Содержание

Елене Яковлевой – 58: как «интердевочка» стала майором милиции

Елена Яковлева сыграла в «Интердевочке» и сериале «Каменская» звездные роли

Елена Яковлева сыграла в «Интердевочке» и сериале «Каменская» звездные роли // Фото: Legion-Media

НЕСЛАДКАЯ «КЛУБНИЧКА»

58-летняя актриса признается, что после съемок в «Интердевочке» дала себе слово больше никогда не принимать участие в откровенных киносценах. Сегодня она вспоминает с улыбкой, на что пришлось пойти всей съемочной группе, чтобы кадры «из спальни» получилось максимально достоверными.

Сниматься в неоднозначной роли актриса не боялась, над мелодрамой работал сам Петр Тодоровский, — режиссер, которому она безгранично доверяла.

«Я знала и любила его фильмы и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого этот человек не снимет. Если бы такую роль, такой сюжет предложил другой режиссёр, нужно было бы задуматься. А с Тодоровским я ни секунды не сомневалась: ну и что, что проститутка?», — откровенно признавалась актриса.

Сниматься в «неоднозначной» роли актриса не боялась, мелодраму снимал сам Петр Тодоровский

Сниматься в «неоднозначной» роли актриса не боялась, мелодраму снимал сам Петр Тодоровский // Фото: Legion-Media

Тодоровский не видел главной героиней «Интердевочки» Елену Яковлеву. В том, что именно она лучшая кандидатура на эту роль, его убедила супруга. Время показало, что она была права. Сегодня сложно представить, что на месте Яковлевой могла бы оказаться какая-то другая актриса.

«Посмотрите в зеркало, да у вас нет ничего «такого!», — восклицал режиссер, в сомнениях утверждая  Елену на роль. В его представлении «ночная бабочка» должна была обладать более выдающимися формами. Сначала Яковлевой даже подкладывали поролон, но потом отказались от этой затеи, решив, что она справляется неплохо и без него.

Съемки шли полным ходом, но, когда возникла необходимость сыграть постельную сцену, появились некоторые проблемы. Сниматься обнаженной Елена Яковлева наотрез отказывалась. Максимум на что она была готова — появиться  перед зрителями в нижнем белье.

Как вспоминает артистка, понадобилось пять человек, чтобы осуществить то, что хотел в итоге увидеть режиссер.  «Я понимала, что у меня ничего не получается. Оператор решил дергать меня за ноги, при этом трясли свет, шевелили камеру», — рассказывала актриса. Тодоровскому результат не нравился. Позвали гримера, на лицо актрисы нанесли  глицерин, — он должен был имитировать пот. Под диван подложили лом и создавали видимость движения, поднимая его вверх-вниз.

После выхода «Интердевочки» Елену Яковлеву признали лучшей актрисой 1989 года по версии журнала «Советский экран». Правда, слава, которая на нее обрушилась, оказалась довольно неоднозначной. Актрисе стали предлагать похожие роли, что ей оказалось не интересно.

После выхода фильма на Елену обрушилась всенародная слава

После выхода фильма на Елену обрушилась всенародная слава // Фото: Legion-Media

СУПЕРВУМЕН СО СВЕРХСПОСОБНОСТЯМИ

Яковлева говорила о том, что девяностые годы она вспоминает по работе в сериале «Каменская». «Шесть часов работы, а не двенадцать. Съемки на пленку, причем одной сцены в день, а не десяти, двадцати, как в сегодняшних сериалах. Все делалось достойно, качественно. Особенно в первых сезонах. И атмосфера была хорошая, партнеры замечательные».

От роли майора Каменской Елена Яковлева сначала отказалась. Как и в случае с «Интердевочкой», обстоятельства сначала складывались против нее. На роль супервумен-следователя пробовались сорок актрис, — Вера Глаголева, Ольга Дроздова, Юлия Рутберг и другие весьма достойные кандидатуры.

Среди тех, кто выбирал главную героиню, нашлись и те, кто ставил Елене Яковлевой в упрек ее предыдущую звездную роль —  мол, «интердевочка» не может играть майора милиции.

Артистке казалось, что сериал будет невозможно совместить с театром, ведь cъемки проходили в Минске, а спектакли нужно играть в Москве. Елена переживала, дома без нее оставались муж и маленький сын, но ее убедили, что все будет в порядке.

«Интердевочка»  сыграла майора милиции Каменскую

«Интердевочка» сыграла майора милиции Каменскую // Фото: Кадр из фильма

В результате, она согласилась и ни разу об этом не пожалела. Сериал шёл на телеэкранах целых двенадцать лет, а сами съемки оставили у Елены очень приятные впечатления.

Зрители полюбили ее Каменскую настолько, что стали отождествлять актрису с её персонажем. «Меня упорно все поздравляют с Днём милиции, что, кстати, приятно: есть ещё один день, когда мне говорят хорошие слова, дарят цветы», — отмечала звезда.

Актриса тоже была не прочь пошутить. В купе поезда она как-то разыграла пассажира, который не хотел уступить ей нижнюю полку. Воспользовавшись «служебным положением», она заявила: «Согласно статье 158 УК РФ пункт такой-то, если пассажир выражает желание поменяться, ему обязаны уступить». Мужчина поверил и подчинился.

Сегодня Елена Яковлева, как и прежде очень востребованная актриса. Режиссеры мечтают  «заполучить» ее, так как знают, что участие актрисы в их картинах гарантирует успех. Сама Елена признается, что раньше ей приходилось много работать, а теперь она с удовольствием посвящает время себе — занимается спортом, читает. Она думает не только о работе, но и о том, как устроить себе праздник, который заслужила за годы упорного труда.

По материалам: youtube.com, aif.ru

 

 

За кадром фильма «Интердевочка»: tanjacha1 — LiveJournal



Почему Петра Тодоровского преследовали путаны, а он отказывался приступать к съемкам

Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

26 августа знаменитому кинорежиссеру Петру Тодоровскому могло бы исполниться 92 года, но, к сожалению, в 2013 г. он ушел из жизни. Всенародную любовь ему принесли фильмы «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!», но самым нашумевшим стал фильм «Интердевочка», который в 1989 г. произвел настоящий фурор среди советских зрителей. Но самое интересное осталось за кадром.


Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru


Фильм снимали по повести Владимира Кунина «Фрекен Танька». Идея написать книгу о жизни валютных проституток пришла, когда он жил в отеле в центре Варшавы и ежедневно встречал там представительниц первой древнейшей. Он так проникся проблемами этих девушек, что после того, как был опубликован сценарий, писателя назвали в «Правде» «порнорэкетиром» за нескрываемую симпатию к продажным женщинам.


Режиссер Петр Тодоровский | Фото: lenta.ru


На съемках фильма *Интердевочка* | Фото: news.rurem.tv

В отличие от Кунина, режиссер Петр Тодоровский с проститутками знаком не был и даже не подозревал, как они выглядят. Да и браться за этот сценарий он не хотел. Фронтовик, от которого все ждали серьезных, глубоких лирических картин наподобие «Военно-полевого романа», просто не мог снимать кино о проститутках. Но режиссера уговорила его жена Мира. Именно ей пришла идея экранизировать повесть Кунина, и она даже смогла найти для этого спонсоров за рубежом. Сама себя она называла продюсером, хотя тогда такой профессии в СССР еще не знали.


Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru


Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989 | Фото: aif.ru

В Госкино ее затею не одобрили – уж слишком фривольной по тем временам казалась тема. Убедительно звучала только фамилия режиссера, только потому и дали согласие на съемки. «Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь «клубничку». Так и вышло – в фильме совсем нет «клубнички». (…) Тогда я решил: пусть это будет фильм о красивой, талантливой женщине, которая не может себя реализовать в нашей стране», – признавался Петр Тодоровский.


Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru



Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989 | Фото: aif.ru

А вот за кадром «клубнички» было предостаточно. О начале съемок написали в журнале «Советский экран», и режиссера начали одолевать самые настоящие представительницы древнейшей профессии. Они присылали ему свои откровенные фотографии и письма, в которых заявляли: «Я давно работаю на панели, снимите меня в главной роли!». Некоторые приходили прямо на «Мосфильм». По словам режиссера, среди них были и студентки, и несовершеннолетние, и даже кандидат наук, которая встречалась с десятью мужчинами, собирая деньги на докторскую диссертацию. На самом деле они выглядели куда скромнее и неприметнее, чем в фильме, но костюмер решила добавить в образы путан театральной яркости, поэтому на экранах зрители увидели их в экстравагантных нарядах, в которых в жизни их бы к гостинице близко не подпустили.


Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: tvc.ru

Елену Яковлеву в главной роли Тодоровский вообще не представлял, но утвердил на свой страх и риск. Хотя в процессе съемок с ней возникли сложности: актриса отказывалась раздеваться перед камерой и сниматься в постельных сценах. А вот шведского жениха главной героини сыграл настоящий швед, актер Томас Лаустиола, не скрывавший того факта, что когда-то не только был знаком, но даже какое-то время жил с проституткой.


Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989 | Фото: elena-yakovleva.ru

Самая пикантная сцена фильма, в которой Таня отдается японцу, далась непросто. «Если бы мы сняли то, что в этот момент происходило на площадке, это был бы лучший фильм в моей жизни, – говорит Петр Тодоровский. – Дело было так. Актриса лежала на кровати в нижнем белье, под кроватью поставили бревно и под музыку его раскачивали. Осветитель в такт манипулировал светом, оператор – камерой, а режиссёр сидел за кадром и ритмично расталкивал актрису. Вся группа еле сдерживала смех, а кто-то посоветовал даже запатентовать этот способ. Пока сняли этот кадр с разных точек, все были мокрые и вымотанные. Одна Лена полеживала, отдыхала».


Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Немногие верили в успех этого проекта, но «Интердевочка» стала лидером проката 1989 года. Люди стояли в длинных очередях на улицах и штурмовали кассы кинотеатров, чтобы увидеть фильм. За год «Интердевочку» посмотрели больше 41 млн человек. А вот в Швеции, где одна из компаний финансировала съемки, фильм так и не вышел в прокат, так как эта фирма обанкротилась, зато его купили в Японии, Германии и Канаде.


Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: elena-yakovleva.ru

До этой работы Елену Яковлеву зрители не знали, а в 1989 г. ее признали лучшей актрисой по результатам опроса журнала «Советский экран». Правда, популярность имела и обратную сторону: ее часто отождествляли с экранной героиней. Актрису стали одолевать сомнительные поклонники, в том числе заключенные. Елена Яковлева настолько устала от того, что ее имя все ассоциируют с этой ролью, что несколько лет назад даже учредила специальный приз для журналиста, который не задаст ей вопрос об этом фильме. Конечно, это была шутка, но претендентов на приз все равно бы не оказалось – ее всегда спрашивают об этой роли.


Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/260817/35751/

как мистические знаки судьбы привели актрису Елену Яковлеву к семейному счастью

Обаятельную и яркую Елену Яковлеву коллеги-артисты ласково называют «Яшкой». За то, что нет в ней фальшивых женских ужимок и кокетства. И все же мужчины не могут оторвать глаз от ее стройной изящной фигурки. Но сама актриса вот уже почти тридцать лет хранит верность своему мужу. В этом и заключается суть ее непростого женского характера.

life.ru

 

«АЛЕНКА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»

Актриса родилась в украинском городке Новоград-Волынский. Отец Елены Яковлевой был военным, поэтому семье приходилось вести кочевую жизнь. Девочка часто меняла школы, обзаводилась новыми знакомствами и училась жить в стремительно меняющемся мире.

В конце концов, родители обосновались в Харькове. В этом большом областном центре Елена закачивала старшие классы. В ту пору среди подростков было модно писать любовные признания краской на асфальте. Как-то раз будущая актриса обмолвилась в большой компании, что считает это очень романтичным. На следующее утро она увидела из окна огромную надпись на стене противоположного дома: «Аленка, я тебя люблю!» До сих пор осталось неизвестным, кто из друзей-мальчишек сделал ей такой подарок.


Фото: Вконтакте

Елена всегда мечтала стать актрисой и решила поступать в харьковский театральный вуз. Но солидный дядька из приемной комиссии не сумел разглядеть ее яркого таланта. «Нет сценической заразительности», – сказал он растерянной абитуриентке. Девушке пришлось стать частью рабочего класса, она устроилась комплектовщицей на завод.

СТУДЕНЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ


Фото: Вконтакте

Но детская мечта никуда не делась, и через год Яковлева отправилась в Москву штурмовать ГИТИС, главный театральный институт страны. Здесь очаровательная Яковлева в легком летнем платьице сумела показать все свои таланты и покорить приемную комиссию. Она стала студенткой.

Еще во время приемных экзаменов на нее обратил внимание Виктор Раков. Сейчас этот артист является яркой звездой театра «Ленком», он сыграл множество замечательных ролей и полюбился зрителям. Но и будучи никому не известным студентом, Раков притягивал к себе взгляды окружающих. В начале восьмидесятых годов он носил малиновый пиджак, который после стал обязательным атрибутом «новых русских» миллионеров. Елена его ухаживания принимала благосклонно, но на втором курсе института их отношения разладились.


Фото: Вконтакте

К тому времени Яковлева была увлечена другим парнем. Сергей Юлин учился на параллельном курсе и был значительно старше остальных студентов. Он поступил в ГИТИС в возрасте 24-лет, предварительно закончив педагогический институт. Однокурсники называли импозантного Сергея «папой» за возраст и роскошные усы. Он ухаживал за Еленой со всей страстью, на какую только был способен. И девушка не смогла отвергнуть его пылкую любовь.

НЕДОЛГИЙ БРАК


eg.ru

На последнем курсе института Яковлева приняла предложение Сергея, и они поженились. «В магазинчике на Арбате купили мне светло-серый костюм, а Лене праздничное платье в отделе народных промыслов. Оно смотрелось очень нарядно: длинное, льняное, с вышивкой. К нему отлично подошли золотые сапожки, которые родители ей привезли из Германии. После регистрации мы отправились в ресторан «Славянский базар», где за небольшим круглым столиком в тесном кругу отметили это событие», – рассказывал Юлин в одном из своих интервью.

Влюбленные расписались в мае, чем немало огорчили родственников. Ведь, как гласит народная примета, играть свадьбу в мае, значит, промаяться всю жизнь. Молодожены в пустые приметы не верили и, как оказалось впоследствии, совершенно зря. Дурные предзнаменования преследовали их по пятам.


Кадр из фильма “Интердевочка”

Через пару дней после свадьбы Елена крутила в руках обручальное кольцо, надевая его то на один, то на другой палец. И вдруг колечко застряло. Молодая жена не смогла его снять, и палец мгновенно стал отекать. Пришлось Сергею аккуратно распилить кольцо пилкой. Конечно, мастер ювелирных дел вернул драгоценности былую красоту, но осадок остался.

