Массаж рук для детей для развития речи:
Вместе с заботой о здоровье новорожденного, родителям не менее важно уделить внимание его интеллектуальному развитию. Это напрямую зависит от умения ребенка понимать речь и разговаривать. С умением разговаривать связана моторика рук, и с помощью массажа можно эффективно развить навыки речи. О массаже рук для грудничков и его важности для речевого аппарата прочитаете в статье.
Показания к массажу
Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.
Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.
Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.
Эффективность
Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.
Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.
По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.
Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.
Правильная техника
До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.
После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:
- поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
- грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
- ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
Простые приемы:
- сгибаем пальчиков по несколько раз;
- аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
- растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
- поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.
Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»
Игры
При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.
- Рыбалка.
Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.
- Снежок.
Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.
Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.
Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»
Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.
эффективное воздействие для развития речи малыша
В этой статье:
Кончики пальцев имеют прямую связь с мозгом. Неудивительно, что массаж рук положительно влияет на развитие речи детей, способствует появлению хорошего настроения, налаживает кровообращение и в целом расслабляет. Дело в том, что ладони ребенка имеют особые зоны, напрямую взаимодействующие с органами и отдельными частями мозга, поэтому правильно подобранный массаж и игры с пальчиками малыша позволят избавиться от речевых проблем.
Массажирование рук детей позволяет обеспечить:
- укрепление иммунной системы;
- удаление отживших клеток эпидермиса;
- улучшение состояние кожи;
- повышение работоспособности;
- снижение артериального давления;
- улучшение работы ЖКТ;
- стабилизация дыхания и пр.
Чтобы ощутить все плюсы такого массажа для детей, достаточно будет работать и играть с детскими пальчиками не более 15 минут в день.
Особенности массажирования пальчиков ребенка
Чтобы массаж рук не имел негативного эффекта, необходимо придерживаться определенных правил. Алгоритм проведения массажа сводится к следующим этапам:
- Разминание — действие направлено исключительно на мышцы.
- Пощипывание — с захватом кожи между рук.
- Поглаживание — легкие скользящие движения с разглаживанием складок кожи.
- Вибрация — колебательные движения с разной скоростью.
- Пологое поглаживание — скользящие движения по внутренней части ладони.
- Щипцеобразное поглаживание — с массажем пальцев рук по отдельности и поглаживанием кожи.
Кроме того, массаж рук детей может включать растирания (синхронными движениями), сгибания и разгибания пальцев и некоторые другие манипуляции. Завершением обязательно должно быть ласковое поглаживание пальчиков и ладошек ребенка.
Игры и упражнения на основе массажа для развития речи
Если обычный массаж рук малыша не увлекает, то можно предложить девочке поиграть в Золушку (например, перекладывая фасоль и кукурузу, смешанные в одной посуде, в разные чаши), а мальчику — разложить перемешанные гайки и шурупы по разным контейнерам.
Можно научить детей строить фигурки из счетных палочек, зубочисток или спичек, клеить их на цветной картон. Интересный вариант — аппликации из разных видов круп с использованием пластилина в качестве скрепляющего материала.
Конечно же, отличный массаж для развития речи — это собирание мозаики и паззлов, а также ежедневные манипуляции с расстегиванием и застегиванием пуговиц, плетением косичек куклам или завязыванием шнурков.
Пальчиковая гимнастика: интересные варианты
Предложите ребенку рассказать сказку с помощью пальцев рук. Например, это может быть самая простая сказка про «Курочку Рябу». Рассказывая, нужно будет показывать пальчиками особенности героев и события. Например, можно начать с изображения бороды деда и завязанных узелков платка бабы, а в момент, когда яйцо покатилось, «пробежаться» пальчиками по столу. Такая сказочная гимнастика не только станет отличным массажем рук малышей, но и поможет развитию их воображения.
Можно поиграть с детками на бумаге. Например, отличное занятие для малышей любого возраста, способствующее развитию речи – поделки из бумажных комков. Делать бумажные шарики нужно разного размера. Для этого достаточно будет просто мять листы бумаги, придавая им форму шара.
