
Промчаться километр, 10, 50. И проиграть сантиметры. Лыжные гонки — азарт до последнего. Ванкувер-2010. Россияне — Никита Крюков и Александр Панжинский бьются за олимпийское золото. Вместе падают за черту. Фотофиниш покажет — Крюков впереди на полботинка.
Отсечка времени идёт не по кончикам лыж — по креплению. Здесь вообще много тонкостей. Например, на повороте толкаться ногой можно два раза. Один, два, за третий — дисквалификация. Исключение — гонка свободным стилем.
До 80-х стиль был только классический. Потом появился коньковый. Правда, очень похоже на то, как двигается конькобежец плюс 20% к скорости. Соревнования стали зрелищнее. Олимпийцы разгоняются до 30 километров в час и даже больше. Обычный человек на велосипеде не догонит.
«При такой нагрузке они разговаривать могут даже. Несмотря на то, что у них пульс ударов 180. Для обычного человека — это запредельная нагрузка будет. А для тренированного спортсмена это абсолютно рабочая нагрузка», — отмечает старший тренер молодёжной сборной России по лыжным гонкам Валентин Литвинцев.
Просто у лыжника большое сердце, особенно левый желудочек. Бьётся реже, чем у обычного человека, но прокачивает больше крови. Что это даёт? Проведём эксперимент: дорожка крутится всё быстрее. Бежать всё тяжелее. Обычный человек выдержал всего 13 минут, максимальная скорость — 10 км/ч, пульс почти 200. Лыжник — 18 минут, скорость 17 км/ч и пульс у него был гораздо ниже — 175. Ему было легко.
«Чтобы была примерно разница понятна, нужно спуститься с 5-го этажа вниз по лестнице, и тогда вы почувствуете примерно те ощущения, которые были у лыжника, либо забежать на 5-й этаж и почувствуете те ощущения, которые были у обычного человека в ходе этого теста», — начальник Центра тестирования сборных команд Роман Андреев.
Их лёгкие потребляют почти в два раза больше кислорода. Мышечная масса — в два раза больше, чем у обычного человека. А жира — в 2,5 раза меньше.
Главное — колоссальная воля к победе. Показательна история словенской лыжницы Петры Майдич. На Олимпиаде в Ванкувере, ещё на разминке, она вылетела с трассы и сломала рёбра. Добилась, чтобы допустили до соревнований. Вышла в финал. Бронза! Со стадиона врачи выносили её на руках.
Все они бегут до упада. Это не просто усталость. На финише мышцы лыжника забиты лактатом — молочной кислотой. Практически не работают. С потом из организма вымываются необходимые соли. Мышцы сводит. Чтобы восстановить баланс, пьют спецрастворы. От овсяных настоев до современных изотоников — искусственных смесей.
У лыжников задействованы все группы мышц: ноги, руки, плечевой пояс, пресс. Там, где любой снизил бы темп, они ускоряются — в гору, на подъёме больше шансов вырваться вперёд.
«Сильные спортсмены любят более тяжёлые трассы. Потому что на лёгких трассах спортсмен может проиграть более слабому», — считает технический делегат Международной федерации лыжного спорта Андрей Арсеньев.
В Красной Поляне построили совмещённый лыжно-биатлонный комплекс «Лаура». Самая длинная дистанция на Олимпиаде: у мужчин — 50 километров, у женщин — 30. Максимальный перепад высоты, то есть разница между нижней и верхней точками — 200 метров. Это больше, чем высота здания МГУ. А сумма всех подъёмов на трассе — две тысячи метров — треть Эльбруса.
Под классический ход нарезают лыжню, глубина 5 сантиметров. Под «конёк» ратрак утаптывает снежную подушку 30 сантиметров минимум. На сленге – «вельвет».
На спуске лыжник разгоняется до 100 километров в час, как электричка. Во многом благодаря «динамической стойке». Спортсмен как бы замирает и филигранно управляет собственным весом, словно канатоходец.
«Это не объяснить словами. Человек неосознанно всё это делает, но он чувствует все эти потоки воздуха. Сидит, рискует. Потом перераспределяет нагрузку с одной лыжи на другую более грамотно, нежели остальные. А на финише это является определяющим, и он выигрывает», — говорит тренер юношеской команды сборной России Александр Кравченко.
Роль играют даже мелочи, например, пластырь на переносице облегчает дыхание. Приподнимает крылья носа и расширяет сосуды — пропитан специальным составом.
Но главное, чтобы лыжи катили. Забота сервисменов — попасть в смазку, то есть определить, каким именно составом нужно покрыть пластик именно сегодня. С учётом температуры, погоды, состояния снега. Подбирают мазь ещё затемно.
На концы лыж наносят расплавленный парафин. Лишнее — прочь! Этот слой — как грунт перед покраской стен. В него вплавляют порошок на основе фтора.
Чтобы отталкивал влагу. Ведь это не водные лыжи. Опять шлифуют. Фтор ядовит — работают в маске и за закрытой дверью. Состав мази — секрет для соперников.
Скользят только концы лыж. Среднюю часть делают как бы шершавой. Если смотреть в профиль, лыжи изогнуты.
«Колодка касается нескользящим составом. Она работает только во время толчка. А когда катишься, работают только концы лыж», — объясняет мастер спорта по лыжным гонкам Дмитрий Ростовцев.
Лыжи для классического стиля длиннее и ровнее, чем для «конька». В сезон спортсмен откатывает до ста пар. Выбирает лучшие для решающего забега. Кстати лыжи давно делают из картона. Сотовая структура, обклеенная пластиком. Прочные, а весят меньше килограмма. Такую же технологию используют в авиастроении.
Палки очень хрупкие. С запасными вдоль трассы стоят тренеры, сервисмены. Помогают даже конкуренты — хороший тон.