После окончания института Яковлеву пригласили в «Современник» и для нее началась совсем новая жизнь. Юлин оказался не столь успешен, его взяли лишь в детский театр «Балаганчик». Жить молодой семье было негде, карьера Елены стремительно шла в гору. И скоро стало ясно, что их брак подходит к своему логическому концу. Тем более, что в театре Яковлева встретила главного мужчину в своей судьбе.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН


stuki-druki.com

Когда Яковлева делала первые шаги на сцене легендарного «Современника», Валерий Шальных уже прочно закрепился на театральной сцене. Он был занят во многих спектаклях и считался очень перспективным актером. Страсть между ними вспыхнула на гастролях в Иркутске. Во время спектакля «Двое на качелях» Яковлева сильно повредила ногу.

«После спектакля юбку подняла, а там гематома величиной во все бедро! На следующее утро она разрослась, потемнела. Все актеры стали проявлять сочувствие, подходили, спрашивали: «Что, у тебя действительно большой синяк? Бедняжка! Ну-ка, дай посмотреть». И я, как дурочка, всем показывала свою травму. Они осматривали внимательно, ощупывали ее всю, цокали языком, поглаживали. Один, другой, третий… Пока, наконец, я, глупая девчонка, не поняла, что им, собственно, надо было. Валерка, между прочим, смотрел точно так же, как и все остальные. Вот как раз с этого у нас все и началось», – вспоминала позже актриса.


Donbass.ua

Однако к тому времени актеры все еще были не свободны. Больше того, жена Шальных как раз была беременна. Поэтому Елена и не предполагала, что у мимолетного романа может быть серьезное продолжение. И все же оно случилось. Валерий посвятил актрисе стихотворные строчки. Он написал не просто пару четверостиший, а полноценный венок сонетов. И сердце Яковлевой затрепетало от счастья.

Она еще долго сомневалась, выжидала, испытывала своего возлюбленного. Валерий сразу честно ей признался, что ребенка, который должен скоро появиться на свет, он никогда не бросит и будет помогать его растить. Но вот в прежнюю семью он больше не вернется. Елена поставила условие: подождать еще год. Ведь может быть так, что Шальных увидит новорожденного малыша, и не сможет выпустить его из рук. Но их любовь благословили небеса, а от судьбы убежать еще никому не удавалось.


1helpzaim.ru

Елена и Валерий стали жить вместе еще с 1985 года, хотя не собирались официально регистрировать свои отношения. Но в советские времена гражданский брак приносил массу неудобств людям, которые вели кочевой образ жизни. Актеры часто уезжают на гастроли, а в гостиницах в одном номере селили только супругов со штампом в паспорте. Поэтому 3 марта 1990 года, перед гастрольной поездкой в Ригу с театром, они в перерыве между репетициями забежали в Грибоедовский ЗАГС, чтобы поставить отметку в паспорте. Так началась долгая история их счастливой семейной жизни.

ТИХАЯ ГАВАНЬ


Фото: Вконтакте

В 1992 году у Елены и Валерия родился сын Денис. Единственный ребенок стал для актрисы светом в окошке. «Он – моя жизнь, моя любовь», – пишет Яковлева на личной страничке в Instagram. 25-летний парень доставляет немало волнений своим звездным родителям. Он пока еще не определился в профессии, все свободное время посвящая бодибилдингу и тату-салонам. Тело Дениса покрыто татуировками с ног до головы.

«Не люблю ругать или учить его – я сама слишком безалаберна в силу профессии. Даже из-за его татуировок по всему лицу не скандалим. Я уже смирилась – пусть это будет самым большим несчастьем, что случится с Денисом в жизни. Слава богу, наркотики не употребляет, не курит, не пьет, спортом занимается. Ну, есть у мальчика такой изъян – татуировки», – говорит Елена.


instagram.com/elena_yakovleva_official/

Зато в любой ситуации Яковлева может положиться на своего верного и преданного супруга. В одном из интервью Валерий сказал: «Я не верю в утверждение, что актерские браки некрепкие. Конечно, непросто, когда в семье оба артисты. По молодости кураж, азарт. А с годами понимаешь, что хочется иметь тихую семейную гавань. Я стараюсь создать Елене эту гавань». И создает.


 

Валентин Гафт заявил, что из-за проблем со здоровьем для него «любой день может стать похоронным» « Предыдущая запись Ради несметных богатств Джигурда объявил о намерении выкопать гроб с телом бывшей возлюбленной Следующая запись »

Яковлева, Елена Алексеевна — Википедия

Еле́на Алексе́евна Я́ковлева (род. 5 марта 1961, Новоград-Волынский, Житомирская область, Украинская ССР, СССР) — советская и российская актриса. Народная артистка РФ (2002)[3]. Лауреат Государственной премии РФ (2000)[4]. Лауреат двух премий «Ника» (1990, 1993), премии «ТЭФИ» (2004), двух премий «Золотой орёл» (2005, 2017).

Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года в городе Новограде-Волынском Житомирской области Украинской ССР.

Отец — Алексей Николаевич Яковлев, военнослужащий. Мать — Валерия Павловна Яковлева, сотрудница НИИ. Семье приходилось очень часто переезжать с места на место. Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ. Большая часть детства актрисы прошла в городе Нижнеудинске Иркутской области[5].

В 1978 году окончила среднюю школу № 138 в Харькове[5]. После её окончания успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом. Затем работала комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры. Зарплату откладывала на поездку в столицу. А в 1980 году[6], когда накопила достаточно денег, отправилась в Москву поступать в ГИТИС, ведь она ещё в детстве решила, что станет актрисой[5][6]. По словам Елены, во время её актёрского выступления на вступительном экзамене председатель и члены приёмной комиссии «хохотали до слёз» над придуманной ею мизансценой. Её приняли с первой попытки[6], кроме того, помогли успешно сдать оставшиеся экзамены[7]. По словам преподавателя Яковлевой, Владимира Андреева, ещё на вступительных экзаменах было понятно, что её ждёт великое будущее: при поступлении, читая монолог, Яковлева встала на колени и приёмная комиссия слушала её стоя. Сама же Елена Яковлева о своём поступлении вспоминает так:

В небольшой комнатке за столом сидит комиссия, напротив неё стою я. Я объявляю: «„Воскресение“, Лев Толстой». А у Толстого написано: «Катюша Маслова рухнула на колени». Вот и я рухнула на колени. А им ничего не было видно, пришлось встать, и практически весь мой монолог они прослушали стоя[8].

В 1984 году окончила актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) (художественный руководитель курса — Владимир Алексеевич Андреев)[9].

Окончив вуз, была принята в один из ведущих театров Москвы — «Современник». За включение её в труппу театра члены художественного совета во главе с Галиной Борисовной Волчек проголосовали единогласно — это редчайший случай.

Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе Уильяма Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.

В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в Театр имени М. Н. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно[6]. Однако в мае 2011 года, в возрасте пятидесяти лет, через двадцать семь лет службы в театре[5], снова его покинула, а вместе с ней из театра ушёл и её муж Валерий Шальных[10]. Причину своего ухода сама Елена объяснила так:

«…Все взрослеют, и театр уже стал не тот, который я безумно любила, в последние годы театр стал резко меняться, и не в лучшую сторону. Театр стал абсолютно другим — таким, как все…»[11].