Из готовых шариков можно склеить снеговика, выполнить аппликацию или просто сложить их в пластиковый стаканчик и вообразить, что это мороженое! Такая простая игра увлечет малыша и будет способствовать развитию пальчиков не хуже дорогостоящих игрушек для мелкой моторики.
Простой способ развития мелкой моторики детей — массаж пальцев с помощью рисования на подносе с мелкой крупой. Покажите ребенку, как это просто, и предложите попробовать себя в роли необычного художника. Вместе нарисуйте солнце, папу, маму или первый снег.
Используя разноцветные пуговицы разного размера, предложите крохе выложить из них фигурки, которые впоследствии можно будет приклеить на картон с помощью пластилина.
Можно предложить ребенку поиграть с ковриком для раковины. Пусть малыш попробует «шагать» указательными пальцами по клеткам, каждой рукой по очереди. Сопровождать действия лучше веселыми песенками, стишками или прибаутками.
Девочкам и мальчикам — любителям помогать маме на кухне можно предложить помесить, словно тесто, горох и фасоль, смешанные в большой кастрюле. Помимо развития моторики, малыш будет рад осознать себя маминым помощником.
Очень интересная игра «Хожу в гости». Для начала вам нужно будет нарисовать два домика. Возле каждого домика можно поместить любимых персонажей ребенка, после чего предложить ему провести карандашом линию (дорожку) от одного домика к другому, чтобы персонажи смогли сходить в гости друг к дружке.
Со временем можно будет добавить несколько домиков и сказочных героев, которых малыш будет водить друг к дружке по дорожкам – как широким, так и узким, как прямым, так и извилистым.
«Соединялки». Отличный вариант для массажа рук и улучшения речи — рисование коротких и длинных полосочек. Принимая во внимания интерес ребенка, разработайте необычный сюжет игры.
Массаж пальцев по японской методике
Массаж для развития речи детей необходимо проводить в форме игры, сопровождая действия веселыми стишками. Начинайте массаж рук с большого пальца и постепенно переходите к мизинцу, растирая сначала подушечки, затем передвигаясь к основанию.
Продолжайте массировать руки поглаживанием ладоней с помощью шариков из разных материалов:
- камня;
- стекла;
- металла.
Предложите ребенку сделать себе массаж самостоятельно, например, покатать шарики в ладошках и сделать им легкие «щелбаны» с помощью указательного и большого пальчиков.
Помассируйте малышу руки обычным шестигранным карандашом. Зажмите его между пальчиками ребенка и предложите покатать, показывая, что пальчики могут быть послушными, если их немного потренировать.
Удачные приемы в массаже для развития речи — это использование орехов или четок. Лесные орехи (или небольшие грецкие) ребенок может катать в ладошках, а четки можно перебирать пальчиками на скорость в виде соревнования с кем-то из членов семьи или сверстниками в детском саду.
Картотека массажа пальцев рук с детьми 3-4 лет
Самомассаж пальцев рук для детей 3-4 лет
«Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю.Картушиной.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Малина» № 1
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы- «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой». Поворот спины в стороны.
Я поем ещё чуть – чуть-
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки пощипывать ладонь левой (подносить ко рту).
Раз, два, три, четыре, пять…
Поочерёдно массировать каждый палец на одной руке (потом на другой).
Снова буду собирать.
Хлопки в ладоши.
Массаж кистей рук (3-4 лет): «Мышка» № 2
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» — что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Рукавицы» № 3
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисёнка Саши,
Для лисички Маши,Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли,
Поочерёдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого(при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках — да – да – да!-
Потереть ладони друг о друга.
Не замёрзнем никогда!
Массаж рук (3-4 лет): «Строим дом» № 4
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Раздаётся звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
Пробежаться пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживём,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга(тарелочки)
Веселиться и плясать.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Мухи» № 5
На паркете восемь мух
Соединить пальцы правой и левой руки постукивать подушечками.
Польку танцевали,
Увидали паука –
В обморок упали.
Разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением опустить руки.
Праздник завершается,
Гости разъезжаются.