«Сегодня с тобой случилась такая ситуация непредвиденная — палка сломалась. Завтра случится со спортсменом-соперником. Как бы такая взаимовыручка существует и приветствуется», — рассказывает мастер спорта по лыжным гонкам Сергей Суздальцев.
Спортивная форма из невесомой лайкры. Не стесняет движения, уменьшает сопротивление воздуха. Если очень холодно — термобельё. А вообще лыжник бежит в облаке собственного тепла.
Тренерский состав на соревнованиях тоже бегает. Быстро сориентировать спортсмена — что по времени, каким идёт, как распределить силы. Иногда они лукавят: «Добавь! Отстаёшь!» Чтобы спортсмен, и так лидирующий, гарантированно победил.
Кстати, лыжи, пожалуй, единственный скоростной вид спорта, где нет рекордов. Условия никогда не повторяются: погода, снег, скольжение. Здесь сражаются не за секунды, а для того, чтобы победить.
История появления лыж: stomaster — LiveJournal
Снег — одно из самых распространенных явлений природы. На земном шаре устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и в Антарктиде. Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо без специальных приспособлений для ног, увеличивающих площадь опоры, позволяющих легко и свободно, как лось на своих разлапистых копытах, преодолевать снежные сугробы в полях, лесах, горах. Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж — одного из самых удивительных изобретений первобытного человека.
Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого передвижения по глубокому снегу, были несомненно снегоступы или ступающие лыжи. Эти овальные, затем ракетообразные примитивные! приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно через так называемую лыжу-башмак приняли форму скользящих лыж, что позволило значительно увеличить скорость передвижения.
История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России.
О появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926 г.) и В.И. Равдоникаса (1936 г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за многа тысяч лет до нашей эры. Причем, уже тогда это были скользящие лыжи.
Композиция трех людей на лыжах является уникальным памятником первобытного искусства. Различная степень изгиба фигур, как и различная степень разворота их туловища, придают всей композиции особую стройность и выразительность. Весьма впечатляют своим изяществом фигуры пятнадцати лыжников, двенадцать из которых имеют по одной палке в руке, и фигура лыжника на буксире. Возраст найденного у берегов Северного ледовитого океана наскального рисунка лыжника с топором — его в шутку называют первым биатлонистом — археологи определяют в 12 тыс. лет.
Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних — сделана около 4300 лет назад.
Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины Х111 в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.
За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу, естественно, больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи.
Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.
Интересную историю имеют и палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.
Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи. Известно, что подобный способ изготовления лыж применялся некоторыми народностями нашей страны в начале XX в.
Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем – металлическими кантами.
Первые документальные упоминания об использовании скользящих лыж появились в У1-УП вв. Готский монах Жорданес в 552 г. в своей книге упоминает о «скользящих финнах». Подобные данные приводятся в этот же период византийским писателем Прокопом, греческими историками Иорнадом (VI в.), Диаконом (770) и другими древними авторами. Они подробно описывали лыжи и их использование северными народностями в быту и на охоте. Наиболее подробно описаны лыжи и их применение в быту, на охоте и в военном деле в книге изгнанного из Швеции и бежавшего в Норвегию епископа Олафа Магнуса (Олаф Великий). В его книге «История северных народов», вышедшей в Риме в 1555 г., дается не только описание, но и публикуются гравюры, изображающие лыжников.
У северных народов нашей страны (ненцев, остяков, вогулов и др.) лыжи широко применялись в быту и на охоте. «Саамы (лопари), ненцы, остяки бьют диких оленей, волков и других подобных зверей больше дубинами, потому что на лыжах свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека», — пишет Магнус.
Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.
История появления горных лыж
По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Тремсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных, и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.
Подобное лыжное троеборье долгое время сохраняло свои права в разных странах. В 1879 году жители местечка Телемаркен устроили неподалеку от норвежской столицы на горе Гусби первые «чистые» горнолыжные соревнования. Известные своим мастерством спусков с гор, они вызвали на состязание лыжников Христиании (так называлась нынешняя столица Норвегии Осло).
Соревнования на Холменколлерских горах собрало огромное количество зрителей. По описанию очевидцев, лыжники мчались по очень крутому склону, с которого «спускаться было почти невозможно». Зрелище было настолько необычным и захватывающим, что слух о нем прокатился по всей Европе. Лучшие лыжники столицы были посрамлены. Они «спускались сгорбленными», опасливо тормозили, перекидывая палку с одной стороны на другую, а с трамплинов не прыгали, а «сваливались мешками». Зато спортсмены из Телемаркена «ехали гордо выпрямившись, вместо палки демонстративно держа в правой руке еловую веточку», с трамплина пролетали 25 метров, а внизу, «поднимая фонтаны снега, делали эффектный поворот без помощи палки и останавливались».
Искусство приверженцев нового спорта поразило зрителей, началась волна подражания, а поворот, названный телемарком, надолго стал образцом и получил самое широкое распространение. Он выполнялся так: лыжник выдвигал сильно согнутую ногу вперед и использовал ее в виде руля; другая, опорная нога упиралась носком и коленом в лыжу; руки, наподобие крыльев, расставлялись в стороны для поддержания равновесия.
Что и говорить, прием был эффектным, но ненадежным. На большой скорости лыжники не выдерживали единоборства с центробежными силами и падали. Трудно было совершить такой поворот на неровном склоне, требующем амортизационных движений. Со временем на смену телемарку пришел плуг, а затем и поворот на параллельных лыжах, получивший название «христиания». Рассказывают, что норвежцы изобрели «христианию» случайно: прыгуны с трамплина, чтобы остановиться, в глубоком приседе наклонялись вбок, придерживаясь одной рукой за снег, и лыжи поворачивали в ту же сторону. И все же основоположниками современного горнолыжного спорта считают не норвежцев, а австрийцев.