В марте 2018 года Елена вернулась на сцену театра «Современник» в качестве приглашённой актрисы по просьбе художественного руководителя театра Галины Волчек — «спасти спектакль „Играем… Шиллера!“» в постановке Римаса Туминаса, где она вновь начала играть роль королевы шотландской Марии Стюарт. Премьера этого спектакля состоялась 1 марта 2000 года и Елена была тогда первой исполнительницей этой роли[12][13].

Дебютом Елены Яковлевой в кино стала картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).

В 1980-е годы она много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла к ней после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) режиссёра Петра Тодоровского, по скандальной повести Владимира Кунина. Пётр Тодоровский утвердил никому не известную тогда актрису Елену Яковлеву на роль «ночной бабочки» неожиданно для всей съёмочной группы, хотя на эту роль пробовались «самые сексуальные красотки советского кино»: Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте. Считается, что актриса покорила режиссёра своей душой, а не прекрасной фигурой[14]. О кинопробах к фильму «Интердевочка» сама Елена рассказала 12 февраля 2014 года на своём творческом вечере, который она назвала просто «откровенным разговором», прошедшем на сцене киевского Дома офицеров[15].

В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). Впоследствии очень жалела о своей несыгранной роли жены комдива в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (1994), на которую режиссёр утвердил Ингеборгу Дапкунайте[16].

Елена Яковлева известна по роли Насти Каменской в телевизионном сериале «Каменская». В одном из интервью писательница Александра Маринина отметила, что не против возможного выхода новых серий «Каменская-7», однако это зависит от съемок кинокомпании и телевидения[17].

Личная жизнь[править | править код]

  • Первый муж — Сергей Юлин (род. 20 апреля 1957), драматический актёр, Заслуженный артист Российской Федерации (1999)[18][19], художественный руководитель Забайкальского краевого драматического театра в Чите. Поженились, будучи студентами ГИТИСа, через полгода расстались[20].
  • Второй муж — Валерий Шальных (род. 8 апреля 1956), актёр «Современника» (1977—2011), Народный артист Российской Федерации (2006). Брак супруги зарегистрировали 3 марта 1990 года в Грибоедовском ЗАГСе Москвы, а до этого пять лет жили в фактическом браке. Свидетелем на свадьбе был Игорь Кваша[16].
    • Сын — Денис (род. 7 ноября 1992), учился на режиссёрском факультете Гуманитарного института телевидения и радиовещания на Большой Полянке в Москве, затем бросил. Занимается культуризмом[20][21].

Любимые писатели Елены — Иван Бунин и Владимир Набоков[16]. Хобби — верховая езда и ролики[16].

Взгляды и общественная деятельность[править | править код]

В 2008—2011 годах Елена Яковлева входила в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству[22][23].

Выступала за принятие закона о защите животных[24], высказывалась в поддержку легализации сферы сексуальных услуг[25].

В монологе, опубликованном «Российской газетой» в октябре 2013 года, Яковлева выступила с критикой деятельности Государственной думы:

«Если бы я попала в ряды наших думцев, я бы с ними дралась день и ночь, кидала бы в них камнями и меня бы просто убили. Как можно издавать законы, полные ерунды, бороться с курильщиками не там, где надо, или с надуманной гей-пропагандой, когда вокруг столько нищеты и запредельного»[11][26].

Роли в театре[править | править код]

Московский театр «Современник»[править | править код]
ГодРольСпектакльПроизведениеАвтор произведенияРежиссёр
1984Девушка«Дни Турбиных»«Дни Турбиных» (пьеса)Михаил БулгаковИгорь Кваша
1984Гитель Моска«Двое на качелях»«Двое на качелях» (пьеса)Уильям ГибсонГалина Волчек
1984Наталья Ивановна, невеста / жена Андрея Сергеевича Прозорова«Три сестры»«Три сестры» (пьеса)Антон ЧеховГалина Волчек
1985Нач. мед. (начальник по медицинской части)«Навеки девятнадцатилетние»«Навеки девятнадцатилетние» (повесть)Григорий БаклановВалерий Фокин
1986Галина«Близнец»«Близнец» (пьеса)Михаил РощинГалина Волчек
1988Мария, Клара«Звёзды на утреннем небе»«Звёзды на утреннем небе» (пьеса)Александр ГалинГалина Волчек
1989Евгения Семёновна Гинзбург, советский журналист и писатель«Крутой маршрут»«Крутой маршрут» (роман)Евгения Гинзбург
(инсценировка Александра Гетмана)
Галина Волчек
1990Ольга («Мурлин Мурло»)«Мурлин Мурло»«Мурлин Мурло» (пьеса)Николай КолядаГалина Волчек
1993Наташа«Титул»«Титул» (пьеса)Александр ГалинГалина Волчек
1994Элиза Дулиттл, цветочница«Пигмалион»«Пигмалион» (пьеса)Бернард ШоуГалина Волчек
1996Зина«Мы едем, едем, едем»«…Мы едем, едем, едем в далёкие края…» (пьеса)Николай КолядаГалина Волчек
1997Варя, приёмная дочь Любови Андреевны Раневской«Вишнёвый сад»«Вишнёвый сад» (пьеса)Антон ЧеховГалина Волчек
2000Мария Стюарт, королева Шотландии«Играем… Шиллера!»[27]«Мария Стюарт» (пьеса)Фридрих ШиллерРимас Туминас
2000Людмила«Уйди-уйди»«Уйди-уйди» (пьеса)Николай Коляда
2004Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка»), слабоумная сестра капитана Лебядкина, тайная жена Николая Всеволодовича Ставрогина«Бесы»«Бесы» (роман)Фёдор ДостоевскийАнжей Вайда
2004Марфа Игнатьевна Кабанова («Кабаниха»), богатая купчиха, вдова«Гроза»«Гроза» (пьеса)Александр ОстровскийНина Чусова
2006Тамара«Пять вечеров»«Пять вечеров» (пьеса)Александр ВолодинАлександр Огарёв
2018Мария Стюарт, королева Шотландии«Играем… Шиллера!»[12][13][27]«Мария Стюарт» (пьеса)Фридрих ШиллерРимас Туминас
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой[править | править код]
Театр «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР) (Москва)[править | править код]
ГодРольПьесаРежиссёр
2017Юлия Михайловна«Старый дом»Владимир Панков
2018Мама«Мама»Владимир Панков
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина[править | править код]
ГодРольПьесаАвтор пьесыРежиссёр
2017Шарлотта Хэй«Эта прекрасная жизнь»Кен ЛюдвигРоман Самгин
Антрепризы[править | править код]
Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» (Москва)[править | править код]

Фильмография[править | править код]