Помахать кистью правой и левой раки.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Орешник» № 6
Наклонил орешник ветки –
Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.
Дарит всем зверям орешки.
Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Поочерёдное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.
Вот орех бурундучку,
Вот орешек хомячку,
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!
Потирание ладоней друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Поиграем» № 7
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибать пальцы в кулачок.
Вышли зайки погулять.
Прыгают.
Зайки спрятались за ёлку.
Приседают, закрывают лицо ладонями.
Нет ли здесь лисы иль волка?
Выглядывают из-за ладоней.
Один, два, три, четыре, пять!
Встают и хлопают в ладоши.
Можно весело играть.
Прыгают или кружатся на месте.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Лев» № 8
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибают пальцы в кулачок.
Что мы будем рисовать?
Сжимают и разжимают кулачки.
Нарисую-ка я льва.
Изображают льва.
Для начала – голова.
Кладут ладони на голову.
Чтобы выглядел правдиво,
Нарисую ему гриву.
Поднимают и соединяют руки над головой.
А теперь глаза и уши,
Чтобы шорохи он слышал.
Прикладывают ладони к ушам.
Вот красавец лев готов!
Хлопают в ладоши.
Он подмигнул – и был таков!
Подмигивают, приседают, закрывают лицо ладонями.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Всё умеем» № 9
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибают пальцы в кулачок.
Можем всё мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
Покажи скорей, дружок,
Петушиный гребешок.
Показывают пальцы, согнутые в фалангах.
А теперь утиный нос.
Показывают пальцы, соединенные в щепоть.
А теперь гусиный хвост.
Соединяют пальцы обеих рук, большие пальцы прячут внутри ладоней.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибают пальцы в кулачок.
Можем всё мы показать!
Массаж пальцев (3-4 лет): «Попляшем» № 10
Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы поплясать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Мизинец пляшет на крылечке,
Безымянный – возле печки,
Средний – около моста,
Указательный – в кустах.
Даже самый большой
Плясать в присядку пошёл.
Сгибают соответствующие пальцы.
Один, два, три, четыре, пять!
Сжимают и разжимают кулачки.
Будут пальцы отдыхать.
Опускают руки вниз, встряхивают кистями.
Пальчиковая игра (3-4 лет): «Мячик» № 11
Раз – два – три –
Три хлопка.
Беру я мяч.
Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мячик.
Раз – два – три –
Три хлопка.
Он мчится вскачь.
Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Поочерёдно поднимать и опускать руки. (хлопать по мячику)
Раз – два – три –
Три хлопка.
Бегу за ним,
Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочерёдно двигать руками (бег на месте).
Массаж пальцев (3-4 лет): «Грачи» № 12
Мы лепили куличи,
«Лепить пирожки».
Прилетели к нам грачи.
Помахать крыльями – ладошками.
Первый грач испёк пирог,
А второй ему помог,
Поочерёдно массировать каждый палец. Начиная с большого.
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Постучать пальцами по коленям.
Раз, два, три, четыре, пять,
Поочерёдно загибать пальчики.
Выходи грачей считать!
Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.
Массаж пальцев (2-4 лет): «Считалка» № 13
Я – зверёк, и ты – зверёк,
Поочерёдно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.
Я – мышонок, ты – хорёк,
Ты хитёр, а я умён.
Кто умён, тот вышел вон.
Пальчиковая игра (2-4 лет): «Птичка» № 14
Птичка, птичка, на тебе водички.
«Звать птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зёрнышек тебе.
«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.
Клюю – клюю – клюю…
Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.
Пальчиковая игра (3-4 лет): «Пирожки и плюшки» № 15
Мама пироги печёт.
Заинька не отстаёт,
«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая.
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.
На дощечке нет уж места,
Развести руками в стороны.
Мама снова месит тесто.
— Отдохни, — сказала мама.
«Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.
Заинька твердит упрямо:
Отрицательно качать головой.
— У слонёнка день рожденья,
очень любит он печенье,
Прижать ладони друг к другу.
Рыбку любит кошка,
Волнообразные движения кистями рук.
Бублики – Матрёшка.
Соединить большие и указательные пальцы.
Всё я это испеку,
Только не жалей муку.
«Печь пирожки».
Массаж пальцев (3-4 лет): «Праздник» № 16
Добрый доктор Айболит,
Он мышонку говорит:
Дети поочерёдно массируют пальцы сначала на одной руке, при повторении – на другой.
«Правила движения,
все, без исключения,
знать должны зверюшки:
барсуки и хрюшки,
зайцы и тигрята,
мышата и котята».
Посмотрело солнце вниз –
Все на праздник собрались!
Похлопать в ладоши.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Матрёшки» № 17
Мы – красавицы Матрёшки
Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
Поочерёдно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибать пальцы на руке.
Массаж пальцев (3-4 лет): «Прогулка» № 18
Раз, два, три, четыре, пять –
Поочерёдно соединять пальцы подушечками.
Вышли пальцы погулять.
Хлопки в ладоши.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (при повторении – правой руки), начиная с большого.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять –
Интенсивно растереть кисти рук.
Вышли пальцы погулять.
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять.
Энергично встряхивать кистями рук.
Массаж пальцев (2-4 лет): «Этот пальчик» № 19
(Русская народная потешка)
Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.
«Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел».
Игра-массаж (2-4 лет): «Пальчик – мальчик» № 20
(М.Ю.Картушина).
«Пальчик – мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
Пальцы левой руки сжимают кулак, выпрямляют и сгибают большой палец.
— С этим – я в снегу валялся,
С этим – с горочки катался,
С этим – в парке я гулял,
С этим – я в снежки играл
Поочередно массируют пальцы, начиная с указательного.
Все мы пальчики – друзья,
Сжимают и разжимают пальцы.
Где они,
Показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони.
Там и я!
Показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони».
Массаж пальцев (3-4 лет): «Расскажу про кошку» № 21
«Подставляй ладошку,
Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.
Расскажу про кошку.
Гладят ладонь другой рукой.
Будем пальчики считать?
Шевелят пальчиками.
Будем пальчики считать!
Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Раз-два-три-четыре-пять!
Поочередно загибают пальчики на руке.
Вот – кулак,
Сжимают пальцы в кулак.
А вот – ладошка.
Разжимают их.
На ладошку села кошка!
Ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
«Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
Видно, мышка там живет!
Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину».
(Н.Пикулева).
Пальчиковый массаж (3-4 лет): «Сорока-белобока» № 22
(Русская народная потешка).
«Сорока — белобока,
Кашку варила,
Детушек кормила,
На порог скакала,
Гостей поджидала.
Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Поочередно массируют пальцы, начиная с мизинца, как бы надевая на них колечко и снимая его.
А этому не дала.
Он дров не носил,
Скользящие движения ладоней друг о друга.
Он печку не топил,
Он кашу не варил.
Вот тебе горшок пустой.
На одной руке сжимают пальцы в кулак.
Иди в угол и постой!
Другой рукой указывают на угол».
Массаж пальцев (3-4 лет): «Капли» № 23
Поднять ладошки вверх.
«Стало солнце пригревать,
Указательным пальцем правой руки ударять по ладони левой руки.
Стали капельки стучать.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва.
Хлопать в ладоши.
Поскорее, поскорее,
Все быстрее и быстрее.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Поглаживание ладоней.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!».
Массаж кистей и пальцев (3-4 лет): «Мои пальчики» № 24
«Разотру ладошки сильно,
Растирание ладоней.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Захватывать каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою,
«Моют» руки.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Пальцы в «замок».
Выпущу я пальчики-
Пусть бегут, как зайчики.
Пальцы расцепить и перебирать ими».
Массаж для рук и ног (3-4 лет): «Себе помогаю» № 25
«Я в ладоши хлопаю,
Хлопать в ладоши.
И ногами топаю.
Топают ногами.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Растирание ладоней.
Ладошки, ладошки,
Утюжки — недотрожки.
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча.
Вы погладьте ножки,
Чтобы бегали по дорожке.
Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук».
Другой рукой указывают на угол.
(Русская народная потешка)
Массаж пальцев (3-4 лет): «Воробьи» № 26
Пять воробьев на заборе сидели,
Показывают пять пальцев левой руки.
Один улетел, а другие запели,
Массируют большой палец.
И пели, пока не сморила усталость.
Загибают большой палец.
Один улетел, а трое осталось.
Массируют указательный палец.
Сидели втроем и немного скучали.
Загибают указательный.
Один улетел, а двое остались.
Массируют средний палец.
Сидели вдвоем, и снова скучали,
Загибают средний.
Один улетел, и остался один.
Массируют мизинец.
Один посидел, да и взял, улетел.
Все пальцы сжимают в кулак.
При повторении массируют пальцы правой руки.
Массаж пальцев рук (3-4 лет): «Мои пальчики» № 27
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики. |
Растирание ладоней. Захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтя. «Моют» руки. Пальцы в «замок».
Пальцы расцепить и перебирать ими. |
|
Я в ладошки хлопаю
И ногами топаю. Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки, Утюжки-недотрожки. Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки, Чтобы бегали по дорожке. |
Хлопают в ладоши. Топают ногами. Растирание ладоней.
Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча.
Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. |
|
Самомассаж пальцев (2-4 лет): «Тук-тук» № 28
Дети постукивают подушечками правой руки о подушечки левой руки.
«Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь»
Список упражнений для проведения массажа пальцев рук с детьми 3 – 4 лет.
- «Малина»
- «Мышки»
- «Рукавицы»
- «Строим дом»
- «Мухи»
- «Орешник»
- «Поиграем»
- «Лев»
- «Все умеем»
- «Попляшем»
- «Мячик»
- «Грачи»
- «Считалка»
- «Птичка»
- «Пирожки и плюшки»
- «Праздник»
- «Матрешки»
- «Прогулка»
- «Этот пальчик»
- «Пальчик – мальчик»
- «Расскажу про кошку»
- «Сорока – белобока»
- «Капли»
- «Мои пальчики»
- «Себе помогаю»
- «Воробьи»
- «Мои пальчики»
- «Тук-тук».
приятно и полезно. Массаж детям до года
Содержание:
Мы привыкли, что массаж для грудничков — это серьезное мероприятие, требующее много времени, специально оборудованного места и непременно квалифицированной массажистки. А вот Софи Дюмоте, автор подробной книги по массажу для малышей, убеждена, что самый полезный массаж делается мамиными руками. Для этого достаточно освоить приемы с помощью описаний и фотографий, а главное — прислушиваться к своему малышу.
Мамин массаж может быть любым — долгим и тщательным, если у обоих участников подходящее настроение, или совсем коротким, когда время не позволяет, а подарить малышу ласковые прикосновения хочется. Чтобы сэкономить время и не потерять качество, Софи Дюмоте предлагает массировать за один подход сверху и снизу, справа и слева, сзади и спереди. Вот несколько приемов так называемого экспресс-массажа.
От шеи до пальчиков на ногах
Положите теплые руки на грудь и животик ребенка.
Проведите до бедер, вокруг таза и под ягодицы.
Вращательными движениями спуститесь по ножкам до пяточек, затем до пальчиков. Во время этого движения плотно обхватывайте ножку. Массируйте каждый пальчик и между ними одновременно двумя руками, то есть правую ножку левой рукой, а левую — правой.
Животик
Положите руки на животик, массируйте круговыми движениями по часовой стрелке одной рукой, за ней другой. Этот вид массажа делать легко и быстро через одежду или при смене подгузника, он очень полезен, так как помогает ребенку переваривать пищу, но его нельзя делать перед едой или сразу после.
Со спинки на животик
Чтобы сократить время, требующееся для массажа, можно объединить массаж спинки с массажем животика благодаря изогнутому положению тела, являющемуся одновременно позой йоги.
Положите ребенка на бок, ножку, находящуюся сверху, слегка распрямите, а туловище осторожно, без усилия слегка поверните на спинку. Дайте ребенку устроиться поудобнее, подложив ладонь под верхнюю часть спинки.
Затем проведите рукой по диагонали до животика, придерживая ножку.
Смените руки и повторите прием. Всего 5–6 повторов. Положите ребенка на спинку и помассируйте от груди до щиколоток. Затем поверните ребенка на другой бок и повторите все движения, снова закончив общим массажем.
Ручки
Положите руки на грудь ребенка, разведите к плечам и обхватите их пальцами. Проведите по всей длине руки до кончиков пальцев и дальше, раскрыв ладошку, если ребенок не сопротивляется. Массируйте пальчики и между ними двумя руками одновременно. Наконец мягко помассируйте ладошки одновременно подушечками больших пальцев. Сложите ручки ребенка на груди.
Лицо
Осторожно проведите ладонью по лицу ребенка снизу вверх. Разомните краешки обоих ушек одновременно между большим и указательным пальцами.
Поочередно мягко проводите руками по лбу и головке, чтобы хорошо смазать маслом кожу и волосы. Закончить можно общим поглаживанием от лица до пальчиков ног.
Экспресс-поглаживание
Положите ребенка себе на колени, придерживая одной рукой, а другой поглаживайте от затылка до щиколоток.
Повторите 2–3 раза легко, чтобы не возбудить ребенка. Можно также прислонить его к себе и гладить сверху вниз по спинке.
«Пеленание» руками
В любой момент и при любых обстоятельствах можно использовать этот успокаивающий прием. Двумя руками сложите ручки ребенка, потом подогните ножки, без усилия и не надавливая. Подержите ребенка так некоторое время, покачивая с боку на бок; отпустите, если ребенок показывает хоть малейшие признаки недовольства.
Нам очень понравилось ребёночек доволен спасибо!!!
09.08.2018 15:33:45, ВладислНам понравилось очень довольны
09.08.2018 15:32:56, ВладислХорошие приемы этого экспресс-массажа. Так и надо, ребенок в настроении, время подходящее — сделали несколько элементов. А то помню, как со старшей педиатр сказала делать массаж, сразу сеансом. Сказала, что потом ребенку понравится. Но нам так и не понравилось, дочь орала дурниной, а потом долго не могла успокоиться.
13.02.2015 07:55:09, явЛИКАВсего 3 сообщения Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка» | |
Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе. |
2.Самомассаж ладоней сосновыми шишками | |
Осень шагает в жёлтом пальтишке, С кедров сшибает бурые шишки. Г. Граубин | «Шагают» пальчиками по поверхности стола. Крепко сжимают шишки в ладони. |
3.Самомассаж подушечек пальцев | |
Шел медведь к своей берлоге, Да споткнулся на пороге. «Видно очень мало сил Я на зиму накопил»,- Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. Все медведи – сладкоежки, Любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. | Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук. |
4.Самомассаж фаланг пальцев | |
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на целый год, Наш друг – огород! | На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланг одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 5 строчки – смена рук. |
5.Самомассаж – «Щелчки» | |
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, Тук, да тук, тук да тук? — А пойдем, — сказал барсук, Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, Вот и слышен перестук! | Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. |
6.Самомассаж ладоней шишками | |
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник. Н. Селютина. | Катают шишку между ладонями круговыми движениями. Крепко сжимают шишку в ладони. |
7.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Жёлудь, жёлудь, прорастай! И дубочек вырастай! Дорастай до тучи! Крепкий дуб, могучий! Н. Быкова. | Катают мячик между ладонями круговыми движениями. Поднимаются на носочки. Поднимают руки. Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца. |
8.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. | Ребром ладони стучат по мячику. Подушечками пальцев трогают мячик. Потирают пальцами о шарик. Сжимают мячик в куличке. |
9.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю. Н. Нищева. | Движения соответствуют тексту. |
10.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево — как хочу. Сверху — левой, снизу — правой Я его катаю браво. | Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости. |
11.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок «Морковка» | |
Мы приходим в огород. Что это у нас растёт? Ухватив за хвостик ловко, Тянем спелую морковку! О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети «идут» пальчиками по столу. «Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса. Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз. |
12.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне | |
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены – Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох! М. Манакова | Сжимают горсть гороха в руке. Катают горох круговыми движениями между ладонями. |
13.Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина» | |
Как на щёчке родинки, Чёрные смородинки. На кустах в саду растут – Похозяйничаем тут. М. Манакова | Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке. |
14.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
С ветки ягоды снимаю И в лукошко собираю. В. Лихоед | Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой. |
15.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель» | |
Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный. А усы черничные очень симпатичные! П. Синявский | Облизывают губы по кругу языком. Показывают большие пальцы. Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы. |
16.Самомассаж ладоней массажными мячиками | |
Ёжик ёрзает под шляпой. Мы его поймали с папой. Ёж иголки выпустил. — Не волнуйся, выпустим! М. Шварц | Накрывают правую ладонь левой и катают мячик. Показывают мячик. Дотрагиваются до мячика каждым пальцем. Гладят мячик ладонью. |
17.Самомассаж пальцев рук «Пальто» | |
Без пальто гулял глупышка, И замёрз он как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть. О. Узорова, Е. Нефёдова. | Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот. |
18.Самомассаж головы «Шапка» | |
Мама шапку мне связала, Чтобы я не замерзала, Во дворе весь день гуляла, С детворой в снежки играла. В. Лихоед | Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку. Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами. |
19.Самомассаж рук губкой «Стирка» | |
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки Г. Лагздынь | Гладят ладонь жёсткой стороной губки. |
20.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок аленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так! Вот так! Новые кроссовки! Н. Нищева | На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы. |
21.Самомассаж пальцев рук прищепками | |
Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. — Но я же играю с тобою малыш! — А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! | Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. |
22.Самомассаж ватными палочками «Барабан» | |
Барабанить можно громко, Барабанить можно звонко, Барабанить сильно можно, Только тихо очень сложно! Т. Коваль | Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук. |
23.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка» | |
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто | Поглаживающие движения щёткой по ладоням. |
24.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла» | |
У щенка забот немало: вот юла затанцевала – Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу. М. Манакова | Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами. |
25.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. | Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. |
26.Самомассаж шестигранным карандашом | |
Кружится веретено, ниточку прядёт оно. Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю. И. Лопухина | Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами. Наматывать нитку на карандаш. |
27.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом | |
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме. А. Барто | Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке. |
28.Самомассаж ладоней ватными палочками | |
На стекле морозный иней. Сколько чёрточек и линий! Н. Френкель | Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья. |
29.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица» | |
Крутит, вертит, стелется По дворам метелица, Заметает все пути, Не проехать, не пройти. Н. Нищева | Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами. Вращают бигуди на ладони. Проводят по каждому пальцу. Катают между ладонями. |
30.Самомассаж ладоней шишками | |
Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ёжик. Как же взять его? А. Капралова. | Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями. |
31.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» | |
Яблоко ела, куснула морковку, Орехи разгрызла Быстро и ловко. Всё надкусила, Что рядышком было! Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех. А. Шевченко | «Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название. Хлопают в ладоши. Покусывают пальцы прищепкой на другой руке. Хлопают в ладоши. Катание грецких орехов между ладонями. |
32.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами | |
Сколько на ёлочке шариков цветных, Розовых пряников, шишек золотых. З. Александрова | Катают предмет между ладонями круговыми движениями. |
33.Массаж грецкими орехами (каштанами) | |
Научился два ореха, Между пальцами катать. Это очень мне поможет Карандаш в руке держать. | Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. |
34.Самомассаж с помощью бигуди | |
По шоссе снуют машины, По шоссе снуют их шины. Под шуршанье шустрых шин Сладко спит шофёра сын. А. Шевченко | Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями. |
35.Самомассаж ватными палочками «Иголка» | |
Иголка — иголка, ты остра и колка, Не коли мне пальчик, шей сарафанчик! | Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук. |
36.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком | |
Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг. Г. Виеру | Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик. |
37. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка» | |
Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки у Алёнки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. Н. Нищева | Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд. Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад. |
38.Упражнение с каучуковыми мячиками «Китайские шары» | |
Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки – смена рук. |
Картотека массажа пальцев рук с детьми 3-4 лет.
Картотека массажа пальцев рук с детьми 3-4 лет.
Воспитатель:
Стецко Светлана Александровна.
Массаж кистей рук «Мышка»
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» — что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
Массаж пальцев «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисёнка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли,
Поочерёдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого(при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках — да – да – да!-
Потереть ладони друг о друга.
Не замёрзнем никогда!
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу. Раздаётся звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
Пробежаться пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживём,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга(тарелочки)
Веселиться и плясать.
Массаж пальцев «Мухи»
На паркете восемь мух
Соединить пальцы правой и левой руки постукивать подушечками.
Польку танцевали,
Увидали паука –
В обморок упали.
Разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением опустить руки
Праздник завершается,
Гости разъезжаются.
Помахать кистью правой и левой раки.
Массаж (самомассаж) «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.
Поднял ушки бурундук. (мизинец)
Он в лесу услышал звук: (безымянный)
-Это что за громкий стук,(средний)
Тук да тук, тук да тук? (указательный)
-А пойдём, — сказал барсук, — (большой)
Сам увидишь этот трюк: (большой)
Это дятел сел на сук, (указательный)
И без крыльев, и без рук(средний)
Ищет он, где спрятан жук, —(безымянный)
Вот и слышен перестук! (мизинец)
Упражнение «Колечки»
Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Холода пережидали.
— Что, пернатые, клевали?
Гнёзда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы в конце концов
В гнёздах вывели птенцов?
Массаж пальцев «Поиграем»
Один, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибать пальцы в кулачок.
Вышли зайки погулять.
Прыгают.
Зайки спрятались за ёлку.
Приседают, закрывают лицо ладонями.
Нет ли здесь лисы иль волка?
Выглядывают из-за ладоней.
Один, два, три, четыре, пять!
Встают и хлопают в ладоши.
Можно весело играть.
Прыгают или кружатся на месте.
Массаж пальцев «Считалка»
Я – зверёк, и ты – зверёк,
Поочерёдно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.
Я – мышонок, ты – хорёк,
Ты хитёр, а я умён.
Кто умён, тот вышел вон.
Массаж пальцев «Праздник»
Добрый доктор Айболит,
Он мышонку говорит:
Дети поочерёдно массируют пальцы сначала на одной руке, при повторении – на другой.
«Правила движения,
все, без исключения,
знать должны зверюшки:
барсуки и хрюшки,
зайцы и тигрята,
мышата и котята».
Посмотрело солнце вниз –
Все на праздник собрались!
Похлопать в ладоши.
Массаж пальцев «Матрёшки
Мы – красавицы Матрёшки
Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
Поочерёдно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибать пальцы на руке.
Массаж пальцев «Этот пальчик»
(Русская народная потешка)
Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.
«Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Массаж пальцев «Капли»
Поднять ладошки вверх.
«Стало солнце пригревать,
Указательным пальцем правой руки ударять по ладони левой руки.
Стали капельки стучать.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва.
Хлопать в ладоши.
Поскорее, поскорее,
Все быстрее и быстрее.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Поглаживание ладоней.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!».
Массаж для рук и ног «Себе помогаю»
«Я в ладоши хлопаю,
Хлопать в ладоши.
И ногами топаю.
Топают ногами.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Растирание ладоней.
Ладошки, ладошки,
Утюжки — недотрожки.
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча.
Вы погладьте ножки,
Чтобы бегали по дорожке.
Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук».
(Русская народная потешка)
Массаж «Вышли детки погулять»
Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:
Вышли детки погулять,
Стали детки всех считать:
Раз – телёнок,
Два –козлёнок,
Три задиристый – утёнок,
А четыре – пёс Барбос,
Пять – пушистый кот Матрос
Рекомендации родителям, массаж ладоней и пальцев рук для детей 2-3 лет.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 2 до 3 лет
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).
6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
1. «Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.
2. «Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
3. «Волшебная ложечка»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
4. «Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
5. «Салют»
Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
6. «Сделай комочек»
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
7. «Подзорная труба»
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.
8. «Собери палочки»
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.