Как ты, брат? 15 лет назад погиб Сергей Бодров-младший
Persona StarsСын режиссера, он собирался поступать во ВГИК после школы, но отговорил отец — Сергей Бодров-старший. Он спросил у сына, чувствует ли тот страсть к кинематографу? Если нет — лучше не начинать.
И Сергей отнес документы на исторический факультет МГУ. Кумир молодежи конца лихих 90-х с пистолетом в руке в жизни был дипломированным специалистом по истории искусства и даже защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения».
Все-таки кино
Кавказский пленник (1996)Карьера актера, пусть недолгая, но яркая, от Сергея все равно никуда не делась. В 1995-м отец разрешил ему присоединиться к съемочной группе фильма «Кавказский пленник» — предполагалось, что сын режиссера будет «мальчиком на побегушках», выполнять мелкие поручения.
На деле Бодров-старший неожиданно нашел исполнителя одной из главных ролей в картине. Для Сергея съемки стали интересным экспериментом: в кадре он существовал очень органично, выполняя установку отца-режиссера: не нужно ничего играть, нужно просто быть самим собой.
Итог: блестящая роль в паре с самим Олегом Меньшиковым, множество кинонаград и даже Госпремия в области литературы и искусства.
Именно на премьере «Кавказского пленника» на фестивале «Кинотавр» молодого Бодрова приметил режиссер Алексей Балабанов, в фильме которого он сыграет самую важную роль в своей жизни.
…А пока Бодров-младший работал на телевидении. Три года он вел программу «Взгляд» на ОРТ, вместе с коллегами отвечая на письма детей Деду Морозу, которые сотрудники почты откладывали на уничтожение. Говорят, что именно эта работа показала мальчику из интеллигентной московской семьи, как живет остальная страна.
«Брат»
Брат (1997)В 1997-м году Бодров получил роль, которая сделала его из просто знаменитости — кумиром миллионов. Боевик «Брат» Алексея Балабанова задумывался как малобюджетный проходной боевик, который позволит режиссеру собрать денег на другую картину.
А получилось кино, в котором тысячи представителей потерянного поколения 90-х узнали себя — и всей душой полюбили простого парня Данилу Багрова.
«Брат — это некое состояние первобытности. Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос — твердь и небо еще не устоялись. И вот встает один из этих людей и говорит: «Да будет так — мы будем защищать женщину, хранить вот этот костер, защищать своего и убивать врагов», — говорил о своем герое Сергей Бодров.
Сыграв в «Брате», а затем и в его продолжении, он больше не хотел продолжать актерскую карьеру. Считал, что не имеет права соглашаться на роли олигархов или классических персонажей — потому что несет ответственность перед поколением, для которого стал кумиром.
Главную роль в фильме о двух единоутробных сестрах, которые спасаются от бандитов, сыграла юная Оксана Акиньшина. И снова — успех и признание.
Из молодого искусствоведа и актера-любителя за короткое время Бодров превратился в уважаемого и талантливого режиссера, лидера мнений, главу семьи. Конечно, у него были миллионы поклонниц, а пресса одолевала вопросами о личной жизни.
Сергей скрывал ее очень тщательно: с женой Светланой они познакомились на работе. Вот как начало их романа вспоминал актер Владимир Ильин:
«В этой молчаливой, такой чувственной благодати, по‑моему, искупались все. Потому что они оба такие красивые были, такие обаятельные, такие молчаливые. Он молчун был, как ни странно».
Дочка Оля родилась в 97-м, сын Саша — в августе 2002-го, меньше чем за месяц до гибели отца. Вот, пожалуй, и все, что Бодров-младший счел возможным раскрыть общественности.
Последние съемки
За год до смерти Сергей Бодров становится ведущим первого сезона реалити-шоу «Последний герой».«Человек бесконечно интересен во всех своих проявлениях, поэтому я снимаюсь в «Герое». Изначально наш посыл был в том, чтобы суметь показать людей лучше, чем они есть на самом деле, даже в ситуации закрытой банки», — говорил он об этой работе.
Это стало последним проектом Бодрова на телевидении. После «Героя» он взялся за свой второй фильм в качестве режиссера — «Связной».
Отец отговаривал его от этих съемок — считал, что Сергей уж слишком торопится. А тот будто что-то предчувствовал: взялся за дело всерьез, был и сценаристом, и актером, и режиссером.
Встретив в конце августа жену Свету с новорожденным сыном из роддома, Бодров почти сразу оставил семью и прилетел со съемочной группой во Владикавказ. На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье. Почти сразу начались проблемы: сначала долго ждали автобус, сдвинули начало съемок, потом свет на площадке оказался неподходящим, и все пришлось сворачивать.
По одним данным, около 19 часов вечером съемочная группа двинулась обратно в город, по другим — решила устроить пикник в ущелье — местные жители зарезали для москвичей барашка. Обе эти версии не оставляли никакого шанса спастись.
Сергей Бодров младший в Кармадонском ущелье на съемках фильма «Связной». фото: dubikvit
Ледник Колка сошел около 20 часов по местному времени. Ущелье высотой в 200 метров засыпало волной льда и камней, движущихся со скоростью 150−200 километров в час. Стихия сносила дома и опрокидывала машины, с корнем вырывала деревья.
Жертвами той трагедии стали 127 человек — все население поселка Верхний Кармадон и съемочная группа Сергея Бодрова-младшего.
Поисково-спасательные работы продолжались несколько месяцев, добровольцы и родственники погибших не сдавались до февраля 2004-го. Вся страна не верила в реальность происходящего: ждали, что вот-вот появится новость — Бодров спасся, укрылся в пещере… Но трансляция из Северной Осетии показывала одну и ту же картинку: засыпанное ущелье. Черный лед.
Спасатели нашли тела всего 17 человек — Сергей Бодрова среди них не было. Он до сих пор числится пропавшим без вести. Три года назад ледник, наконец, растаял — по Кармадонскому ущелью вновь возят туристов, которые кладут цветы на установленный там памятник погибшим.
Дочь Сергея Оля теперь студентка ВГИК — девушка сделала то, на что когда-то не решился ее отец, и поступила на специальность «Артист драматического театра и кино». Свое родство со знаменитым Бодровым она скрыла — хотела, чтобы все было по‑честному, по правде. В которой и есть сила.
Медвежий поцелуй (2002)
Брат 2 (2000)
Восток-Запад (1999)
Я тебя ненавижу (1986)
Сергей Бодров-младший – биография, фото
Сергей Бодров-младший – актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий. Кроме этого он является кандидатом искусствоведения.
Наибольшую популярность Сергею Бодрову принесли фильмы «Брат» и «Брат 2», которые включены в список 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша».
Для многих молодых людей Сергей Бодров является кумиром и образцом для подражания.
Об особенностях его биографии и трагической смерти мы расскажем в этой статье.
К слову сказать, вам может быть интересно сочинение Сергея Бодрова «Восемь событий, которые оказали на меня влияние, или Как я вырос хорошим человеком».
Итак, перед вами биография Сергея Бодрова-младшего.
Биография Сергея Бодрова-младшего
Сергей Сергеевич Бодров родился 27 декабря 1971 г. в Москве. Он воспитывался в интеллигентной семье.
Его отец, Сергей Владимирович, является знаменитым кинорежиссером. Мать, Валентина Николаева, работает искусствоведом, а также преподает на историческом факультете МГУ.
Детство и юность
Поскольку родители Бодрова были часто заняты, маленький Сережа долгое время оставался один.
Сергей Бодров-младший в детствеОднако это его совершенно не беспокоило.
Наблюдая за работой отца, ему хотелось стать актером. Когда об этой мечте узнал Бодров-старший, он начал отговаривать сына от данной профессии.
Он считал, что Сергей слишком спокойный и не обладает какими-либо актерскими способностями.
Согласно некоторым источникам, одно время маленький Сережа мечтал стать водителем оранжевого мусоровоза.
Когда Сергей вырос, он говорил о детстве так: «Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека», и еще: «То, чем становишься, происходит в первые шестнадцать лет жизни».
Образование
Сергей Бодров-младший учился в школе с усиленным изучением французского. В целом, преподаватели отзывались о нем, как о примерном ученике, хотя порою он и нарушал порядок.
Интересен факт, что в раннем детстве он вместе с одноклассниками часто трудился на фабрике «Ударница», на которой ребята упаковывали конфеты и прочие сладости.
Окончив школу, Сергей Бодров захотел поступить во ВГИК, однако после серьезного разговора с отцом изменил свое решение. В результате он стал студентом МГУ, поступив на исторический факультет.
Во время учебы юноша никогда не хвастался тем, что приходится сыном известному режиссеру. Наоборот, он пытался всего добиваться самостоятельно, а не за счет имени отца.
Бодров-младший имел высокие оценки по всем предметам, поскольку ему нравилось учиться и познавать что-то новое.
В итоге он закончил МГУ с красным дипломом, после чего продолжил учебу в аспирантуре. Интересно, что в этот период биографии ему почему-то хотелось стать библиотекарем или сотрудником музея.
Фильмография
Дебют в кинематографе у Сергея Бодрова-младшего состоялся в возрасте 18 лет. Он снялся в фильме отца «Свобода – это рай».
Режиссер долгое время не мог найти молодого парня, который бы согласился побрить голову, поскольку именно таким он видел одного из персонажей своей картины. В результате роль малолетнего хулигана, отсидевшего в тюрьме, сыграл его сын.
«Кавказский пленник»
Будучи еще студентом, Сергей Бодров-младший сыграл одну из главных ролей в знаменитой картине «Кавказский пленник».
Интересно, что он попал на съемки по чистой случайности, хотя режиссером фильма был его отец. Когда лента впервые вышла на экраны, многие критики положительно отзывались об игре Бодрова-младшего.
Олег Меньшиков играл вторую главную роль в фильме. Он, как и вся съемочная группа, были очень удивлены тому, как Сергей, не имея опыта и не обучаясь актерскому мастерству, смог так убедительно передать образ своего персонажа.
Тогда Бодров-младший был награжден призом за лучший актерский дебют. Более того, он получил несколько наград за лучшую роль. В одно мгновение на него обрушилась слава и народная любовь.
Стоит заметить, что Сергей Бодров-младший часто заявлял, что он не считает себя актером. Он утверждал, что не столько играет в кино, сколько остается самим собой, попутно выполняя то, что от него требуют режиссеры.
В 1996 г. Сергей попробовал себя в качестве телеведущего программы «Взгляд», на которой проработал около 4 лет. В этот период биографии он познакомился с режиссером Алексеем Балабановым.
«Брат»
Между ними завязались дружеские отношения, и вскоре кинорежиссер предложил ему главную роль в ставшей культовой картине «Брат».
Когда фильм вышел на экраны, он был по-разному воспринят критиками. Однако русскому зрителю лента очень понравилась, вследствие чего Сергей Бодров-младший приобрел еще большую популярность и любовь зрителей.
Фильм «Брат» получил Гран-при в Сочи, а также был отмечен несколькими наградами на кинофестивале в Чикаго.
При этом надо заметить, что Сергея неоднократно критиковали за его примитивную актерскую игру, с чем он сам никогда не спорил. Однако в этом и заключалась главная причина зрительских симпатий.
Людям нравилось, что он всегда оставался самим собой, никогда не обманывал и боролся за справедливость. Некоторые даже называли его «героем нашего времени», описанным Михаилом Лермонтовым.
«Восток-Запад»
Следующим фильмом Бодрова-младшего стал «Восток-Запад», повествующий о событиях конца 1940-х гг., когда на волне послевоенного патриотизма многие русские эмигранты репатриировались в СССР.
Любопытно, что в этой картине в главной роли опять снимался Олег Меньшиков.
«Брат 2»
В 2000 г. вышел «Брат 2», в котором главную роль продолжил играть Сергей Бодров-младший. На эту картину были выделены куда бо́льшие финансовые средства, поэтому вторая ее часть снималась в США.
И хотя «Брата 2» также критиковали, он был прекрасно воспринят обычным зрителем. Образ главного героя, Данилы Багрова, стал культовым среди молодежи.
В чем сила, брат?
– Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней.
Цитата из фильма «Брат 2»
Обе части получили такую большую популярность, что в разных российских городах неоднократно организовывались концерты, состоящие из песен, звучащих в фильме.
Через год Бодров-младший вновь снялся в картине отца «Давай сделаем это по-быстрому», сыграв роль охранника бизнесмена.
Со временем ему захотелось попробовать себя в качестве режиссера. Он серьезно занялся написанием сценария к своему первому фильму «Сестры». Интересно, что Сергей самостоятельно занимался подбором актерского состава и выбором саундтреков.
В результате главными героинями его фильма стали Оксана Акиньшина и Катя Горина. Интересен факт, что в картине одна из сестер была влюблена в творчество легендарного Виктора Цоя.
«Сестры» имели хороший отзыв у критиков и были награждены многими наградами. Данный фильм стал единственной режиссерской работой Бодрова-младшего.
После этого он снялся в картинах «Война» и «Медвежий поцелуй».
Будучи на пике популярности, в 2001 г. Бодров был приглашен в качестве телеведущего на реалити-шоу «Последний герой». В нем он должен был комментировать поступки 16 участников, живших на острове, и давать им разные интересные задания.
Личная жизнь
В 1997 г. в возрасте 26 лет Сергей Бодров-младший женился на Светлане Михайловой. В этом браке у них родились дочь Ольга (1998) и сын Александр (2002).
После смерти мужа Светлана предпочла остаться одной и не выходить замуж во второй раз.
Семья Сергея Бодрова-младшегоДочь Ольга решила стать актрисой. Интересно, что только на последнем курсе она призналась сокурсникам, что ее отцом является Сергей Бодров-младший.
Трагедия в Кармадонском ущелье
Сергей Бодров-младший долгое время вынашивал идею о создании фильма «Связной», к которому он сам написал сценарий. Более того, он хотел сыграть в нем главную роль.
Осенью 2002 г. Сергей вместе со съемочной группой отправился на Кавказ для съемок некоторых эпизодов. Во время работы в горах произошел скол ледника Колка.
В результате 20 сентября 2002 г. образовался огромный поток из камней и льда, обрушившийся на съемочную бригаду, в которой находился Сергей Бодров.
На протяжении нескольких месяцев спасатели пытались обнаружить на месте трагедии тела людей, однако поиски не увенчались успехом.
Около ста человек до сих пор числятся пропавшими без вести вследствие трагедии в Кармадонском ущелье. При этом многие поклонники Бодрова считают, что ему все-таки удалось спастись.
Память Сергея Бодрова-младшего
Несмотря на свой молодой возраст, Сергей Бодров-младший оставил большой след в российском кинематографе.
О нем написано десятки книг и снято множество разных телепередач. Ему посвящают песни и стихи, а его портреты рисуют на стенах домов (стрит-арт).
Для многих русских людей он по-прежнему остается сильным и справедливым «героем нашего времени».
В память Бодрову-младшему планируется установить памятник «Брат Данила», поскольку именно в образе этого героя он запомнился большинству россиян.
Если вам понравилась краткая биография Сергея Бодрова-младшего – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
фильмография, фото, биография. , Режиссер, Продюсер, Сценарист.
Краткая биография
Сергей Бодров родился 28 июня 1948 года в Хабаровске. После окончания Московского энергетического института некоторое время проработал журналистом. 7 лет был корреспондентом известного советского сатирического журнала «Крокодил». Будучи штатным автором, успел изъездить всю страну в поисках интересного материала. Писал также для киножурнала «Фитиль», «Литературной газеты».
Решив, что ему ближе кинематограф, чем журналистика, Сергей Бодров поступает на заочное отделение сценарного факультета ВГИКа. Первый сценарий Бодрова, по которому был снят фильм в 1978 году, стал «Баламут», комедия про простого парня из деревни, приехавшего в столицу изучать агрономию. Всего по сценариям Сергея Владимировича было создано более 20 фильмов, среди которых: «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Восток-запад» (1999), «Сестры» (2001).
Как режиссер Бодров дебютирует в 1984 году с фильмом «Сладкий сон внутри травы». С конца 80-х годов Сергей становится одной из самых ярких и влиятельных фигур в советском, а затем и в российском кинематографе. Среди самых заметных его картин: «Катала» (1989) — криминальная драма с Валерием Гаркалиным в главной роли, «Кавказский пленник» (1996) — военная драма, где в одной из главных ролей снимался сын режиссера, Сергей Бодров-младший, она была удостоена многочисленных премий и наград международных кинофестивалей, «Кочевник» (2005) — высокобюджетный исторический эпос, «Монгол» (2007) — историческая драма, получившая 6 премий «Ника», включая за «Лучший игровой фильм» и «Лучшую режиссерскую работу», номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
За заслуги в области киноискусства Сергей Бодров был удостоен Государственной премии России.
В 90-х годах Сергей Бодров переезжает в США, где и проживает по сегодняшний день. У него 2 дома: в Аризоне и на маленьком острове в Тайланде. Женат, есть дочь. Сын Сергея Бодрова, Сергей Бодров-младший, известный российский актер и режиссер, пропал без вести в Кармадонском ущелье в 2002 году.
Сергей Бодров и Брат Данила — Пресса — Сергей Бодров-младший
27 декабря 2011 года Сергею Бодрову-младшему исполнилось бы всего лишь сорок. История Сергея Бодрова — сколь изумительна, столь же и естественна для всех кинематографий и стран, которые пережили момент социального перелома. Короткая звездная судьба.Сегодня не без удивления обнаруживаешь, что между его первым появлением на экране летом 1996 года в фильме отца, Сергея Бодрова-старшего, «Кавказский пленник» (два секундных мелькания в более ранних картинах отца, разумеется, не в счет) и его гибелью вместе со съемочной группой фильма «Связной» в сентябре 2002 года в Кармадонском ущелье прошло всего шесть лет. Знаменитых ролей у него тоже всего шесть: в упомянутом «Пленнике», двух «Братьях», «Стрингере», «Востоке-Западе», «Давай сделаем это по-быстрому» и «Войне». Плюс эпизод в собственном фильме «Сестры» и роль в не слишком известном у нас «Медвежьем поцелуе». Но полное ощущение, что он присутствовал в нашем кинематографе и нашей жизни очень долго. Собственно, он и сейчас в них присутствует. Десятки раз смотрел «Брата» и «Брата-2», но стоит наткнуться на них в телевизоре, — пересматриваю заново. С любой минуты. Факт есть факт: за двадцать с лишним лет после распада СССР в нашем кино появился только один подлинный герой — Данила Багров с лицом Сергея Бодрова. Героев за эти годы было создано великое множество. Многих из них играли хорошие актеры. Но все почему-то не совсем то.
Человек без комплексов
Главная загадка в том, почему именно Бодров. Казалось бы, он никак, ни по каким обстоятельствам не должен был стать тем, кем стал. Он не был кинопрофессионалом. Собирался поступать во ВГИК, но отец, что редкость для отцов-режиссеров, его отговорил. Он стал серьезным искусствоведом, специалистом по живописи венецианского Возрождения, защитил кандидатскую диссертацию. Стоит заметить, что при всем опыте телеведущего (а он вел в конце 1990-х некогда популярный «Взгляд», а затем самого первого «Последнего героя») он не идеально владел живой аудиторией. Я помню пресс-конференцию на Венецианском фестивале 2001 года по поводу его режиссерского дебюта — фильма «Сестры». Контакта с залом не возникло. Бодров, как выразились бы сейчас, «не зажигал». Вопросы иностранных журналистов становились все более вялыми и вот-вот могли угаснуть, что для фильма нехорошо. Тогда, хотя мы были едва знакомы (лишь через отца, с которым мы одно время полудружили), я бросился на выручку. Задал вопрос, требующий долгого обстоятельного ответа.
Должно быть, театрального актера, от которого требуется прямое воздействие на аудиторию, из него бы не вышло. Но и с кино ведь складывалось негладко. Многие уже забыли, но мои коллеги-критики восприняли его работу в «Кавказском пленнике» (переделанной в связи с Чечней и перенесенной в современность повестью Льва Толстого) с легким скепсисом. Поговаривали (во всяком случае, между собой), что отец-режиссер чуть ли не проталкивает сына и при этом нечаянно подставляет, поскольку сделал его, непрофессионала, экранным партнером многоопытного Олега Меньшикова. Что спорить: Меньшиков действительно играл в фильме лучше. Зато Бодров выглядел на экране очень естественно.
«Выглядел естественно», а не «играл» — точное определение по отношению к Бодрову как актеру. Он был очень естественным в жизни. Не боялся быть самим собой. Не тушевался. Вспоминаю, как увидел его в самый первый раз. Это было не где-нибудь, а на Каннском фестивале, в мае 1997 года, на закрытии престижной программы «Особый взгляд». Закрывал ее фильм «Брат». Полный зал иностранных журналистов из ведущих изданий мира. И на сцену легко взбегает молодой человек — Сергей Бодров. Ни в каком не смокинге — в свитере (кажется, в том же, в каком он и снимался в «Брате»). Сидевшая неподалеку женщина, важная особа в российском кинобизнесе, в восхищении покивала головой: «Надо же: совсем другое поколение! Наши всегда боялись иностранцев, трусили выходить на сцену, а этот — видно — не испытывает никаких комплексов!».
Человек поколения
Эту естественность, этого самого себя, этот свой поколенческий дух — нового постсоветского поколения 1990-х — Сергей сумел перенести на экран. Он, повторим, не играл. Он просто присутствовал на экране, что, кстати, многие великие кинорежиссеры, начиная с Феллини, считали свидетельством актерской гениальности.
Почему при этом именно его лицо стало символом поколения? Почему именно он оказался выразителем настроений конца 1990-х, символом народного мщения и — шире — народного героя?
Почему после «Брата» и «Брата-2» его, по всем признакам рафинированного интеллигента (интеллект-то из глаз не выбросишь!), приняли за своего представители самых что ни на есть народных масс, включая братков? Почему одни люди, как Бодров, становятся символами эпохи, а другие почему-то нет — хотя продюсеры, политики и имиджмейкеры вложили в них много денег и делали на них ставку? Почему у нас в кино до сих пор никого нельзя поставить в ряд с персонажами Бодрова? На эти вопросы рационального ответа не дашь. Бог его знает. Судьба так велела. Нечто, что вне и выше нас. Судьба выбрала Бодрова.
Конечно, успех двух «Братьев» кто-то объяснит рациональными причинами — точным расчетом его создателей, режиссера Алексея Балабанова и продюсера Сергея Сельянова. Но, на мой взгляд, о точном расчете можно говорить только в случае с «Братом-2». Успех первого «Брата» во многом объясним тем, что широкие массы (в момент выхода фильма у нас еще не было развитого проката, но счет пиратских кассет с фильмом идет на миллионы) не захотели увидеть в фильме то, что вкладывали в него создатели, зато усмотрели кое-что свое, более понятное и родное. Фильм был понят аудиторией с точностью до наоборот.
Мне кажется, что фильм «Брат» — это уникальная лента о той части поколения 1990-х, о тех мальчиках, которым не повезло угодить на первую чеченскую войну, кого по аналогии с героями Пушкина, Грибоедова и Лермонтова (не важно, что те из привилегированных сословий — зато, если говорить о лермонтовских, тоже воевали на Кавказе) можно назвать лишними людьми, а по аналогии с американцами 1920-х, вернувшимися с Первой мировой — потерянным поколением. Эти молодые люди не нашли себя в новой жизни, а вдобавок, из-за распада СССР, утратили всякие корни, связь с прошлым.
Герой Бодрова Данила Багров — фигура трагическая, причем трагически инфантильная. Он пытается ухватиться за все встречное-поперечное (за песни «Наутилуса», старшего брата-киллера, случайную наркоманку, случайную вагоновожатую, за человека по кличке Немец, благодаря которому понимает, что хорошие люди — не обязательно русские, за дикие представления о социальной справедливости), потому что интуитивно ищет в жизни опоры, пытается определить круг своих.
Фильм «Брат» никакой не националистический. Но большинство зрителей он привлек фразами «Не брат я тебе, гнида черножопая» и «Скоро всей вашей Америке кирдык». В фильме они — характеристика противоречивости героя, у которого нет никакой идеологии, а в голове каша, но часть публики приняла эти фразы за близкие сердцу актуальные лозунги, а Данилу Багрова — не за потерянного человека, а за долгожданного лидера нации, мстителя, образец для подражания, этакого Робин Гуда по отношению к захватчикам-инородцам.
Осознав, что нечаянно сотворили кумира для отчаявшихся, создатели фильма Балабанов и Сельянов подошли к «Брату-2» с максимальным коммерческим цинизмом — и по полной катушке выдали нуждающейся публике и кирдык, и Робин Гуда, который вместе со своим (прежде омерзительным, но вдруг патриотически перековавшимся) старшим братом с лицом Сухорукова воздает «все должное» и хохлам (за Севастополь) и Америке (за все). Впрочем, воздает и мерзким русским браткам. Но и в случае с «Братом-2» не все сводится к продюсерскому расчету. Сыграй Данилу Багрова кто-то другой, причем с гораздо более подходящей главному герою неинтеллектуальной внешностью, оба фильма, говорю ответственно, не стали бы культовыми. Провалились бы в поток многочисленных похожих фильмов и сериалов про бандитов, ментов и народных мстителей. Главная сила обоих фильмов — именно Бодров с его обаянием и воистину иррациональным воздействием на аудиторию. Его персонаж из «Брата-2», по строгому счету, хладнокровный убийца и экстремист. На нем — немеренное количество трупов. Но благодаря Бодрову эти убийства не то что оправдываешь — попросту не замечаешь.
Человек-символ и просто человек
Сергей погиб столь же внезапно, рано и нелепо, как погибли до него два других символа молодого кинематографа — американец Джеймс Дин в 1950-е и поляк Збигнев Цибульский в 1960-е. Недавно к этому ряду добавил себя голливудский австралиец Хит Леджер. Сергей отличается от них всех тем, что явно был истинным мужчиной (во всех смыслах слова). И что, строго говоря, не погиб. Никто ведь не видел, как именно. Он — официально — пропал без вести. Исчез за горизонтом, как самые легендарные герои самых легендарных фильмов.
Интересно, как он, быстро став легендарным, относился к своей популярности. Я эту историю уже когда-то рассказывал — но как тут не повторить. Мы летели с ним в Москву в 2001-м одним рейсом после фестиваля в Венеции. Пока мы стояли, чтобы сдать багаж (Сергей — в общей очереди, никакой не бизнес-класс), на нем были очень темные очки. Наш народ — а все остальные были обычными туристами — его не узнавал.
Но выяснилось, что рейс опаздывает. Мы, поскольку все-таки слегка знакомы, сели рядом в уголке, каждый достал свою книгу и принялись читать. Сергей снял ради этого свои темные очки.
Тут-то для меня начался аттракцион. Кто-то узнал его первым — и поехало. Выстроилась очередь из абсолютно всех пассажиров рейса — за автографами. Я не без интереса обнаружил, что автографы берут не только для себя, но и в подарок. Сергей, очевидно, был уже к этому приучен. «Кому?» — нейтральным голосом спрашивал он очередного человека из очереди. «Володе, — это мой старший брат», — говорила девушка «Володе», — выводил Сергей на протянутом для автографа листке. «Кому?» — «Другу Мише — это мой лучший друг!», — объяснял человек с выражением лица конкретного пацана. «Другу Мише! — невозмутимо писал Сергей.
Наблюдать это было забавно. Но минуту-другую. Через десять (вообще-то хотелось избавиться от толпы) я не выдержал: «Сергей, а вас это не достает?». «Да нет! — ответил он, пожав плечами, выводя очередной автограф. — А что делать?». Ответил спокойно. Было видно, что он не врал и не ни на йоту не задавался. Он был таким. Нормальным. Своим. Талантливым.
Режис Варнье о Сергее Бодрове
В начале декабря в Москву приезжал французский режиссер Режис Варнье — «оскаровский» лауреат за фильм «Индокитай», создатель известного фильма «Восток-Запад» про послевоенную сталинскую Россию и угодившую в нее француженку с Сандрин Боннер, Катрин Денев, Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым в главных ролях. Зная, что должен написать про Сергея для РИА Новости, я спросил Варнье о впечатлениях от работы с ним. Варнье ответил не вполне ожиданно: «Сергей Бодров был очаровательным, умным человеком. Но главным его качеством была честность. Я не могу представить себе, чтобы этот человек мог солгать. При этом в нем таилась двойственность. В глубине души он был романтиком — и очень большим романтиком. Он был перегружен русским романтизмом и мечтал о многом. В то же время им владела меланхолия, которую принято понимать как темное чувство. Впрочем, светлое в нем несомненно побеждало — у него был изумительно светлый взгляд. Противоречие не мешало ему быть оптимистом: он верил в перемены. В лучший мир. Он был полон энергии. Позицией Сергея было смотреть только вперед!»
Юрий Гладильщиков, обозреватель газеты «Московские Новости», для РИА Новости.