Роли в кино[править | править код]
ГодФильмРоль
1983Двое под одним зонтомЛера
1984Сильная личность из 2 «А»Лена
1986Плюмбум, или Опасная игра (озвучивает Анна Каменкова)Мария
1987Время летатьМила
1988Верными останемся / Vernymi ostanemsyaВера
1988ШагТатьяна
1988Полёт птицыЛека Храпова в молодости
1989ИнтердевочкаТаня Зайцева
1989ЛестницаАля
1989Сердце не каменьВера Филипповна
1989Свой крестОльга, жена Сергея
1989Вечный муж
1990Мать Иисусасестра Мария
1990Русская рулеткамалышка
1990Чернов/ChernovИрина-Айрин
1991Дело Сухово-Кобылинафранцуженка
1991Шальная бабаАлександра Михайловна, мать Кирилла
1992Чёрный квадратРита
1992Анкор, ещё анкор!Аня Крюкова
1992Воспитание жестокости у женщин и собакАнна
1992Одна на миллионЕлена Мещерина, врач ветеринарной лечебницы
1993Витька Шушера и автомобильВитина мама, стюардесса
1993Эта женщина в окне…Эмма Ивановна
1995Какая чудная играВера Маркелова, беременная соседка
1998Ретро втроёмРита
1998ЮккаКсения
2004Мой сводный брат ФранкенштейнРита
2004Тайна «Волчьей пасти»Эсмеральда
2006Точкакамео
2006Никто не знает про сексмама Кеши
2006Вишнёвый садВаря
2006Я остаюсьНаталья Ивановна Тырса
2007Спасибо за любовь!Ольга Аркадьевна Аверина
2007Ночные посетителиИрина Михайловна Орловская, известная актриса
2008Семейка Адыжена Ивана
2008КарасиЛариса Львовна, жена Аркадия
2008Привет, Киндер!Светлана
2008Жизнь налаживаетсяСвета
2010В стиле jazzмать Ирины, стюардесса
2010РитаМаргарита Валерьевна
2010МамочкиНадежда Васильевна Суворова, директор детсада
2012Обменяйтесь кольцамиВера
2012Пять звёздАльбина Силаева
2012Чистая победамама Константина
2013Вальс-БостонНадежда Петровна
2013Любовь нежданная нагрянетЕлена Дмитриевна
2013Друзья друзейЛена
2014Дневник мамы первоклассникаАгнесса Павловна, бабушка
2015Самый лучший деньТатьяна
2015Страна чудесЛюба, жена Семёна
2016Экипажжена Зинченко
2017Последний богатырьБаба-яга
2017Ёлки новыемать Андрея
2017Молокодиректриса
2018ЧерновикНина Дмитриевна, мать Кирилла Максимова
2018ДоминикаДоминика (в возрасте 43 лет)
2018Ёлки последниемать Андрея
2019Вратарь Галактикимать Антона
2019Семь ужиновтёща
2020Последний богатырь: Корень злаБаба-яга
2021Последний богатырь 3Баба-яга
Роли в телесериалах[править | править код]
ГодСериалРоль
1995Петербургские тайныкняжна Анна Чечевинская / Чуха
1998Развязка петербургских тайнкняжна Анна Чечевинская
1999КаменскаяАнастасия Каменская, майор милиции
2002Каменская 2Анастасия Каменская
2003Каменская 3Анастасия Каменская
2005Каменская 4Анастасия Каменская
2005КурсантыЭйжбета Даниловна Вербицкая
2007Преступление и наказаниеПульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона
2007Важнее, чем любовьЛилия Ивановна Бурцева, врач
2008КружеваСветлана Егоровна Вершинина
2009Каменская 5Анастасия Павловна Каменская, подполковник милиции
2009Катя: Военная историяКлавдия, тётя Кати
2009Золото скифовТатьяна
2009-2012Найдёныш (телесериал)Анна Павловна
2011Катя 2Клавдия, тётя Кати
2011Каменская 6Анастасия Павловна Каменская, подполковник милиции
2011Я приду самаГалина
2012ЖуковАлександра Диевна Жукова
2012-2015Любопытная ВарвараВарвара Ивановна Слуцкая
2013ВангелияВанга (в пожилом возрасте)
2013ИстребителиВалентина Петровна
2013Женщины на грани
(серия № 10 «Орудие судьбы»)
Ольга Кротова, колдунья
2014Склифосовский (3 сезон)Ирина Алексеевна, заведующая хирургическим отделением
2014—2016Такая работаНаталья Петровна Стрельникова
2015Склифосовский (4 сезон)Ирина Алексеевна, заведующая хирургическим отделением
2016Научи меня житьРаиса Геннадьевна
2017

биография звезды «Интердевочки» и «Каменской»

Елена Яковлева. Биография: «Интердевочка», роли в «Каменской» и «Склифосовском», два мужа и слухи о смерти.

Биография. Ранние годы

Будущая актриса родилась в Житомирской области, где служил ее отец Алексей Николаевич. Мама – Валерия Павловна – была сотрудницей научно-исследовательского института.

Семья часто переезжала с места на место, но большая часть детства Лены прошла в Нижнеудинске в Иркутской области.

Школу Лена заканчивала в Харькове. После школы она усердно работала, а деньги откладывала на поездку в Москву, так как еще в детстве Елене Яковлевой захотелось стать актрисой.

Поступление в ГИТИС

В 1980-м мечта оказалась близка к исполнению. Накопив денег, Лена отправилась в столицу покорять ГИТИС.

Там она оказалась на курсе Владимира Андреева. Вместе с ней учился Магомед Сурхатилов (играл в «Афромосквиче», «Папиных дочках», «Знахаре» и других сериалах), Виктор Раков («Убить дракона», «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, «Любить по-русски», «Живой» и др.), Ольга Онищенко («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и др.), Юрий Наумкин («Заокн и порядок», «Люди Икс: Первый класс»).

Карьера в театре

После вуза будущая Каменская оказалась в столичном театре «Современник». За ее включение в труппу худсовет во главе с Галиной Волчек проголосовал единогласно.

Дебютом на сцене для Елены Яковлевой как актрисы «Современника» стал спектакль «Двое на качелях». Ставила его сама Волчек по одноименной пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона, а недавней выпускнице досталась одна из главных ролей.

Через пару лет Валерий Фокин сманил талантливую артистку в МДТ имени Марии Ермоловой. Там она прослужила три года, после чего решила вернуться в «Современник», где ее согласились принять обратно.

Второй раз «Современник» она покинула уже в мае 2011-го. Уход она объяснила тем, что театр сильно изменился и перестал быть таким, каким она его любила. Разовое возвращение состоялось в марте 2018-го, когда Елена вернулась на сцену по личной просьбе Волчек.

Карьера в кино

Дебют Елены Яковлевой в кино пришелся на 1983 год и ленту Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом». После она снималась у Вадима Абдрашитова и Андрея Сахарова, но слава пришла к ней благодаря роли Тани Зайцевой в «Интердевочке».

Петр Тодоровский под конец Перестройки рискнул экранизировать одиозную повесть Владимира Кунина о «ночных бабочках», а Яковлеву предпочел Татьяне Догилевой и Ингеборге Дапкунайте. Ее популярность была колоссальной, так что коллега по актерскому цеху тезка и однофамилица Елена Яковлева даже поменяла имя на Алену.

Уже в 90-е актриса появилась еще в трех лентах у Тодоровского-старшего. Это были «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем». А в 2004-м она снялась уже у его сына Валерия в ленте «Мой сводный брат Франкенштейн».

Всего в ее фильмографии сейчас около 60 фильмов. Последней ее работой на данный момент стала роль тещи в комедии Кирилла Плетнева «Семь ужинов».

Карьера в сериалах

Если зритель постарше знает Елену по «Интердевочке», то уже следующему поколению популярная актриса известна по роли следователя Анастасии Павловны Каменской. Вышло уже шесть сезонов телесериала, а автор литературного первоисточника Александра Маринина, по ее собственным словам, не против продолжения.

Кроме «Каменской», актриса отметилась в другом длинном сериале – «Склифосовский». Она играет роль заведующей хирургическим отделением.

Награды и премии

После съемок в «Интердевочке» на актрису обрушился вал наград – как отечественных, так и зарубежных. Именно за эту роль она удостоилась первой «Ники». Следующая «Ника» досталась ей уже за «Анкор, еще анкор».

Еще ряд наград она получила за телесериал «Каменская». Это и «Лица года», и ТЭФИ-2004.