Австрийский альпинист и лыжник Матиас Здарский в 1896 году применил безостановочный спуск с поворотами; он изобрел плуг, появилась упоровая техника. Для ведения поворота в плуге потребовались более жесткие ботинки и более прочные крепления. В конце прошлого века он выпустил первый учебник по горнолыжной технике, где обобщил все достижения, имевшиеся на тот период, предложил более прогрессивную форму лыж и креплений (правда, техника Здарского также опиралась на одну палку), изложил основы группового обучения.
С 1905 года в Альпах стали проводить соревнования лыжников на… количество поворотов. Учитывалось максимальное количество поворотов на заданном отрезке, а также количество поворотов за единицу времени (эти правила отчасти напоминают нынешние соревнования воднолыжников-фигуристов).
Спустя 6 лет, зимой 1911 года, в Швейцарских Альпах близ Монтаны, были впервые проведены соревнования по скоростному спуску: 10 лыжников одновременно мчались наперегонки с верховьев ледника по целине к общему финишу.
Почти 20 лет потребовалось поклонникам нового спорта, чтобы убедить Международную лыжную федерацию (ФИС) «признать» горные лыжи как самостоятельный вид. Слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин были включены в программу лыжного чемпионата мира лишь в 1931 году, где первенствовали англичане. Однако вскоре лидерами нового спорта прочно становятся представители альпийских стран: Австрии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии. Лишь время от времени спортсмены из других стран «врываются» в их плотные ряды.
История возникновения лыжных гонок
Интерес к лыжам как к спорту впервые проявили норвежцы. В 1733 Ганс Эмахузен издал наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном. В 1767 были проведены соревнования по всем видам лыжного спорта (в современной терминологии): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 г.г. В 1877 в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии — Холменхоленские игры (1883), Финляндии — Лахтинские игры (1922), Швеции — массовая лыжная гонка «Вассалопет» (1922). В конце 19 в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира.
Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910 в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в Международную лыжную Федерацию (1924).
Во второй половине 19 в. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 года в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 году было создано «Общество любителей лыжного спорта», а в 1910 — Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 году создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.
В 1910 году лыжные клубы Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910 года 12 лыжников из Москвы и Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое соревнование страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.
На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913 в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступили они неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.
До начала Первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 году лыжный спорт включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования.
По количеству побед на первенствах страны 1910-1954 г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова — восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев — 16 побед, он является первым обладателем звания «Заслуженный мастер спорта». Всего за период 1910-1995 г.г. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 года в программу чемпионата страны включена сверхмарафонская дистанция для мужчин — 70 км. У женщин с 1972 самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994 — 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 — 232 км от Ярославля до Москвы. Победил Дмитрий Васильев — его время составило 18 часов 41 минута 02 секунды.
Рекорд первого лыжного века по количеству побед на чемпионатах страны установила Галина Кулакова — 39 золотых медалей. Спортивные достижения Галины Кулаковой вознаграждены Международным Олимпийским Комитетом — Олимпийским серебряным орденом.
По представлению Олимпийского Комитета России первый среди наших соотечественников международный приз Кубертена присужден Раисе Сметаниной — лидеру мировой элиты лыжников. Участница пяти Олимпиад, восьми чемпионатов мира, Раиса Сметанина установила еще один уникальный рекорд спортивного долголетия — на своей пятой Олимпиаде она была увенчана золотой медалью в 40 лет.
Врач объяснила, как катание на лыжах и коньках может улучшить здоровье
«Есть общие рекомендации для всех, они поддерживаются Всемирной организацией здравоохранения. Чтобы снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, человек должен 150 минут в неделю посвящать умеренной физической активности. Это минимум. То есть 30 минут пять дней в неделю, а лучше каждый день», — сказала РИА Новости врач.
При этом она добавила, что для снижения риска рака, ожирения и других заболеваний, нужно заниматься умеренной физической активность от 150 до 300 минут в неделю.
«К умеренной физической активности можно отнести пешую прогулку в таком темпе, что у человека возникает ощущение разогретости, учащается сердцебиение и появляется небольшая отдышка. Но не до такой степени, чтобы он не мог комфортно разговаривать с попутчиком», — пояснила врач.
По ее словам, если проявлять умеренную физическую активность полчаса в день, то можно потратить около 150 килокалорий.
«Чтобы их расходовать, нужно час мыть окна или пол, или 45 минут играть в волейбол, или полчаса ехать на велосипеде, проехав при этом 8 километров, или полчаса танцевать быстрые танцы, или пройти 3,2 километра за полчаса, или 20 минут играть в баскетбол, или бежать 15 минут, пробежав при этом 2,5 километра, или 15 минут подниматься по лестнице», — сказала она.
Интенсивные нагрузки
По словам врача, если человек выбирает интенсивные нагрузки, а катание на коньках и лыжах относится как раз к таким, то им нужно посвящать около 75 минут в неделю.
«Но коньки, естественно, не для всех. Если человек катается на них всю жизнь, то может это делать и в старости, лишь бы не было переломов. А если вы начинаете заниматься физической активностью в пожилом возрасте, лучше выбрать ходьбу», — отметила она.
Если человек решил заниматься интенсивными физическими нагрузками, такими, как катание на лыжах и коньках, он должен придерживаться следующих рекомендаций: мужчины после 40 лет должны получить консультацию врача, а женщины — старше 50 лет. При этом умеренные нагрузки не противопоказаны людям всех возрастов. Начинать нужно с 10 минут и постепенно увеличивать время занятий, советует Потемкина.
«Для детей катание на коньках, лыжах, санках вообще полезно. Они должны заниматься физической активностью минимум час в день, а интенсивная нагрузка должна быть каждый день — минимум 15 минут. Главное, чтобы это все было без травм», — сказала врач.
Лыжи как угроза лишнему весу
Потемкина напомнила, что в 90% случаев к ожирению ведет неправильный образ жизни: переедание и низкая физическая активность. Одни лишь физические упражнения не решат проблему избыточного веса, отметила она. Необходимо также следить за питанием: можно уменьшать не объемы пищи, а снижать потребление калорий, есть больше овощей и фруктов и меньше жирных продуктов.
Интенсивные нагрузки не очень подходят как способ борьбы с лишним весом, потому что ими трудно заниматься долго, так как человек устает, отметила Потемкина.
«Чтобы снизить вес, нужно заниматься умеренной физической активностью, но не менее часа. Это могут быть танцы, неспешная езда на велосипеде, плавание, но не на дистанцию. Все соревновательные виды физической активности относятся к интенсивным», — сказала она.
По словам врача, если преследуется цель сбросить лишний вес при катании на лыжах, нужно правильно распределять нагрузку.
«Если человек на лыжах пойдет, то пусть не кросс бежит, а ходит так, чтобы вспотеть, но не меньше часа. Тогда включается процесс, который начинает сжигать жир. Если он побежит кросс, через 15 минут он выдохнется. Жир при этом не успеет израсходовать», — пояснила она.
Потемкина также добавила, что катание на санках не поможет сбросить лишние килограммы. Эта зимняя забава — только для удовольствия.
«А если вы катаетесь на лыжах или коньках 30 минут в день в умеренном темпе, да так, чтобы вспотеть, — это отлично», — заключила врач.
парень, которого пронзило лыжей в Шерегеше, мечтал об этой поездке
ЧП случилось на одном из самых популярных горных курортов Сибири — в Шерегеше на этих выходных. В МЧС сообщили, что один из отдыхающий погиб: парень напоролся на собственную лыжу. О подробностях произошедшего КП-Новосибирск рассказал брат 34-летнего погибшего лыжника.
Алексей Емельяненко сейчас живет в Электростали Московской области. В поселок Петровский Новосибирской области он приехал в отпуск к родителям. Алексей говорит, старший брат Андрей – любитель покататься на лыжах. Он сразу предложил поехать в соседний регион — на лыжный курорт Шерегеш.
— Я сначала не хотел туда, но брат сильно любил лыжи, — рассказал КП-Новосибирск Алексей Емельяненко. – В итоге решил согласиться. В Шерегеш мы приехали на автобусе в пятницу, 10 января. Оборудование брали в прокат. Думали, три дня покатаемся и обратно, домой.
Поездка в Шерегеш закончилась трагедией. Фото: личный архив.
Алексею тяжело вспоминать злополучную субботу, когда случилась трагедия. Парень говорит, до сих пор не понимает, что случилось. Они катались второй день на самой высокой трассе, для них это не в новинку, тем более для Андрея, который опытный лыжник. Проехали по трассе уже семь раз, все было нормально.
— Мы начали вместе спускаться. Когда подъехали к резкому склону, я начал сбрасывать скорость: впереди была развилка. А Андрей меня обогнал. Потом я потерял его из виду, — вспоминает тот злополучный момент Алексей. – Я не видел, как все случилось. Проехал мимо брата, увидел, что он упал, я затормозил и вернулся к нему. Смотрю, он лежит без движения, а лыжа отстегнута и валяется рядом, снег весь в крови, изначально думал, что сломано бедро. Сразу вызвал спасателей.
По словам Алексея, брат был в сознании, он рассказал, что врезался в стог сена. Оно лежало на развилке, чтобы лыжники видели, что трасса делится. Парень говорит, что не понимает, почему все так печально закончилось, ведь скорость была небольшая, как брат смог получить такую тяжелую травму…
Поделиться видео </>Последнее видео новосибирца, напоровшегося на собственную лыжу в Шерегеше.
В Таштагольскую больницу Андрея Емельяненко доставили спустя полтора часа. Из другого города ему для переливания доставили кровь. По словам брата, операцию делали долго, около трех часов, может, больше. За жизнь парня боролись все врачи, что были в больнице в тот момент. Но это не помогло. В субботу, 11 января, около шести часов вечера сердце Андрея Емельяненко перестало биться. По словам врачей, парень умер от болевого шока.
— Он был душой компании, всегда шутил, — вспоминает Алексей и улыбается, несмотря на горе. – Последние три года брат жил в Ужанихе Чулымского района. Там Андрей работал метеорологом, подрабатывал на молокозаводе. В гражданском браке жил с женщиной, у нее было трое детей, а вот своих у брата еще не было. Мы и сами из многодетной семьи. Нас у родителей шестеро: три девочки и трое мальчиков, было…
Похоронят Андрея Емельяненко во вторник, 14 января, в поселке Петровский.
Поделиться видео </>Новосибирец, напоровшийся на свою лыжу в Шерегеше, умер от боли.
ИСТОРИЯ ЛЫЖ | ЛЫЖНАЯ МОТИВАЦИЯ
История лыжЛыжи — это приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками.
Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.
Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого передвижения по глубокому снегу, были несомненно снегоступы или ступающие лыжи.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЫЖ
История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России.
Древние лыжиО появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926 г.) и В.И. Равдоникаса (1936 г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за много тысяч лет до нашей эры. Причем, уже тогда это были скользящие лыжи.
За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу, естественно, больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи.
Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.
Интересную историю имеют и палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.
Первые лыжи в миреПозднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи.
Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб.
Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем – металлическими кантами.
Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
Музей в ОслоСамые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.
В конце XIX — начале XX века появился лыжный спорт — вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега — 170—220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.
По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Тремсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных, и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.
Сегодня лыжные дисциплины весьма разнообразны. Это и гонки на 5, 15, 20, 30 и даже 50 километров (лыжный марафон). Бег проводится как классическим, так и свободным стилем.
Кроме того, к лыжным видам спорта относят и разнообразные соревнования, связанные с перемещением по горам, — слалом, скоростной спуск, прыжки с трамплина, фристайл.
Большинство лыжных дисциплин входят в программу таких соревнований, как Кубок мира и Олимпийские игры.
Федерация лыжных гонок РоссииСовременная история российского лыжного спорта началась в 1992 году, когда была утверждена «Федерация лыжных гонок России». Федерация является членом Олимпийского комитета России и признана им единственной общественной организацией, обладающей эксклюзивными правами по руководству развитием лыжных гонок на территории РФ, а также правом представлять данный вид спорта от лица Российской Федерации в международном спортивном и олимпийском движении.
Рекомендуем для просмотра видео «Лыжная мотивация».
ЛЫЖНАЯ МОТИВАЦИЯ
Статьи по теме:
ВИДЫ ЛЫЖ. БЕГОВЫЕ И ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
КАК ВЫБРАТЬ ЛЫЖИ. ПРАВИЛА ПОДБОРА БЕГОВЫХ, ГОРНЫХ ЛЫЖ
ПОДГОТОВКА ЛЫЖ. ПОДГОТОВКА И ХРАНЕНИЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ
КАК КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ. ВИДЕО УРОКИ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ
ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ЛЫЖ. ЭКИПИРОВКА ГОРНЫХ ЛЫЖ
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
Лыжный спорт. Виды и особенности. Плюсы и минусы. Начинающим
Лыжный спорт пользуется большой популярностью. Все, кто им занимается, ставят перед собой разные цели: один стремится к титулу чемпиона, другой хочет развить выносливость и силу, третий намерен сбросить лишний вес, а четвертый — укрепить силу воли. И каждый может достичь того, к чему стремится. Главное — регулярные и упорные тренировки.
История лыжного спорта
Возникновение лыж закономерно связано с условиями проживания человека. Там, где были снег и мороз, люди изобретали первые прототипы современных лыж. Первоначально они были ступающие. Самый древний экземпляр был изготовлен примерно 4300 лет назад.
Скользящие лыжи появились в VI-VII вв. в Финляндии и Голландии. Они применялись на охоте и в быту. Монаршие особы использовали лыжи для развлечения, ходьбе на лыжах в обязательном порядке обучались придворные особы.
А вот лыжный спорт зародился в Норвегии, где с 1733 г. лыжная подготовка стала обязательной для военнослужащих. Первые соревнования состоялись в 1767 г. В них вошли все современные дисциплины (по правилам того времени): биатлон, слалом, гонка и скоростной спуск.
С 1877 г. стали открываться спортивные общества и клубы любителей лыжного спорта: сначала в Финляндии, а затем в остальных государствах. Лыжные состязания становились частью народных гуляний. А в конце 19 в. лыжи выделились в спортивную дисциплину, состязания по которой стали проводиться на всем земном шаре.
В состав Олимпиады лыжный спорт вошел с первого дня ее истории — с I-х Зимних Олимпийских игр во Франции. Спортсмены состязались в лыжной гонке на 18 и 50 км, прыжках с трамплина и двоеборье.
Польза лыжного спорта
Его влияние на здоровье и характер происходит по трем направлениям:
- Оздоровительное. Ходьба, бег и прыжки на лыжах благоприятно воздействуют на организм, а интенсивные нагрузки повышают силу и выносливость.
- Воспитательное. Занятия лыжным спортом развивают силу воли, дисциплину, выдержку и другие важные личностные качества человека.
- Прикладное. Лыжи применяются человеком для оздоровления, а также в трудовой деятельности и в повседневной жизни.
Лыжный спорт и здоровье
Лыжные тренировки оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. С одной стороны, это обусловлено включением в работу почти всех групп мышц, а с другой — нахождением на свежем воздухе. А щадящие нагрузки делают лыжный спорт доступным для людей любого возраста — от малых детей до пенсионеров.
К основным преимуществам лыжных тренировок можно отнести:
- Укрепление иммунитета за счет длительного нахождения на морозном воздухе, аналогичного закаливанию.
- Тренировку сердца и сосудов за счет кардионагрузки при ходьбе и беге на лыжах.
- Избавление от бессонницы, депрессии, нормализация работы нервной системы, борьба со стрессом.
- Вентиляцию легких, сопровождающуюся увеличением объема проникающего в кровь кислорода.
- Избавление от лишних килограммов и укрепление мускулатуры.
Противопоказания
Как и любой вид физической активности, лыжный спорт имеет свои противопоказания. Так, не стоит заниматься лыжами при:
- Наличии патологий сердца, сосудов и дыхательной системы.
- Вынашивании ребенка.
- Склонности к простудным заболеваниям.
- Болезнях суставов.
- Недавних травмах и хирургических вмешательствах.
Кроме того, нередким явлением при занятиях лыжами являются травмы. Они возможны вследствие нарушения техники безопасности, некачественного или неграмотно подобранного инвентаря, катания по неприспособленным дорогам, а также нередки на начальных этапах тренировок.
Виды лыжного спорта
Лыжный спорт объединяет порядка 20 дисциплин, многие из которых вошли в программу Олимпиады.
Их можно объединить в 5 особенно важных групп:
- Лыжные гонки. Самая распространенная, можно сказать, классическая дисциплина. Гонки проходят на разнообразных дистанциях в форме спринта (в том числе командного), гонки преследования, эстафет.
- Горнолыжный. Спуск на скорости относится к экстремальным дисциплинам. Он имеет определенный маршрут, для обозначения которого устанавливаются специальные ворота. Протяженность дистанции составляет 3 км и более. К горнолыжному спорту относится слалом — спуск с горного склона, оборудованного препятствиями. Его разновидностями выступают супер-гигант и слалом-гигант.
- Прыжки с трамплина. Это профессиональная дисциплина, в которой используются вид особых лыж, позволяющих при отрыве от земли управлять полетом. Их называют лыжи-крылья. В прыжках с трамплина необходимр красиво пролететь не менее 100 м. и приземлиться, не упав. Сочетание гонки и прыжков с трамплина получило название лыжное двоеборье.
- Сноубординг — выполнение упражнений с использованием одной лыжи. Подразделяется на ряд дисциплин: гигантский и параллельный слалом, сноуборд-кросс и другие.
- Фристайл. Переводится как «свободное катание» и включает группу программ. Так, акробатика предполагает выполнение трюков в воздухе после прыжка с трамплина. Могул — спуск по склону с множеством бугров. Ски-кросс — преодоление на время трассы в 1,2 км, насыщенной преградами и переменами высот.
Как заняться лыжным спортом
Тем, кто решил вступить в ряды лыжников, следует знать наиболее важные отправные моменты:
- Неправильно подобранные снаряжение и оборудование влекут за собой возникновение травм. Особенно это касается лыж — главного оборудования спортсменов. Выбираются они с учетом роста лыжника. Важно также помнить, что для каждого подвида лыжного спорта предусмотрен определенный тип лыж. Одежда для тренировок должна отвечать двум главным требованиям: не ограничивать движений и не пропускать тепло.
- Перед тем, как приступить к занятиям, следует обследоваться на наличие противопоказаний и получить консультацию специалиста.
- Тренироваться следует по принципу увеличения нагрузок, то есть начинать с самых малых. Первые занятия рекомендуется провести под руководством опытного тренера.
- Для езды нужно выбирать только подготовленные трассы.
- Тем, кто ставит целью профессиональный спорт и большие достижения, лучше начинать обучение в специальных школах по утвержденным программам.
Интересные факты и легенды лыжного спорта
- Лыжи — одно из древнейших человеческих изобретений. Их история начинается в те времена, когда одеждой людям служили звериные шкуры.
- Занятия на лыжах — оптимальный вариант для тех, кто стремится избавиться от лишних килограмм, поскольку за один час занятий сжигается порядка 350-400 ккал.
- У древних скандинавов лыжный спорт признавался священным, и у него был свой покровитель — бог по имени Уллом.
- В 1924 г., когда лыжные дисциплины впервые были включены в программу Олимпийских игр, почти все медали достались сборной Норвегии.
- Длина самых первых спортивных лыж составляла 3 м.
- В Швейцарии первопроходцем лыжного спорта стал Артур Конан Дойль.
- Лыжником с самым большим числом титулов признан Бьорн Дэли. На его счету 6 Кубков мира и 8 золотых медалей, завоеванных на Всемирных Играх.
- Основоположником сноуборда признается Трэвис Райс. Именно он задал основы для последующего становления этой дисциплины.
- Одним из известнейших горнолыжников стал австриец Тони Зайлер — один из 3-х абсолютных чемпионов мира и семикратный чемпион среди мужчин.
Похожие темы:
Человек, который поставил мир на лыжи: Как писатель-неудачник изменил наше представление о лыжах
В Смитсоновском национальном музее американской истории есть экспозиция, посвященная одному «скучному инженеру, который знает все». Именно так близкие описывали Говарда Хеда, изобретателя, революционизировавшего спортивную индустрию.
На протяжении многих веков лыжи представляли собой длинные (больше 2 м) плоские полозья с загибом спереди, вырезанные из сплошного куска дерева, обычно гикори. Лыжа шириной 10 см и толщиной 3 см весила больше двух килограммов. Изгиб лыжи вверх в середине (весовой прогиб) был сделан для равномерного распределения давления от лыжника по всей длине (а не только в зоне под ботинком). После нескольких спусков деревянную лыжу нужно было смазывать воском, чтобы к ней не прилипал снег. От катания по жесткому снегу и льду ребра быстро стачивались и расщеплялись. Хотя лыжи старались защищать от влаги, вода все равно попадала внутрь, и со временем лыжа скручивалась и теряла форму.
Первые слоеные деревянные лыжи появились еще в 1890-х годах. Они были легче, чем лыжи из массива дерева, и стали особенно популярны в конце 1930-х годов, когда появились водостойкие клеи, с помощью которых соединяли слои шпона. К 1951 году 90% производимых лыж были слоеными, но и они были далеки от идеала.
Неудавшийся писатель
Говард Хед, самый младший из четырех детей, родился 31 июля 1914 года в Филадельфии. Его отец был стоматологом, а мать имела ученую степень по математике. Говард Хед хотел стать писателем, как его старшая сестра. В 1932 году он поступил в Гарвардский университет и начал заниматься литературой и английским языком. Успехи его были не слишком впечатляющими, но оказалось, что у него большие способности к технике. Он перевелся на инженерный факультет и закончил его с отличием в 1936 году.
В 1939 году его приняли на должность клепальщика на авиазавод Glenn L. Martin в Балтиморе, а через год он уже был «начальником всех клепальщиков». Потом началась Вторая мировая война и Говард перешел в инженерный отдел, где стал заниматься разработкой конструкции двухмоторного бомбардировщика B-26. В этом самолете было использовано принципиально новое решение — слоистая металлическая конструкция с сотовым наполнителем. Обшивка была сделана из алюминиевого сплава и соединялась встык вместо традиционных швов внахлест. Именно в эти годы Говард познакомился с технологиями, которые позднее произвели переворот в спортивной промышленности.
Инженерный подход
В 1947 году 32-летний Говард Хед поехал с друзьями на горнолыжный курорт в штате Вермонт. Катание на горных лыжах ему понравилось, но он чувствовал себя расстроенным и униженным тем, как безобразно он катался. Как и большинство новичков до него и после, он винил во всем «длинные и неповоротливые деревянные лыжи». Однако в отличие от большинства начинающих он подошел к делу с позиции инженера.
Конструкция лыжи удивила Хеда. «Если бы дерево было самым лучшим материалом, — сказал он, — то самолеты продолжали бы делать из него». Впрочем, алюминий и сталь применялись для создания лыж и ранее. Сплошные металлические лыжи были прочнее деревянных и скользили быстрее, но на морозе снег намерзал на поверхность, и они практически останавливались. К тому же металлические лыжи сильно вибрировали (по сравнению с деревянными) на жестком снегу, что осложняло управление, а при ударах — легко деформировались, и за это лыжники называли первые модели «консервными банками».
Если Хед и знал об этих проблемах, то они его не слишком беспокоили. Вернувшись в Балтимор, он начал рисовать эскизы. Из авиапромышленности Хед взял идею «металлического сэндвича». Лыжи, которые он себе представлял, должны были состоять из алюминиевой оболочки с пластиковыми сотами внутри. Говард не бросил работу, но решил вложить $6000, выигранных в карты, в свой лыжный проект. Ему помогали три механика с завода, после основной смены и по выходным они работали вместе с Хедом в арендованной электромастерской в Балтиморе.
Самой сложной технической задачей было склеить все три слоя вместе — алюминий, пластиковые соты и алюминий. Обувной клей, которым пользовался Хед, требовал давления и нагрева. При сжатии прессом из лыжи выдавливалось слишком много клея, и поэтому для создания давления использовалась резиновая камера, в которую закладывали «лыжный бутерброд». Воздух из камеры откачивали с помощью компрессора от старого холодильника, обеспечивая таким образом равномерное обжатие. в железном ящике, напоминающем гроб, машинное масло нагревали с помощью газовых горелок до температуры 1800С и опускали туда резиновую камеру. Это была «тяжелая, опасная и грязная работа, — вспоминает Хед. — Вонь и дым были ужасные… Любой человек, проходящий мимо нашей мастерской ночью, подумал бы, что мы — средневековые алхимики, но никак не люди, создающие новые лыжи».
Первые испытания
Через полгода Хед уже вез шесть пар лыж на курорт Стоув для испытаний. Первая лыжа сломалась прямо в руках одного из инструкторов-испытателей, который решил попробовать ее на изгиб. Остальные образцы были не лучше — во время катания они буквально разваливались на куски. Инструкторы ушли посмеиваясь, но один из них, Нил Робинсон, заинтересовался и выразил желание помочь в испытаниях.
Хед вернулся в Балтимор и заменил хрупкие пластиковые соты на сердцевину, склеенную из шпона хвойных пород дерева. Спустя много лет он так говорил о своей работе в эти два года: «Если бы я знал, что потребуется сделать 40 прототипов, я бы бросил это дело. Но, к счастью, каждый раз мы думали, что следующий вариант будет удачным». Очередную пару отправляли Робинсону, который катался на них, пока они не ломались, и высказывал свои замечания.
Во время поездки на курорт Аспен, Хед предложил другому инструктору, Стиву Нолтону, попробовать свою последнюю разработку. Нолтон быстро скользил по склону, пока не попал на кусок льда, где его снесло в сторону. Дальнейший путь он проделал пешком, пришел к Хеду, держа в руках лыжи с толстенным слоем снега, намерзшего на скользящую поверхность, и, указав на зеркальную верхнюю крышку, сказал: «Можешь привернуть эти лыжи к стене в туалете. Когда мужики будут бриться, они смогут смотреться в них. Больше они ни на что не годятся!» Хед сделал выводы и в следующем варианте наклеил на лыжу тонкий слой фенольного пластика. В отличие от металла пластик можно было покрывать воском, и эта модель уже хорошо скользила по любому типу снега.
Верное решение
Многие деревянные лыжи того времени имели снизу металлическую окантовку — длинную и острую кромку, которая врезалась в снег в поворотах. Хед отказался от этого примитивного решения и использовал высокоуглеродистый стальной кант.
К весне 1950 года Хед разработал окончательную конструкцию, которая весила столько же, сколько и деревянная лыжа. К этому времени у него закончились деньги — и свои, и те, которые он занимал у друзей. Полтора года он не платил своим рабочим, а сам жил в подвале. Тогда Хед сказал: «Либо эта лыжа будет удачной, либо мне придется закрыть лавочку и искать работу».
Зима закончилась, и местом для испытаний было выбрано ущелье Такерман в штате Нью-Хэмпшир. «Говард попросил меня подняться на самый верх, — вспоминает Клиф Тейлор, — и съехать вниз». Тейлор, ветеран легендарной 10-й дивизии горных стрелков армии США, работал инструктором лыжной школы в Аспене. Хед рассказывал позднее: «Я смотрел на инструктора, поднимающегося к гребню, и думал, что все мое будущее там, на этой горе». Тейлор лихо съехал на скорости под 100 км/ч, затормозил перед Хедом, подняв фонтан снега, и закричал: «Отлично! Они просто супер, мистер Хед!»
Металлический стандарт
Хед подал заявку на изобретение «композитных дерево-металлических лыж с пластиковой скользящей поверхностью» (и получил патент в 1954 году). Вместо того чтобы создавать легкие лыжи, он сделал их более жесткими на скручивание. Такие лыжи лучше держались на снегу и легче поворачивали. Сопротивление скручиванию у металлических лыж Хеда было в три раза больше, чем у деревянных моделей. Они четко «держали кант» и шли быстрее по всем типам снега, и поэтому ими было проще управлять в повороте. Кроме того, металлические лыжи были, несомненно, долговечнее деревянных. Хед к тому же сделал лыжи более мягкими на изгиб, что облегчало обучение начинающих.
В 1950 году он отправил пробные партии своего товара в магазины и «гастролировал» по лыжным курортам, продавая лыжи прямо «с колес». Лыжные инструкторы скоро поняли, что они тоже могут подзаработать, продавая лыжи Хеда. Даже Стив Нолтон сдался, и вместо того чтобы использовать лыжи Хеда в качестве зеркала в туалете, стал продавать их в спортивной школе Аспена.
Первую свою модель Хед назвал Standard («Стандарт»). Когда он обнаружил, что полированный алюминий раздражает глаза бликами и легко царапается, то добавил в конструкцию декоративный пластик сверху и по бокам. Несмотря на то, что цена у «Стандарта» была высокой — $85 за пару (лучшие деревянные лыжи стоили не больше $45), «металл» быстро завоевал популярность. Этому способствовало еще и то, что продавались лыжи с невиданной до этого годовой гарантией. Хед открыл мир лыжного спорта для множества людей, в частности для женщин, которые считали, что деревянные лыжи тяжелы в управлении.
Долгожданный успех
Зимой 1951—1952 годов Хед и два его сотрудника сделали 300 пар и остались в минусе. в следующем сезоне они выпустили 1100 пар лыж и свели концы с концами. А годом позже Хед получил первую прибыль — $1200. Говард продолжал экспериментировать и разработал лыжи для специальных целей, например для слалома, для глубокого снега, для начинающих, для серьезных лыжников. Лыжники-спортсмены не торопились признавать металлические лыжи, поэтому Хед начал заниматься спортивной моделью. В 1956 году он разработал первую систему виброгашения для лыж, вставку из неопрена под верхней металлической пластиной. Это снизило вибрацию на высоких скоростях и облегчило катание по буграм.
В 1961 году Хед представил спортивную модель Competition, а в 1963 году неизвестный до этого швейцарец Йоос Минш взорвал горнолыжный мир, выиграв предолимпийский скоростной спуск на лыжах Head. В следующем году в Инсбруке «Хеды» привезли американца Жана Собера к двум олимпийским медалям — серебряной и бронзовой. А еще через пару лет три из десяти лучших лыжников во всех крупнейших международных соревнованиях выступали на лыжах Head Competition. В 1967 году Хед предложил модель 360 — универсальную версию Competition для неспортивного катания, которая стала одной из наиболее продаваемых лыж в мировой истории. К 1966 году фирма Head Ski имела 500 сотрудников и собственную фабрику в городке Тимониум (штат Мэриленд). Фирма получала $25 млн. прибыли в год от продажи 300 тысяч пар лыж в семнадцати странах, занимая первое место в мире по производству горных лыж для отдыха.
Пенсионер
Случались у Хеда и ошибки. Ян Фергюссон, один из руководителей компании Head Ski, вспоминал, каким упрямым был Хед в отношении стеклопластика. «Стеклопластиковые лыжи стали пользоваться популярностью у спортсменов и инструкторов, — рассказывал Фергюссон. — Мы говорили Говарду, что ему надо серьезно разобраться со стеклопластиком, но он все время возражал: ‘Стеклопластик — это провал. Его уже завтра не будет!’ Проблема заключалась в его невероятной гордости за собственные достижения. Говард изобрел алюминиевые лыжи и не мог справиться со своим честолюбием».
Став во главе большой компании, Хед стал председателем совета директоров, но он больше не занимался напряженной ежедневной работой, которая так ему нравилась. В 1969 году он продал свою компанию спортивной фирме AMF за $16 млн. В возрасте 55 лет он мог с почетом уйти на пенсию, осознавая, что перевернул весь горнолыжный спорт и заставил промышленность работать на благо лыжников. С 1947 года, когда он впервые прокатился на лыжах, количество горнолыжников в США выросло в 400 раз и составило 4 миллиона. С того момента, как Хед разработал модель «Стандарт», до продажи компании Head Ski производство лыж в мире ежегодно увеличивалось на 15%.
Эдвард Скотт, изобретатель алюминиевых лыжных палок, говорил о Хеде: «Говард принес стабильность в безответственную отрасль промышленности, которой заправляли мелкие торгаши и авантюристы. Создав надежный и долговечный продукт, на котором можно было удивительно легко кататься, Говард фактически поставил Америку на лыжи».
Наследие Хеда
Личная жизнь Хеда была не особо удачной. Он был женат четыре раза и имел дочь. Его абсолютная преданность работе была легендарной, близкие люди называли его «скучным инженером, который знает все». После выхода на пенсию он сам сказал об этом так: «Я ухожу из мира вещей и направляюсь в мир людей. Творчество — сильный наркотик, заставляющий человека двигаться все дальше и дальше, пока он не умрет старым и одиноким. Я этого не хочу». В мире людей он нашел поддержку в лице Марты Фритцлен, жительницы курорта Вэйл, которая любила лыжи так же сильно, как и Говард Хед. Они поженились в 1984 году. В конце 1980-х здоровье Хеда стало ухудшаться, и 3 марта 1991 года он скончался от осложнений после операции на сердце.
Многие люди уверены, что достижения Хеда в спортивной индустрии были самыми главными в его жизни, но он сам считал, что гораздо сложнее было переделать себя: «В мужском организме есть часть, которая требует удовлетворения от творчества и созидания. Но есть и другие части, которым нужно общение с людьми, веселье и все остальное, что не связано с успехом в работе. Я доволен своими достижениями в бизнесе, но в жизни есть еще много других радостей».
Автор использовал материалы статьи Стюарта Лёйтнера и благодарит за помощь историка горных лыж Сета Масиа.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2006).