Есть в ее активе и два «Золотых орла». Один – за ту самую ленту Тодоровского-младшего, второй – за «Самый лучший день».

Личная жизнь

За плечами артистки два брака. Первым мужем был Сергей Юлин, ныне худрук Забайкальского краевого драмтеатра. Они поженились, еще когда вместе учились в ГИТИСе. Браку было отмерено всего полгода.

Новым мужем стал Валерий Шальных, который в течение 34 лет служил в «Современнике». Отношения они зарегистрировали весной 1990-го, но до этого 5 лет жили вместе.

Артистка родила Валерию сына Дениса. Он сначала собирался пойти по стопам родителей и учился на режиссерском факультете ГИТР, однако потом бросил вуз и сейчас занимается культуризмом.

Слухи о смерти Елены Яковлевой

В октябре 2019 года в Интернете появились слухи, что Елена Яковлева ушла из жизни. СМИ сообщали, что актриса якобы скончалась на операционном столе во время операции.

На эту информацию наложилось то, что артистка не очень активна в соцсетях и редко выходит в свет, а также тот факт, что Яковлева в одном интервью поведала, как во время операции пережила клиническую смерть.

По словам актрисы, однажды ей стало плохо во время спектакля, а приехавшие медики обнаружили у той открывшуюся язву, после чего настояли на госпитализации. Потребовалась операция, во время которой из-за мощной дозы наркоза у артистки остановилось сердце. Врачи сумели спасти Елену Яковлеву, которая, согласно последним новостям, ныне ведет здоровый образ жизни.

Яковлева Елена от Николай Пчелов за 05.03.2016

Елена Яковлева продолжала сниматься и в кино. Были и главные, и второстепенные роли, но успех пришел лишь в 1989 году. Роль проститутки Тани Зайцевой в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка» стала для актрисы настоящим прорывом. Конечно, успеху способствовало и то, что фильм затрагивал ранее совершенно запретную тему. Это сегодня историями о «жрицах любви» никого не удивишь, а тогда… Тогда фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. Пронзительная история «ночных бабочек» не оставила зрителей равнодушными. Большая заслуга в успехе принадлежит Тодоровскому, сумевшему собрать настоящий звездный коллектив – вместе с Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие.

Благодаря роли в фильме «Интердевочка» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года по опросу, проводимому журналом «Советский экран». Высоко оценили работу актрисы и на различных фестивалях. Яковлева стала лауреатом «Ники», а также Токийского кинофестиваля и кинофестиваля «Созвездие – 90».

С того момента Яковлева прочно вошла в когорту ведущих актрис отечественного кино. В первой половине 90-х она много и интересно снималась у различных режиссеров, играя, как правило, несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек… Однако наиболее удачными для актрисы стали роли в картинах все того же Петра Тодоровского. Прежде всего, это относится к трагической мелодраме «Анкор, еще анкор!». Вот один из отзывов о картине: «Чувственная энергия пропитывает фильм, так же, как лирическая, социально-критическая, драматическая. Живая ткань жизни всегда многожанрова». За работу в этом фильме Яковлева стала обладательницей «Ники» в номинации «Лучшая актриса второго плана».

Кроме того, Елена Яковлева снялась у Петра Тодоровского в ретро-драме «Какая чудная игра» (1995) и мелодраме «Ретро втроем» (1998). Среди работ других режиссеров стоит отметить роли актрисы в трагикомедии Алексея Сахарова «Лестница», телефильмах Леонида Пчелкина «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина».

Елена Яковлева / Биография и фильмография

Советская и российская актриса театра и кино, телеведущая

Биография

Народная артистка России, горячо любимая зрителем разных поколений, Елена Яковлева родом из Советского Союза. Из своего детства чаще всего вспоминает: «…переезды, потому что это был самый, наверное, счастливый момент в моей жизни, мама складывала чемоданы. Отец — военный, мы колесили по всему Советскому Союзу. Это было самое интересное, потому что это новые ощущения, новые школы, новые одноклассники, я всегда была новенькая, мне так это нравилось».  

Родители Лены никакого отношения к искусству не имели, но она сама всегда очень хотела стать артисткой. Даже в школе на выпускном вечере в бутылку из-под шампанского положила записку с заветной мечтой: «Хочу стать знаменитой актрисой». И стала, хотя не сразу. «Были, конечно, метания. И на радиозаводе пыталась работать, и в библиотеке… Все равно природа свое взяла. Поехала поступать в ГИТИС», — вспоминает Елена. На вступительном экзамене в честь Тамары Семиной прочла монолог Катюши из «Воскресения» и сразу же была зачислена в вуз.

С 1980-1984 годы Елена Яковлева училась в театральном институте в мастерской Владимира Андреевича Андреева. По окончании была принята в труппу одного из ведущих театров Москвы — «Современника», причем члены художественного совета проголосовали единодушно, что является большой редкостью.

В 1986 году Валерий Фокин предложил актрисе перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой, где Елена проработала три года, но потом опять вернулась к Галине Волчек. В родном «Современнике» актриса прослужила 27 лет, однако в 2011-м ушла из театра, прокомментировав свой поступок так: «Решение вызревало у меня давно. С сорока до пятидесяти лет, то есть в хорошем актерском возрасте, когда еще есть силы, я получила только одну новую роль — в спектакле «Пять вечеров». Единственную за десять лет! И вот мне стало казаться, что я вообще зря живу… Тяжело ощущать себя каким-то роботом, вся жизнь которого запрограммирована, и нового в ней уже ничего не будет. Ну и последней капелькой, которая переполнила стакан, стало обнародование планов театра на следующий сезон. Я в очередной раз обнаружила, что меня там нет…»

В настоящее время Елена Яковлева играет в антрепризных спектаклях и активно снимается в кино.

Театр

На сцене «Современника» актриса дебютировала в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона. Позже сыграла в спектаклях: «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние», «Близнец». Особенно стоит отметить работы более позднего периода: Варю в постановке «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова, героическую Марию Стюарт режиссера Р.Туманиса в «Играем… Шиллера!», колоритную Кабаниху в «Грозе» А.Н.Островского.

В общей сложности на сцене родного театра Елена Яковлева исполнила около двадцати ролей. Главный руководитель «Современника» Галина Волчек в ток-шоу «Линия жизни» призналась, что Елена является одной из ее муз, способных наиболее цельно выразить задумки режиссера на сцене и заставить испытать «комок», что редко случается на «своем артисте». О работе с актрисой сказала: «Она удивительно легко работает, с ней работать наслаждение, счастье, просто… Я очень редко встречала в этой профессии таких скромных людей, как Лена».

В театре им. М. Н. Ермоловой Елена Яковлева успела блеснуть в таких спектаклях, как «Прощай, Иуда» по пьесе И.Иредыньского, «Костюмер» по Р.Харвуду и «Снег недалеко от тюрьмы» по Н.Климонтовичу в постановке Андрея Житинкина.

Режиссер Владимир Панков в антрепризном формате поставил два спектакля с Еленой Яковлевой в главной роли: блюз для влюбленных «Территория любви» о поиске женщиной одного единственного, где актриса играет с Игорем Ясуловичем, Вячеславом Разбегаевым, Петром Кисловым, Андреем Заводюком, и «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби. Это захватывающая саунд-драма, полифоничное музыкальное действо, где участники музицируют и поют. Актрисе в постановке составил дуэт Михаил Трухин.

Кинематограф

Первым фильмом, в котором снялась Елена Яковлева, была картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983). Актриса вспоминает: «Небольшая совсем, эпизодическая работа, но я тогда первый раз встретилась с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, с очень знаменитым Калныньшем Иваром и с очень знаменитой Еленой Сафоновой. Это были уже киты кино, а я еще студентка, на третьем курсе. Но Иннокентий Михайлович меня до такой степени потряс, что единственное, о чем я после этой картины просила свою судьбу: встретиться еще хоть раз с Иннокентием Михайловичем в картине, где можно поработать с ним больше. И потом это так и случилось. Это была картина «Сердце — не камень» Леонида Пчелкина по пьесе Островского».

После удачного дебюта режиссеры стали активно работать с артисткой, в год по фильму. В 1986 году выходит кинолента Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», в 1987 – «Время летать» Алексея Сахарова, в 1989 – «Лестница» того же режиссера.

Настоящим прорывом для Елены Яковлевой стала потрясающей силы роль Тани Зайцевой в мелодраме «Интердевочка» (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. В то время фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы, перевернул жизнь актрисы. Не каждая советская артистка 80-х готова была сыграть роль проститутки, но Яковлева без особых раздумий согласилась, узнав, что режиссер — Тодоровский. «Я знала и любила его фильмы и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого этот человек не снимет, — рассказала актриса в интервью.- Если бы такую роль, такой сюжет предложил другой режиссер, нужно было бы задуматься. А с Тодоровским я ни секунды не сомневалась: ну и что, что проститутка?»

На съемочной площадке режиссеру удалось собрать настоящий звездный коллектив, вместе с Еленой Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие. История «ночных бабочек» не оставила равнодушными зрителей и критиков, фильм был удостоен ряда наград на отечественных и зарубежных кинофестивалях.

Впоследствии, Елена Яковлева еще не раз снялась в фильмах Петра Тодоровского. Она исполнила главные роли в картинах: «Анкор, еще Анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998).

Также в 1990-е годы на экраны вышли с участием актрисы такие известные работы, как детектив Юрия Мороза «Черный квадрат», драма Инессы Селезневой «Воспитание жестокости у женщин и собак», многосерийный телефильм Леонида Пчелкина «Петербургские тайны».

На стыке веков Елена Яковлева оказалась на новом витке популярности, снявшись в сериале «Каменская» по романам Александры Марининой. Елена настолько органично вжилась в роль, что зрители стали отождествлять актрису с ее персонажем. «Меня упорно все поздравляют с Днем милиции, что, кстати, приятно: есть еще один день, когда мне говорят хорошие слова, дарят цветы», — пояснила актриса.

Сериал растянулся на шесть лет. Вместе с артисткой в нем снялись: Андрей Ильин, Сергей Гармаш, Сергей Никоненко, Дмитрий Нагиев. Но, как человек творческий, Елена Яковлева со временем устала от одной роли и переключилась на отличные от Каменской персонажи. Сыграла в популярных сериалах: «Склифосовский», «Вангелия», «Найденыш», фильмах «Любовь нежданная нагрянет», «Вальс-Бостон» и других. В настоящее время артистка очень востребована, живет в плотном графике репетиций и съемок.

Телевидение

 2000-м году Елена Яковлева дебютировала в новом для себя качестве – телеведущей. На протяжении пяти лет она вела на телевидении поочередно с Кларой Новиковой ежедневное ток-шоу «Что хочет женщина». Об участии в проекте Елена вспоминает: «Мне как артистке все это очень интересно и поучительно. Увидела очень много характеров». Общаясь с героями в ток-шоу, артистка разработала свой рецепт счастья: «Только одно — женщинам нужно развивать в себе чувство любви к себе. Наша русская женщина красивая, хозяйственная, любвеобильная. Если бы к этим качествам прибавить еще одно — немножко любви к себе, то было бы все замечательно. К сожалению, наши женщины себя не любят, не щадят».

После восьмилетнего перерыва Елену Яковлеву снова пригласили на роль ведущей, теперь уже передачи «Право на встречу», где рассказываются не выдуманные истории, происходят долгожданные и совсем неожиданные встречи.

Поклонникам актрисы в 2006 году посчастливилось увидеть ее в непривычном амплуа. Елена приняла участие в популярном проекте «Танцы со звездами». По ее шутливому признанию, теперь она все делает, танцуя.

Не удивительно, что Елена Яковлева решилась попробовать себя на танцполе. Несколькими годами раньше она рисковала куда больше – снялась в экстремальной программе «Форт Боярд». О своем французском приключении актриса вспоминает: «Я была безумно потрясена всем, что там происходило. Честно скажу, я ехала во Францию не побеждать, а просто участвовать. Меня вообще такие авантюры сильно увлекают, будоражат… Участвуя в такого рода проектах, испытываешь невероятные ощущения азарта, юности, жажды приключений. А какое там невероятное чувство команды, чувство локтя! Да и место сразу возвращает тебя во времена «Трех мушкетеров»… И если б мне что-то такое еще предложили, я бы,не думая, ринулась участвовать».

Личная жизнь

С первым мужем Сергеем Юлиным Елена Яковлева познакомилась в ГИТИСе. Их роман закончился свадьбой, но всего через полгода семья распалась.

С Валерием Шальных – своим вторым избранником актриса встретилась в Московском театра «Современник». Супруги много лет играли на одной сцене, даже в загс отправились в промежутке между утренней репетицией и вечерним спектаклем. «Из-за меня, я его «динамила» сознательно. Мне так хотелось продлить увертюру… Самое приятное в чувстве влюбленности – встречи, цветы, клятвы, ухаживания», — вспоминает Елена.

В 1992 году в актерской семье родился сын Денис, унаследовавший от талантливых родителей тягу к искусству. Недавно он окончил режиссерский факультет ГИТИСа.

Интервью

Об актрисе

Режиссер Валерий Тодоровский хорошо знаком с Еленой Яковлевой. Его отец снял немало фильмов с участием этой замечательной актрисы. Валерий был еще свидетелем страшных многомесячных проб Яковлевой на главную героиню «Интердевочки». В ток-шоу «Линия жизни» он вспоминает: «Что касается отца, сколько я себя помню, если нет для Лены Яковлевой роли, у него фильм и проект во многом становится каким-то пустовато-неосмысленным, потому что это и любимая актриса, и талисман. Он вообще как бы от Лены пляшет».

О своем собственном видении Елены Яковлевой как актрисы давно состоявшейся, сыгравшей практически все в театре и в кино, Валений говорит: «Кроме серьезного дарования бог дал (Елене) еще и ум, и драма в том, что хочется еще что-то, а предложить это что-то очень мало кто может. Там горит котел нерастраченности, неиспользованности актрисы. И в этом смысле я вижу действительно драму».

Близкий и давний партнер Елены Яковлевой по сериалу «Каменская» Сергей Никоненко в одной из телевизионных программ признался актрисе: «Ты – женщина приятная во всех отношениях». А также подчеркнул: «Невероятного мужества эта очаровательная, эта хрупкая женщина… всегда готовая, всегда собранная. Самые талантливые актеры – они самые дисциплинированные, самые собранные, самые организованные».

Актриса о профессии

«Актерский организм настолько раним, что даже дружеский совет может быть истолкован как недоброжелательство».

«В нашей профессии нельзя ничего просчитать, запланировать».

Елена Яковлева однажды призналась, что в театре ее больше всего завораживает единение сцены и зрительного зала, хотя: «Это совсем разное ощущение и восприятие, поэтому и там и там интересно. И то, что отдаешь аплодисментами в зрительном зале, и то, что получаешь от зала, когда стоишь на сцене на поклонах. Это такое божественное действо, которое если человек один раз узнал, почувствовал, то не сможет от него отказаться».

«Это счастье, что я встретилась с Ефремовым-старшим не съемочной площадке, с Юрием Богатыревым , с Автандилом Махарадзе, с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским… Это была такая школа, что я была уже готова ко многому, во всяком случае я уже знала, как надо себя вести, чтобы меня правильно поняли на съемочной площадке и на репетиции в театре».

В жизни

Елена Яковлева свободное время посвящает любимым увлечениям: много читает, разводит цветы на даче, любит собирать в лесу грибы и землянику, а также актриса с удовольствием совершает конные прогулки. «Началось все с того, что мы с Денисом неподалеку от нашего загородного дома обнаружили конюшню. Первый раз пошли просто на лошадок поглядеть, погладить их. А пришли — сыну захотелось прокатиться. И он увлекся…я попросила и для себя какую-нибудь клячу и поехала его догонять… Это так здорово: зимой ездить по лесу, смотреть на следы зайчиков, дышать свежим воздухом! Если бы не лошади, столько времени я бы не проводила на природе. Сейчас так втянулись, что даже в день спектакля совершаем конную прогулку», — призналась артистка.

По материалам ток-шоу «Линия жизни», Википедии, сайтов elena-yakovleva.ru, vokrug.tv, peoples.ru, rusactors.ru, liveinternet.ru, mega-stars.ru

Звания и награды

1996 — Заслуженная артистка России
2002 — Народная артистка России

За фильм «Интердевочка»:
1989 — Приз Токийского Кинофестиваля — «Лучшая актриса»
1989 — НИКА — «Лучшая актриса»
1989 — Приз журнала «Советский экран» — «Лучшая актриса»
1990 — Приз Кинофестиваля «Созвездие-90» — «Лучшая актриса»

1990 — Международный фестиваль телевизионных фильмов в Шанхае — «Лучшая женская роль» в фильме «Сердце не камень»
1990 — Приз Римского Кинофестиваля — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Лестница»

За фильм «Анкор, еще анкор»:
1992 — НИКА — «Лучшая роль второго плана»
1993 — Приз Кинофестиваля «Созвездие-93»

1994 — Фестиваль отечественного кино «Женский мир» — за обаяние и свет надежды
1999 — Премия VII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-99» — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Юкка»
1999 — Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» — «Лучшая роль второго плана»
2000 — Премия VIII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-2000» — «Лучшая актриса»

За телесериал «Каменская»:
2000 — Премия I Международного Телекинофорума «Вместе — в третьем тысячелетии» — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Не мешайте палачу»
2002 — Премия X Всероссийского Кинофестиваля «Виват кино России!» — «Лучшая актриса» 
2002 — Премия «Лица года 2002» газеты «Комсомольская правда» — «Актриса года»
2003 — Премия Пятого Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм «Закон и общество» — «Лучший положительный образ представителя Закона» за роль в сериале «Каменская-2»
2004 — ТЭФИ — Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале

За спектакль «Играем… Шиллера!»:
2000 — Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» — «Лучшая актриса»
2000 — Премия X Международного Фестиваля «Балтийский дом» — «Специальный приз жюри за актерский дуэт» за дуэт с Мариной Нееловой

2001 — Государственная Премия РФ — Премия в области «Драматический театр» за 2000 год
2002 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2002 года
2003 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2003 года 
2003 — Премия кинофестиваля «Любить по-русски» — «Самая элегантная»
2004 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2004 года
  
За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»:
2004 — Фестиваль «Кинотавр» — «Приз президентского совета за актерский ансамбль»
2005 — Национальная премия в области кино «Золотой орел» — «Лучшая актриса второго плана» 

За фильм «Самый лучший день»:
2016 — Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана»

Фильмография:Актриса

  • Последний богатырь: Корень зла (2019)
  • Вратарь галактики (2019)
  • Черновик (2018)
  • Склифосовский (6 сезон) (2018), сериал
  • Последний богатырь (2017)
  • Склифосовский. Реанимация (2016), сериал
  • Экипаж (2016)
  • Страна чудес (2016)
  • Самый лучший день (2015)
  • Любопытная Варвара-3 (2015), сериал
  • Склифосовский-4 (2015), сериал
  • Выстрел в тишину (2015)
  • Любопытная Варвара-2 (2014), сериал
  • Склифосовский-3 (2014), сериал
  • Одесса (2014)
  • Дневник мамы первоклассника (2014)
  • Свиридовы (2013), сериал
  • Любовь нежданная нагрянет (2013)
  • Друзья друзей (2013)
  • Вальс-Бостон (2013)
  • Женщины на грани (2013), сериал
  • Истребители (2013), сериал
  • Вангелия (2013), сериал
  • Обменяйтесь кольцами (2012)
  • Я приду сама (2012)
  • Пять Звезд (2012)
  • Повезет в любви (2012)
  • Любопытная Варвара (2012)
  • Найденыш-3 (2012)
  • Мамочки (2012), сериал
  • Найденыш-2 (2011)
  • Катя. Продолжение (2011), сериал
  • Каменская-6 (2011), сериал
  • Жуков (2011), сериал
  • Рита (2010)
  • Найденыш (2010)
  • В стиле jazz (2010)
  • Золото скифов (2009), сериал
  • Катя (2009), сериал
  • Привет, Киндер! (2008)
  • Кружева (2008), сериал
  • Каменская-5 (2008), сериал
  • Караси (2008)
  • Семейка Ады (2007)
  • Ночные посетители (2007)
  • Спасибо за любовь (2007)
  • Жена (2007)
  • Преступление и наказание (2007), сериал
  • Я остаюсь (2007)
  • Лилии для Лилии (2006)
  • Точка (2006)
  • Никто не знает про секс (2006)
  • Каменская-4 (2005), сериал
  • Тайна «Волчьей пасти» (2004)
  • Если завтра в поход (2004)
  • Курсанты (2004), сериал
  • Мой сводный брат Франкенштейн (2004)
  • Каменская-3 (2003), сериал
  • Каменская-2 (2002), сериал
  • Развязка петербургских тайн (2001), сериал
  • Каменская (1999), сериал
  • Ретро втроем (1998)
  • Юкка (1998)
  • Какая чудная игра (1995)
  • Петербургские тайны (1995), сериал
  • Витька Шушера и автомобиль (1993)
  • Эта женщина в окне (1993)
  • Анкор, еще анкор! (1992)
  • Воспитание жестокости у женщин и собак (1992)
  • Одна на миллион (1992)
  • Черный квадрат (1992)
  • Дело Сухово-Кобылина (1991)
  • Шальная баба (1991)
  • Русская рулетка (1990)
  • Мать Иисуса (1990)
  • Чернов (1990) /Chernov/
  • Вечный муж (1989)
  • Интердевочка (1989)
  • Лестница (1989)
  • Свой крест (1989)
  • Сердце не камень (1989)
  • Верными останемся (1988)
  • Полет птицы (1988)
  • Шаг (1988)
  • Время летать (1987)
  • Два берега (1987)
  • Плюмбум, или Опасная игра (1986)
  • Двое под одним зонтом (1983)

 Озвучивание:

Работа на телевидении:

  • 2000-2005 — Телеведущая ток-шоу «Что хочет женщина» 
  • 2013 — Телеведущая ток-шоу «Право на встречу»

Документальные фильмы:

  • 2011 — «Елена Яковлева. ИнтерЛеночка»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *