министр — это… Что такое премьер-министр?
- премьер-министр
{{премье́р-мин{}и{}стр}} -а; м. В ряде современных государств: глава правительства, председатель совета министров. Доклад премьер-министру.
* * *
премье́р-мини́стрв ряде государств глава правительства.
* * *
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПРЕМЬЕ́Р-МИНИ́СТР, официальный титул главы правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) в большинстве зарубежных стран. Премьер-министром неофициально называют глав правительств, имеющих другой официальный титул (председатель правительства, председатель совета министров). В государствах с парламентарной формой правления премьер-министр является ведущей фигурой в механизме государственной власти. Значительна его роль и в полупрезидентских республиках. В президентских республиках правительством руководит сам президент, а поста премьер-министра нет. Конституции, как правило, регламентируют порядок назначения и смещения премьер-министра, его роль в формировании правительства и руководства им, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
Энциклопедический словарь. 2009.
- премьер-майор
- пренит
Смотреть что такое «премьер-министр» в других словарях:
Премьер-министр — (prime minister) Глава исполнительной власти и кабинета министров в рамках парламентской системы (там, где таковой существует). Однако значение этой должности варьируется в зависимости от институционного устройства, характера партийного… … Политология. Словарь.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — (фр. premier первый). Глава кабинета; глава совета министров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. премьер министр (фр. premier ministre) глава правительства, председатель совета, кабинета министров.… … Словарь иностранных слов русского языка
премьер-министр — а, м. premier ministre В ряде государств глава правительства (в России широко распространенное, но неофициальное наименование председателя правительства). [Молотов:] Он <Берия> пробирался на пост премьер министра Советского Союза. Берия… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, премьер министра, муж. (полит. офиц.). В буржуазных странах председатель кабинета министров, глава правительства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, глава правительства. В СССР пост премьер министра официально существовал в январе августе 1991. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
премьер-министр — сущ., кол во синонимов: 2 • канцлер (7) • премьер (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
премьер-министр — премьер министр, премьер министра … Орфографический словарь-справочник
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — название должности главы правительства в Австралии, Беларуси, Великобритании, Италии, Канаде, Кыргызстане, Латвии, Литве, Намибии, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии, Японии и ряде других стран. ПРЕНИЯ В СУДЕ см … Юридический словарь
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, в ряде государств глава правительства … Современная энциклопедия
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — в ряде государств глава правительства … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, а, муж. В ряде государств: глава правительства, кабинета министров. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Книги
- Украина на перепутье. Записки премьер-министра, Николай Азаров. В издательстве «Вече» вышла остроактуальная книга Николая Азарова УКРАИНА НА ПЕРЕПУТЬЕ, совпавшая с годовщиной его отставки с поста премьер-министра Украины. Трагические события последнего… Подробнее Купить за 308 руб
- Сергей Витте. Первый премьер-министр, Мартов С.. Гениальный министр финансов, выдающийся дипломат, первый в истории России премьер-министр. Эпоха Сергея Юльевича Витте — это эпоха реформ, в результате которых страна испытала невиданный… Подробнее Купить за 179 руб
- Сергей Витте Первый премьер-министр, Мартов С.. Гениальный министр финансов, выдающийся дипломат, первый в истории России премьер-министр. Эпоха Сергея Юльевича Витте — это эпоха реформ, в результате которых страна испытала невиданный… Подробнее Купить за 156 руб
Кто остался, кто пришел. Новые лица правительства России
МОСКВА, 21 янв — РИА Новости. Премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства Владимиру Путину новое правительство. Посты сохранили вице-премьеры Юрий Трутнев, Татьяна Голикова, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу и ряд других руководителей. Но в целом в кабинете новые лица. Почему Мишустин сформировал именно такую команду, кому доверили министерские портфели и какая теперь основная задача у правительства — в материале РИА Новости.
Как изменилось правительство
Глава государства реорганизовал структуру высшей исполнительной власти. Минэкономразвития получит дополнительные полномочия, принадлежавшие упраздненному Министерству по делам Северного Кавказа. Но Росимущество отойдет Минфину. Росреестр, Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство станут отдельными ведомствами, ими правительство будет руководить напрямую. Предусмотрено девять заместителей руководителя кабмина.
Мишустин подчеркнул, что необходимо поддерживать эффективное взаимодействие ведомств. «Сейчас, во время определенных организационных изменений, важно сохранить слаженную работу аппарата правительства, министерств», — сказал он на заседании кабинета министров.
«Я просил бы всех вас принять в этом активное участие, без сомнения, — встретиться со всеми теми, кто работал до вас, все обсудить и очень по-человечески сделать мягким переход к системе управления новых руководителей. Я уверен, что все вы профессионалы, с этим справитесь», — обратился Мишустин к новым министрам.
Кто остался
Вице-премьер Юрий Трутнев
Он также занимал пост полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе. С 2000-го — губернатор Пермской области. Ушел в отставку в 2004-м ради должности министра природных ресурсов в правительстве Михаила Фрадкова. В 2012-м стал помощником президента. В 2013-м совмещал посты вице-премьера и полпреда президента на Дальнем Востоке.
Вице-премьер Юрий Борисов
Кадровый военный, после увольнения в запас трудился в Федеральном агентстве по промышленности. Был заместителем министра промышленности и торговли, курировал развитие радиоэлектроники и программу ГЛОНАСС. С 2012 по 2018-й — замминистра обороны, оттуда перешел на пост вице-премьера. Руководил развитием военно-промышленного комплекса.
Вице-премьер Татьяна Голикова
Работала в Министерстве финансов, была главой Минтруда. При ней Минздраву удалось оснастить многие сельские фельдшерские пункты и поликлиники необходимым оборудованием. В Счетной палате показала себя профессиональным аудитором, вернув в бюджет крупные средства.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров
Социолог по образованию, работал на Улан-Удэнском авиационном и Московском вертолетном заводах. В 2007-м стал замминистра промышленности и энергетики, в должности министра промышленности и торговли — с 2012 года.
Министр транспорта Евгений Дитрих
Выпускник Московского инженерно-физического института. Работал в Комитете по управлению госимуществом, Министерстве имущественных отношений, Министерстве экономического развития и торговли. Возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. С 2018-го — министр транспорта, курирует национальный проект «Безопасные и качественные дороги».
Министр обороны Сергей Шойгу
Долго возглавлял Министерство по чрезвычайным ситуациям, был губернатором Московской области. Президент Русского географического общества. Под его руководством создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот», проводилась крупнейшая в новейшей истории страны военная операция в Сирии.
Сергей Лавров
Карьерный дипломат, лицо внешней политики России. Один из рекордсменов по пребыванию в должности руководителя внешнеполитического ведомства. Возглавил МИД в 2004-м, перейдя на эту должность с позиции постоянного представителя России в ООН, которую занимал десять лет.
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин
Начинал карьеру инженером комплексной геофизической партии, был членом совета директоров девяти нефтегазовых компаний и предприятий. С 2000-го руководил разработкой Ханчейского месторождения и организацией нефтегазодобывающего производства. Возглавлял Ямало-Ненецкий автономный округ.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев
Долгое время трудился в банковской сфере. Был вице-губернатором Тюменской области, исполнял обязанности главы Тюмени. С 2005 по 2018-й возглавлял Тюменскую область. С этой позиции ушел руководить Министерством строительства и ЖКХ.
Министр энергетики Александр Новак
Руководит Минэнерго с 2012 года. Начинал трудовой путь рабочим на Норильском горно-металлургическом комбинате. На госслужбе — с нулевых, был первым замом главы Норильска, вице-губернатором Красноярского края, руководил региональным правительством. С 2008 по 2012-й — заместитель министра финансов.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев
Дмитрий Патрушев остался в той же должности. Он сын секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Кандидатуру Дмитрия Патрушева впервые на эту должность в 2018 году предложил Дмитрий Медведев. До работы в правительстве он работал в банковской сфере.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов
С февраля 2011-го — первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, с декабря того же года — замминистра жилищно-коммунального хозяйства региона. В сентябре 2014-го избран мэром Благовещенска. В следующем году назначен врио губернатора Амурской области, в сентябре 2015-го избран губернатором этого региона.
Кто пришел
Первый вице-премьер Андрей Белоусов
С 2013 года находился на посту помощника президента по экономике, в 2018-м выступил одним из авторов экономической программы и майского указа Владимира Путина. На госслужбе с 2006-го — тогда его назначили заместителем министра экономического развития и торговли. Спустя два года возглавил департамент экономики и финансов правительства России при премьере Владимире Путине. В 2011-м тот поручил Белоусову работу над улучшением инвестиционного климата в России и создание Агентства стратегических инициатив.
Вице-премьер Виктория Абрамченко
С 2016 года работала заместителем главы Минэкономразвития, в том же ведомстве была замдиректора департамента недвижимости. Трудилась в Росреестре. Несколько лет занимала различные посты в Министерстве сельского хозяйства: была статс-советником замглавы ведомства, директором департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко
Главой аппарата правительства назначен бывший подчиненный Михаила Мишустина, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Григоренко. В налоговых органах работает 20 лет. За это время прошел путь от специалиста до начальника Управления налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы.
Вице-премьер Алексей Оверчук
Тоже бывший подчиненный нового премьера. С 2010-го он замещал советника руководителя ФНС. До этого два года был на руководящих должностях в группе инвесткомпаний «Ю-Эф-Джи Эссет Менеджмент». С 2007 по 2008-й Оверчук также занимался привлечением инвесторов в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.
Вице-премьер Марат Хуснуллин
Экономист по образованию, в 90-х возглавлял частные предприятия. Путь в органы власти у него не совсем типичен для чиновника. В 1999-м — депутат Госсовета Татарстана, потом перешел в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики, оставив кресло парламентария. Курировал строительство спортивных объектов для казанской Универсиады-2013. С 2010-го — в мэрии. Реализовывал масштабный проект «Новая Москва», занимался градостроительной политикой.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко
Председатель правления Континентальной хоккейной лиги, член Совета Федерации хоккея России. В 2015-м назначен председателем правления «Газпром-медиа холдинга». До этого с 2005 по 2014-й под его руководством прошла заявочная кампания на право проведения зимних Олимпийских игр в России. Затем он в должности президента Оргкомитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр занимался подготовкой Олимпиады. С 2007-го также отвечает за развитие физической культуры и спорта в президиуме Совета при президенте России.
Министр экономического развития Максим Решетников
Новый министр экономики Максим Решетников, как и Трутнев, — пермяк. Его профиль — региональное развитие. Для нынешнего назначения он оставил пост главы Пермского края. До губернаторства делал карьеру в своем регионе, работал в центральных органах власти — был замдиректора департамента межбюджетных отношений и директором департамента мониторинга Минрегионразвития. В 2009-м вошел в первую сотню кадрового резерва президента страны, вернулся в Пермский край в качестве руководителя администрации региона. Занимался регионами в аппарате правительства, затем перешел на работу в мэрию Москвы, возглавил департамент экономической политики и развития столицы. В 2017-м назначен президентом временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края, в том же году победил на выборах и стал главой региона без приставки «врио».
Министр юстиции Константин Чуйченко
Давний соратник экс-премьер-министра Дмитрия Медведева — они вместе учились на юридическом факультете Ленинградского госуниверситета. В 2008 году, когда Медведев был президентом, Чуйченко стал его помощником, возглавил контрольное управление в администрации. С 2018-го руководил аппаратом правительства премьер-министра Медведева в статусе вице-премьера. Курировал так называемую регуляторную гильотину (масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов).
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев
С 1999 по 2004 год работал на руководящих должностях в компаниях в сфере информационно-коммуникационных технологий. С 2004 по 2008-й был советником министра связи Леонида Реймана. С 2008-го — помощник главы администрации президента Сергея Нарышкина, а после перехода того в 2011-м в Госдуму спикером стал его советником. В Охотном Ряду занимался реализацией проекта «Электронный парламент» и портала для обсуждения законопроектов «Вече». В 2014-м перешел в правительство Московской области.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко
Профессиональный врач. С 1992 года был интерном и работал акушером-гинекологом в республиканской больнице Коми в городе Сыктывкаре. К 2006-му поднялся по карьерной лестнице до министра здравоохранения Республики Коми, занимал этот пост до 2011 года. С 2012-го — в Москве, замещал руководителя контрольного ведомства в сфере здравоохранения. С 2015-го возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков
Пост министра науки и высшего образования России занял ректор Тюменского государственного университета Валерий Фальков, которого 15 января включили в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России. С 2018-го — в президентском Совете по науке и образованию, а с 2016-го — депутат Тюменской областной думы. До этого также был депутатом Тюменской городской думы и членом регионального политического совета партии «Единая Россия».
Министр просвещения Сергей Кравцов
Педагог, доктор наук, в сфере образования — почти четверть века. В министерстве — с 2002 года, возглавлял Федеральный центр тестирования, который отрабатывал процедуры Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2013-м возглавил Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Его предшественник Виктор Болотов говорил, что Кравцов «имеет задатки реформатора, но не называет все, что было до него, бредом».
Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев
Возглавил МЧС в 2018-м. Его карьера связана с органами безопасности. Служил в КГБ СССР оперативным сотрудником, в службе безопасности президента. В июне 2015-го в звании генерал-майора возглавил Управление ФСБ по Калининградской области. В июле 2016-го указом президента назначен временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области. В правительство он перешел с должности замдиректора ФСБ. Выпускник Академии Генштаба.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков
С 2017-го — замминистра финансов. Карьеру начал в администрации Самарской области, потом работал в Федеральном казначействе, занимал пост министра финансов Московской области. В 2017-м перешел в федеральный Минфин на должность заместителя главы ведомства.
Министр спорта Олег Матыцин
Профессиональный спортсмен, заслуженный тренер России. В 2001-2006 годах — ректор Российской государственной академии физической культуры (РГАФК), заведующий кафедрой теории и методики индивидуально-игровых видов спорта РГАФК. С 2005 по 2015-й — президент Российского студенческого спортивного союза. Затем — президент Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. С 2015-го — глава Международной федерации студенческого спорта (FISU).
Министр культуры Ольга Любимова
Окончила факультет театроведения ГИТИСа. Ее отец — ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов. Возглавляла департамент кинематографии министерства культуры, отвечавший за публикацию данных о господдержке кино. Работала на телевидении. Автор нескольких десятков фильмов о православии, а также бывший корреспондент программы «Ортодокс» на телеканале ТВЦ. Помимо этого, новый министр культуры сотрудничала с телеканалами «Культура» и «Столица».
Мишустин получил кредит доверия
Политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отмечает: «Путин в послании Федеральному собранию дал четко понять, что надо заниматься национальными проектами». «Поэтому нет смысла выдумывать дополнительные сущности. Пробуксовка этих проектов была главной претензией к правительству Медведева», — добавил он.
«Первый вывод, который можно сделать о сформированном правительстве: в нем изменился баланс групп. Представительство команды Медведева резко снизилось. Из десятка человек, которые ориентировались на бывшего премьера, в новом кабинете только один — Чуйченко. И то с понижением: из вице-премьеров в министры», — подчеркнул Минченко.
По мнению Михаила Виноградова, президента фонда «Петербургская политика», «на первой стадии новые назначенцы не станут формулировать какое-то собственное концептуальное кредо, стремясь оставаться в рамке нацпроектов». «Ключевые задачи — не притягивать антирейтинг (притягивавшие его чиновники покинули Белый дом), избегать острых конфликтов с курируемыми сферами (поэтому в здравоохранении, образовании — люди, не чужие этим отраслям) и осваиваться в новой должности», — полагает эксперт.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что новое правительство займется «именно тем, что и обещал Мишустин, то есть ростом экономики». «Есть какой-то рост, который общество не ощущает, так что выйти на ощутимые темпы — политическая задача. В правительстве Медведева считалось, что локомотивами должны стать нацпроекты. Их придумали, нашли финансирование, но администрирование стало отставать, и заметно. Деньги есть, а механизмов — как обеспечить их эффективное расходование — нет. Задача нового правительства — формирование таких механизмов, новые подходы в бюджетном администрировании», — объясняет эксперт.
По его словам, Мишустин получил значительный кредит доверия. «Он не технический премьер, он располагает возможностью продвинуть двух своих сотрудников по налоговой службе. Ведь это важно для главы правительства — контролировать аппарат. Мишустину даны полномочия, и не только экономические, но и политические, чтобы граждане почувствовали рост экономики не в цифрах — в ощущениях, по своим личным доходам», — заключает Макаркин.
ФИО | Дата назначения | Дата освобождения [2] | Примечания |
---|---|---|---|
Геннадий Эдуардович Бурбулис | 6 ноября 1991 | 14 апреля 1992 | первый заместитель; ВР |
Александр Николаевич Шохин | 6 ноября 1991 | 20 января 1994 | ПРЕС |
Егор Тимурович Гайдар | 6 ноября 1991 | 15 декабря 1992 | со 2 марта 1992 — первый заместитель, с 15 июня — и.о. председателя; ВР |
Сергей Михайлович Шахрай | 12 декабря 1991 | 20 апреля 1992 | ПРЕС |
Михаил Никифорович Полторанин | 22 февраля 1992 | 25 ноября 1992 | ВР |
Валерий Антонович Махарадзе | 2 марта 1992 | 23 декабря 1992 | |
Георгий Степанович Хижа | 20 мая 1992 | 11 мая 1993 | |
Виктор Степанович Черномырдин | 30 мая 1992 | 14 декабря 1992 | |
Анатолий Борисович Чубайс | 1 июня 1992 | 16 ноября 1996 | с 5 ноября 1994 — первый заместитель; ВР |
Владимир Филиппович Шумейко | 2 июня 1992 | 20 января 1994 | с 23 декабря 1992 — первый заместитель |
Борис Георгиевич Салтыков | 4 июня 1992 | 25 марта 1993 | ВР |
Сергей Михайлович Шахрай | 11 ноября 1992 | 20 января 1994 | ПРЕС |
Юрий Фёдорович Яров | 23 декабря 1992 | 24 июля 1996 | НДР |
Борис Григорьевич Фёдоров | 23 декабря 1992 | 20 января 1994 | Вперед, Россия |
Александр Харлампиевич Заверюха | 10 февраля 1993 | 17 марта 1997 | АПР |
Олег Иванович Лобов | 15 апреля 1993 | 18 сентября 1993 | первый заместитель |
Олег Николаевич Сосковец | 30 апреля 1993 | 20 июня 1996 | первый заместитель |
Егор Тимурович Гайдар | 18 сентября 1993 | 20 января 1994 | первый заместитель; ВР |
Александр Николаевич Шохин | 23 марта 1994 | 6 ноября 1994 | ПРЕС |
Сергей Михайлович Шахрай | 7 апреля 1994 | 5 января 1996 | ПРЕС |
Олег Дмитриевич Давыдов | 9 ноября 1994 | 17 марта 1997 | НДР |
Алексей Алексеевич Большаков | 9 ноября 1994 | 17 марта 1997 | с 14 августа 1996 — первый заместитель |
Владимир Павлович Полеванов | 15 ноября 1994 | 24 января 1995 | |
Николай Дмитриевич Егоров | 7 декабря 1994 | 30 июня 1995 | |
Виталий Никитич Игнатенко | 31 мая 1995 | 17 марта 1997 | |
Владимир Георгиевич Кинелёв | 9 января 1996 | 14 августа 1996 | НДР |
Владимир Васильевич Каданников | 25 января 1996 | 14 августа 1996 | первый заместитель |
Александр Иванович Казаков | 25 января 1996 | 19 июля 1996 | |
Олег Иванович Лобов | 18 июня 1996 | 17 марта 1997 | до 14 августа 1996 — первый заместитель |
Виктор Васильевич Илюшин | 14 августа 1996 | 17 марта 1997 | первый заместитель |
Владимир Олегович Потанин | 14 августа 1996 | 17 марта 1997 | первый заместитель |
Владимир Степанович Бабичев | 14 августа 1996 | 17 марта 1997 | НДР |
Александр Яковлевич Лившиц | 14 августа 1996 | 17 марта 1997 | |
Валерий Михайлович Серов | 14 августа 1996 | 28 февраля 1998 | |
Владимир Евгеньевич Фортов | 17 августа 1996 | 17 марта 1997 | |
Анатолий Сергеевич Куликов | 4 февраля 1997 | 23 марта 1998 | |
7 марта 1997 | 23 марта 1998 | первый заместитель; ДВР | |
Олег Николаевич Сысуев | 17 марта 1997 | 16 сентября 1998 | ДВР |
Альфред Рейнгольдович Кох | 17 марта 1997 | 13 августа 1997 | |
Яков Моисеевич Уринсон | 17 марта 1997 | 30 апреля 1998 | |
Борис Ефимович Немцов | 17 марта 1997 | 28 августа 1998 | до 28 апреля 1998 — первый заместитель; Россия молодая |
Виктор Николаевич Хлыстун | 19 мая 1997 | 24 апреля 1998 | |
Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов | 1 августа 1997 | 24 апреля 1998 | |
Максим Владимирович Бойко | 13 августа 1997 | 15 ноября 1997 | |
Фарит Рафикович Газизуллин | 20 декабря 1997 | 24 апреля 1998 | |
Иван Петрович Рыбкин | 2 марта 1998 | 24 апреля 1998 | |
Сергей Владиленович Кириенко | 23 марта 1998 | 24 апреля 1998 | первый заместитель, и.о. председателя |
Виктор Борисович Христенко | 28 апреля 1998 | 28 сентября 1998 | |
Борис Григорьевич Фёдоров | 17 августа 1998 | 28 сентября 1998 | Вперёд Россия |
Юрий Дмитриевич Маслюков | 11 сентября 1998 | 19 мая 1999 | первый заместитель, КПРФ |
Владимир Борисович Булгак | 17 марта 1997 | 30 апреля 1998 | |
Владимир Борисович Булгак | 16 сентября 1998 | 19 мая 1999 | |
Владимир Александрович Рыжков [3] | 16 сентября 1998 | 21 сентября 1998 | |
Александр Николаевич Шохин | 16 сентября 1998 | 30 сентября 1998 | НДР |
Вадим Анатольевич Густов | 18 сентября 1998 | 27 апреля 1999 | первый заместитель, АПР |
Геннадий Васильевич Кулик | 21 сентября 1998 | 19 мая 1999 | АПР |
Валентина Ивановна Матвиенко | 24 сентября 1998 | 11 марта 2003 | |
Сергей Вадимович Степашин | 27 апреля 1999 | 19 мая 1999 | первый заместитель, с 12 мая — и.о. председателя |
Николай Емельянович Аксёненко | 21 мая 1999 | 10 января 2000 | первый заместитель |
Михаил Михайлович Задорнов | 25 мая 1999 | 28 мая 1999 | первый заместитель, Яблоко |
Владимир Николаевич Щербак | 25 мая 1999 | 7 мая 2000 | |
Виктор Борисович Христенко | 31 мая 1999 | 9 марта 2004 | до 10 января 2000 — первый заместитель |
Илья Иосифович Клебанов | 31 мая 1999 | 18 февраля 2002 | |
Владимир Владимирович Путин | 9 августа 1999 | 16 августа 1999 | первый заместитель, и.о. председателя |
Михаил Михайлович Касьянов | 10 января 2000 | 17 мая 2000 | первый заместитель, с 7 мая 2000 — и.о. председателя |
Сергей Кужугетович Шойгу | 10 января 2000 | 18 мая 2000 | Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Единство |
Алексей Леонидович Кудрин | 18 мая 2000 | 9 марта 2004 | Министр финансов |
Алексей Васильевич Гордеев | 20 мая 2000 | 9 марта 2004 | ЕР |
Борис Сергеевич Алёшин | 24 апреля 2003 | 9 марта 2004 | |
Галина Николаевна Карелова | 24 апреля 2003 | 9 марта 2004 | |
Владимир Анатольевич Яковлев | 16 июня 2003 | 9 марта 2004 | |
Александр Дмитриевич Жуков | 9 марта 2004 | ЕР | |
Дмитрий Анатольевич Медведев | 14 ноября 2005 | 7 мая 2008 | первый заместитель |
Сергей Борисович Иванов | 14 ноября 2005 | 2005—2007 — Министр обороны, 15 февраля 2007 — 12 мая 2008 — первый заместитель | |
Сергей Евгеньевич Нарышкин | 15 февраля 2007 | 12 мая 2008 | Руководитель Аппарата Правительства |
Алексей Леонидович Кудрин | 24 сентября 2007 | Министр финансов | |
Виктор Алексеевич Зубков | 12 мая 2008 | первый заместитель | |
Игорь Иванович Шувалов | 12 мая 2008 | первый заместитель | |
Игорь Иванович Сечин | 12 мая 2008 | ||
Сергей Семёнович Собянин | 12 мая 2008 | Руководитель Аппарата Правительства | |
Дмитрий Николаевич Козак | 14 октября 2008 | Курирует в ранге вице-премьера проведение зимней Олимпиады 2014 г. в г. Сочи. |
Министр — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 8 правок.Мини́стр (лат. minister — служитель[1], помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
В МЭСБЕ указано что министр — высший государственный чиновник, непосредственно подчинённый главе государства, заведует целой отраслью управления. Министр — как правило, должностное лицо, государственный деятель, который занимает должность в национальном, региональном, непризнанном и так далее правительстве.
В других языках данная должность может называться по другому.
Термин министр (фр. ministre от лат. minister — слуга) — родовое[источник не указан 1688 дней] название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства — министерств. В различных государствах называются по-разному, в США, Великобритании, Мексике и некоторых других государствах все или часть министров именуются государственными секретарями, в Великобритании отдельных министров называют канцлерами (Канцлер казначейства и канцлер герцогства Ланкастерского) и так далее.
Во многих странах существует деление министров на особые категории. Например, в Великобритании существуют:
- Министры, возглавляющие отраслевые министерства;
- Министры без портфеля — члены правительства, не руководящие министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства;
- Государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств;
- Младшие министры — парламентские секретари, обеспечивающие связь министров с парламентом.
Конституционно-правовой статус и фактическая роль министров в разных странах существенно различаются. Так, в конституционном праве современных стран существуют три основных подхода в вопросе о совместимости должности министра с депутатским мандатом.
В первой группе, особенно использующие Вестминстерскую систему, (Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия) такое совмещение необходимо, во второй (ФРГ, Италия, Австрия, Польша) — допускается, в третьей (Россия, Болгария, Литва, Норвегия, Нидерланды) — запрещено. Фактическая роль министров различается в связи с тем, что в парламентарных государствах должности министров занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках — профессиональные администраторы (кадровые сотрудники).
В некоторых странах (например, в США, Мексике) вместо слова министр используют слово секретарь или государственный секретарь. В некоторых восточных странах используют персидское слово везир (визирь).
Министр в Российской Федерации[править | править код]
Приведены примеры министерских должностей (не все):
- В дипломатии, — представитель, по рангу стоящий ниже посла.
- В методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских церквях — священнослужитель.
ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ С 1802 ГОДА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Председатели Комитета министров Российской империи | |||||||
Николай Петрович Румянцев | 1810 | 1812 | С 1802 по 1810 постоянного председателя не было. | ||||
Николай Иванович Салтыков | март 1812 | сентябрь 1812 | |||||
Сергей Кузьмич Вязмитинов | 1812 | 1816 | С 1812 по 1865 председательство в Комитете министров и Государственном совете соединялись в одном лице | ||||
Пётр Васильевич Лопухин | 1816 | 1827 | |||||
Виктор Павлович Кочубей | 1827 | 1832 | |||||
Николай Николаевич Новосильцев | 1832 | 1838 | |||||
Илларион Васильевич Васильчиков | 1838 | 1847 | |||||
Василий Васильевич Левашов | 1847 | 1848 | |||||
Александр Иванович Чернышёв | 1848 | 1856 | |||||
Алексей Фёдорович Орлов | 1856 | 1860 | |||||
Дмитрий Николаевич Блудов | 1861 | 1864 | |||||
Павел Павлович Гагарин | 1864 | 1872 | |||||
Павел Николаевич Игнатьев | 1872 | 1879 | |||||
Пётр Александрович Валуев | 1879 | 1881 | |||||
Михаил Христофорович Рейтерн | 1881 | 1886 | |||||
Николай Христианович Бунге | 1887 | 1895 | |||||
Иван Николаевич Дурново | 1895 | 1903 | |||||
Сергей Юльевич Витте | 1903 | 1906 | |||||
Председатели Совета министров Российской империи | |||||||
Сергей Юльевич Витте | 24 октября 1905 | 22 апреля 1906 | |||||
Иван Логгинович Горемыкин | 22 апреля 1906 | 8 июля 1906 | |||||
Пётр Аркадьевич Столыпин | 8 июля 1906 | 5 сентября 1911 | |||||
Владимир Николаевич Коковцов | 5 сентября 1911 | 31 января 1914 | |||||
Иван Логгинович Горемыкин | 31 января 1914 | 20 января 1916 | |||||
Борис Владимирович Штюрмер | 20 января 1916 | 10 ноября 1916 | |||||
Александр Фёдорович Трепов | 10 ноября 1916 | 27 декабря 1916 | |||||
Николай Дмитриевич Голицын | 27 декабря 1916 | 28 февраля 1917 | |||||
Председатели Временного правительства России | |||||||
Георгий Евгеньевич Львов | 10 марта 1917 | 8 июля 1917 | |||||
Александр Фёдорович Керенский | 8 июля 1917 | 26 октября 1917 | |||||
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР | |||||||
Владимир Ильич Ленин | 27 октября (ст. ст.) 1917 | 30 декабря 1922 | В 1918-1920 гг. на части территории страны действовали альтернативные правительства, возглавляемые Н. Д. Авксентьевым, П. В. Вологодским, В. Н. Пепеляевым; фактически c 1922 г. обязанности исполнял Лев Борисович Каменев[источник не указан 614 дней] | ||||
ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания |
Председатели Совета народных комиссаров СССР | Председатели Совета народных комиссаров РСФСР | ||||||
Владимир Ильич Ленин | 30 декабря 1922 | 21 января 1924 | фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев | Владимир Ильич Ленин | 30 декабря 1922 | 21 января 1924 | фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев |
Алексей Иванович Рыков | 2 февраля 1924 | 19 декабря 1930 | Алексей Иванович Рыков | 2 февраля 1924 | 18 мая 1929 | ||
Сергей Иванович Сырцов | 18 мая 1929 | 3 ноября 1930 | |||||
Вячеслав Михайлович Молотов | 19 декабря 1930 | 6 мая 1941 | Даниил Егорович Сулимов | 3 ноября 1930 | 22 июля 1937 | ||
Николай Александрович Булганин | 22 июля 1937 | 17 сентября 1938 | |||||
Василий Васильевич Вахрушев | 29 июля 1939 | 2 июня 1940 | в 1938—1939 исполняющий обязанности | ||||
Иосиф Виссарионович Сталин | 6 мая 1941 | 5 марта 1953 | Иван Сергеевич Хохлов | 2 июня 1940 | 23 июня 1943 | фактически c 1942 обязанности исполнял Константин Дмитриевич Памфилов | |
Алексей Николаевич Косыгин | 23 июня 1943 | 23 марта 1946 | |||||
Председатели Совета Министров РСФСР | |||||||
Михаил Иванович Родионов | 1946 | 1949 | |||||
Председатели Совета Министров СССР | Борис Николаевич Черноусов | 1949 | 1952 | ||||
Георгий Максимилианович Маленков | 6 марта 1953 | 8 февраля 1955 | Александр Михайлович Пузанов | 1952 | 1956 | ||
Николай Александрович Булганин | 8 февраля 1955 | 27 марта 1958 | Михаил Алексеевич Яснов | 1956 | 1957 | ||
Фрол Романович Козлов | 1957 | 1958 | |||||
Никита Сергеевич Хрущёв | 27 марта 1958 | 15 октября 1964 | Дмитрий Степанович Полянский | 1958 | 1962 | ||
Алексей Николаевич Косыгин | 15 октября 1964 | 23 октября 1980 | Геннадий Иванович Воронов | 1962 | 1971 | ||
Николай Федорович Васильев и Алексей Михайлович Школьников | 1971 | 1971 | Первые заместители председателя (исполняющий обязанности не назначался) | ||||
Михаил Сергеевич Соломенцев | 1971 | 1983 | |||||
Николай Александрович Тихонов | 23 октября 1980 | 27 сентября 1985 | Виталий Иванович Воротников | 1983 | 1988 | ||
Николай Иванович Рыжков | 27 сентября 1985 | 26 декабря 1990 | Александр Владимирович Власов | 1988 | 1990 | ||
Премьер-министр СССР | Иван Степанович Силаев | июнь 1990 | 26 сентября 1991 | ||||
Валентин Сергеевич Павлов | 14 января 1991 | 22 августа 1991 | |||||
Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР | Олег Иванович Лобов | 20 сентября 1991 | 15 ноября 1991 | исполнял обязанности | |||
Иван Степанович Силаев | 24 августа 1991 | 20 сентября 1991 | Правительство РСФСР | ||||
Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССР | Борис Николаевич Ельцин | 6 ноября 1991 | 25 декабря 1991 Переименование РСФСР в Российскую Федерацию | руководил Правительством в качестве Президента РСФСР | |||
Иван Степанович Силаев | 20 сентября 1991 | 26 декабря 1991 | |||||
ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | ||||
Лица, возглавлявшие Правительства Российской Федерации (см. также Глава Правительства Российской Федерации) | |||||||
Борис Николаевич Ельцин | 25 декабря 1991 Переименование РСФСР в Российскую Федерацию | 15 июня 1992 | руководил Правительством в качестве Президента Российской Федерации | ||||
Егор Тимурович Гайдар | 15 июня 1992 | 15 декабря 1992 | Исполняющий обязанности | ||||
Виктор Степанович Черномырдин | 14 декабря 1992 | 23 марта 1998 | в январе — декабре 1993 должность называлась «Председатель Совета министров — Правительства Российской Федерации» | ||||
Сергей Владиленович Кириенко | 23 марта 1998 | 23 августа 1998 | 23-го марта назначен, 24-го апреля утвержден | ||||
Виктор Степанович Черномырдин | 23 августа 1998 | 11 сентября 1998 | Исполняющий обязанности | ||||
Евгений Максимович Примаков | 11 сентября 1998 | 12 мая 1999 | |||||
Сергей Вадимович Степашин | 12 мая 1999 | 9 августа 1999 | 12-го мая назначен, 19-го мая утвержден | ||||
Владимир Владимирович Путин | 9 августа 1999 | 7 мая 2000 | 9-го августа назначен, 16-го августа утвержден[1]. С 31 декабря 1999 — исполняющий обязанности Президента Российской Федерации; Правительством фактически руководил первый заместитель Председателя Михаил Михайлович Касьянов | ||||
Михаил Михайлович Касьянов | 7 мая 2000 | 24 февраля 2004 | исполнял обязанности с 7 по 17 мая 2000 года | ||||
Виктор Борисович Христенко | 24 февраля 2004 | 5 марта 2004 | Исполняющий обязанности | ||||
Михаил Ефимович Фрадков | 5 марта 2004 | 14 сентября 2007 | C 7 мая по 12 мая 2004 и с 12 сентября по 14 сентября 2007 — исполняющий обязанности | ||||
Виктор Алексеевич Зубков | 14 сентября 2007 | 8 мая 2008 | C 7 мая по 8 мая 2008 — исполняющий обязанности | ||||
Владимир Владимирович Путин | 8 мая 2008 | 7 мая 2012 | |||||
Виктор Алексеевич Зубков | 7 мая 2012 | 8 мая 2012 | C 7 мая 2012 по 8 мая 2012 — исполняющий обязанности | ||||
Дмитрий Анатольевич Медведев | 8 мая 2012 |
ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ С 1802 ГОДА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Председатели Комитета министров Российской империи | |||||||
Николай Петрович Румянцев | 1810 | 1812 | С 1802 по 1810 постоянного председателя не было. | ||||
Николай Иванович Салтыков | март 1812 | сентябрь 1812 | |||||
Сергей Кузьмич Вязмитинов | 1812 | 1816 | С 1812 по 1865 председательство в Комитете министров и Государственном совете соединялись в одном лице | ||||
Пётр Васильевич Лопухин | 1816 | 1827 | |||||
Виктор Павлович Кочубей | 1827 | 1832 | |||||
Николай Николаевич Новосильцев | 1832 | 1838 | |||||
Илларион Васильевич Васильчиков | 1838 | 1847 | |||||
Василий Васильевич Левашов | 1847 | 1848 | |||||
Александр Иванович Чернышёв | 1848 | 1856 | |||||
Алексей Фёдорович Орлов | 1856 | 1860 | |||||
Дмитрий Николаевич Блудов | 1861 | 1864 | |||||
Павел Павлович Гагарин | 1864 | 1872 | |||||
Павел Николаевич Игнатьев | 1872 | 1879 | |||||
Пётр Александрович Валуев | 1879 | 1881 | |||||
Михаил Христофорович Рейтерн | 1881 | 1886 | |||||
Николай Христианович Бунге | 1887 | 1895 | |||||
Иван Николаевич Дурново | 1895 | 1903 | |||||
Сергей Юльевич Витте | 1903 | 1906 | |||||
Председатели Совета министров Российской империи | |||||||
Сергей Юльевич Витте | 24 октября 1905 | 22 апреля 1906 | |||||
Иван Логгинович Горемыкин | 22 апреля 1906 | 8 июля 1906 | |||||
Пётр Аркадьевич Столыпин | 8 июля 1906 | 5 сентября 1911 | |||||
Владимир Николаевич Коковцов | 5 сентября 1911 | 31 января 1914 | |||||
Иван Логгинович Горемыкин | 31 января 1914 | 20 января 1916 | |||||
Борис Владимирович Штюрмер | 20 января 1916 | 10 ноября 1916 | |||||
Александр Фёдорович Трепов | 10 ноября 1916 | 27 декабря 1916 | |||||
Николай Дмитриевич Голицын | 27 декабря 1916 | 28 февраля 1917 | |||||
Председатели Временного правительства России | |||||||
Георгий Евгеньевич Львов | 10 марта 1917 | 8 июля 1917 | |||||
Александр Фёдорович Керенский | 8 июля 1917 | 26 октября 1917 | |||||
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР | |||||||
Владимир Ильич Ленин | 27 октября (ст. ст.) 1917 | 30 декабря 1922 | В 1918-1920 гг. на части территории страны действовали альтернативные правительства, возглавляемые Н. Д. Авксентьевым, П. В. Вологодским, В. Н. Пепеляевым; фактически c 1922 г. обязанности исполнял Лев Борисович Каменев[источник не указан 614 дней] | ||||
ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания |
Председатели Совета народных комиссаров СССР | Председатели Совета народных комиссаров РСФСР | ||||||
Владимир Ильич Ленин | 30 декабря 1922 | 21 января 1924 | фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев | Владимир Ильич Ленин | 30 декабря 1922 | 21 января 1924 | фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев |
Алексей Иванович Рыков | 2 февраля 1924 | 19 декабря 1930 | Алексей Иванович Рыков | 2 февраля 1924 | 18 мая 1929 | ||
Сергей Иванович Сырцов | 18 мая 1929 | 3 ноября 1930 | |||||
Вячеслав Михайлович Молотов | 19 декабря 1930 | 6 мая 1941 | Даниил Егорович Сулимов | 3 ноября 1930 | 22 июля 1937 | ||
Николай Александрович Булганин | 22 июля 1937 | 17 сентября 1938 | |||||
Василий Васильевич Вахрушев | 29 июля 1939 | 2 июня 1940 | в 1938—1939 исполняющий обязанности | ||||
Иосиф Виссарионович Сталин | 6 мая 1941 | 5 марта 1953 | Иван Сергеевич Хохлов | 2 июня 1940 | 23 июня 1943 | фактически c 1942 обязанности исполнял Константин Дмитриевич Памфилов | |
Алексей Николаевич Косыгин | 23 июня 1943 | 23 марта 1946 | |||||
Председатели Совета Министров РСФСР | |||||||
Михаил Иванович Родионов | 1946 | 1949 | |||||
Председатели Совета Министров СССР | Борис Николаевич Черноусов | 1949 | 1952 | ||||
Георгий Максимилианович Маленков | 6 марта 1953 | 8 февраля 1955 | Александр Михайлович Пузанов | 1952 | 1956 | ||
Николай Александрович Булганин | 8 февраля 1955 | 27 марта 1958 | Михаил Алексеевич Яснов | 1956 | 1957 | ||
Фрол Романович Козлов | 1957 | 1958 | |||||
Никита Сергеевич Хрущёв | 27 марта 1958 | 15 октября 1964 | Дмитрий Степанович Полянский | 1958 | 1962 | ||
Алексей Николаевич Косыгин | 15 октября 1964 | 23 октября 1980 | Геннадий Иванович Воронов | 1962 | 1971 | ||
Николай Федорович Васильев и Алексей Михайлович Школьников | 1971 | 1971 | Первые заместители председателя (исполняющий обязанности не назначался) | ||||
Михаил Сергеевич Соломенцев | 1971 | 1983 | |||||
Николай Александрович Тихонов | 23 октября 1980 | 27 сентября 1985 | Виталий Иванович Воротников | 1983 | 1988 | ||
Николай Иванович Рыжков | 27 сентября 1985 | 26 декабря 1990 | Александр Владимирович Власов | 1988 | 1990 | ||
Премьер-министр СССР | Иван Степанович Силаев | июнь 1990 | 26 сентября 1991 | ||||
Валентин Сергеевич Павлов | 14 января 1991 | 22 августа 1991 | |||||
Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР | Олег Иванович Лобов | 20 сентября 1991 | 15 ноября 1991 | исполнял обязанности | |||
Иван Степанович Силаев | 24 августа 1991 | 20 сентября 1991 | Правительство РСФСР | ||||
Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССР | Борис Николаевич Ельцин | 6 ноября 1991 | 25 декабря 1991 Переименование РСФСР в Российскую Федерацию | руководил Правительством в качестве Президента РСФСР | |||
Иван Степанович Силаев | 20 сентября 1991 | 26 декабря 1991 | |||||
ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА | |||||||
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий | Примечания | ||||
Лица, возглавлявшие Правительства Российской Федерации (см. также Глава Правительства Российской Федерации) | |||||||
Борис Николаевич Ельцин | 25 декабря 1991 Переименование РСФСР в Российскую Федерацию | 15 июня 1992 | руководил Правительством в качестве Президента Российской Федерации | ||||
Егор Тимурович Гайдар | 15 июня 1992 | 15 декабря 1992 | Исполняющий обязанности | ||||
Виктор Степанович Черномырдин | 14 декабря 1992 | 23 марта 1998 | в январе — декабре 1993 должность называлась «Председатель Совета министров — Правительства Российской Федерации» | ||||
Сергей Владиленович Кириенко | 23 марта 1998 | 23 августа 1998 | 23-го марта назначен, 24-го апреля утвержден | ||||
Виктор Степанович Черномырдин | 23 августа 1998 | 11 сентября 1998 | Исполняющий обязанности | ||||
Евгений Максимович Примаков | 11 сентября 1998 | 12 мая 1999 | |||||
Сергей Вадимович Степашин | 12 мая 1999 | 9 августа 1999 | 12-го мая назначен, 19-го мая утвержден | ||||
Владимир Владимирович Путин | 9 августа 1999 | 7 мая 2000 | 9-го августа назначен, 16-го августа утвержден[1]. С 31 декабря 1999 — исполняющий обязанности Президента Российской Федерации; Правительством фактически руководил первый заместитель Председателя Михаил Михайлович Касьянов | ||||
Михаил Михайлович Касьянов | 7 мая 2000 | 24 февраля 2004 | исполнял обязанности с 7 по 17 мая 2000 года | ||||
Виктор Борисович Христенко | 24 февраля 2004 | 5 марта 2004 | Исполняющий обязанности | ||||
Михаил Ефимович Фрадков | 5 марта 2004 | 14 сентября 2007 | C 7 мая по 12 мая 2004 и с 12 сентября по 14 сентября 2007 — исполняющий обязанности | ||||
Виктор Алексеевич Зубков | 14 сентября 2007 | 8 мая 2008 | C 7 мая по 8 мая 2008 — исполняющий обязанности | ||||
Владимир Владимирович Путин | 8 мая 2008 | 7 мая 2012 | |||||
Виктор Алексеевич Зубков | 7 мая 2012 | 8 мая 2012 | C 7 мая 2012 по 8 мая 2012 — исполняющий обязанности | ||||
Дмитрий Анатольевич Медведев | 8 мая 2012 |
Правительство — Википедия
- Об одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал).
Президентские республики, полная власть президента Президентские республики, исполнительная власть президента зависит от парламента Смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) Парламентские республики Парламентарные конституционные монархии, в которых монарх не обладает реальной властью Конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте Абсолютные монархии Республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией Государства, где не существует основного закона по правительству, или военные диктатуры Государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определению
Прави́тельство — высший[1][2][3][4]коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления[1].
Правительство возглавляет глава правительства, который может являться одновременно главой государства; в разных странах именуется по-разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».
Основная задача правительства — приводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.
Классификация правительств[править | править код]
Политологи и специалисты по международным отношениям издревле старались создать классификацию правительств[5].
На первый взгляд определение формы государственного правления довольно просто, так как обычно она закреплена законодательно. США — президентская республика, а СССР — советская республика; с другой стороны, иногда о форме правления нет консенсуса даже внутри неё[6].
Сложности также могут вызывать местные особенности (консерватизм в США имеет мало общего с остальным миром; в других странах американский «консерватизм» называют либерализмом или неолиберализмом[7].
Помимо этого, у каждого типа есть нюансы и спорные стороны. В частности, США — не чисто капиталистическое общество, так как государство предоставляет услуги гражданам. Наконец, мнение о конкретных правительствах отличается у разных людей; встречаются мнения, согласно которым та же США является не демократией, а плутократией, так как ею управляют богачи[8]. Даже наиболее либеральные правительства ограничивают политический активизм, и даже наиболее тиранические тоталитарные общества хоть в чём-то не полностью контролируют своих граждан.
Формы государственного правления[править | править код]
Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:
Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившейся структуры управления в различных странах.
Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.
В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).
Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).
Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.
Принципы формирования правительства в разных странах[править | править код]
Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.
В президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент. В странах с парламентарной формой государственного правления, а также в части республик со смешанной формой глава государства не входит в систему органов исполнительной власти. Однако он имеет полномочия, относящиеся к сфере исполнительной власти. Что касается ряда стран со смешанной формой государственного правления (Польша, Россия, Румыния, Франция и др.), то в них существует так называемый дуализм исполнительной власти.
Парламентская и смешанная формы правления[править | править код]
Конституции государств с парламентской и смешанной формами правления предусматривают две процедуры формирования правительств. Эти процедуры состоят из определённых совместных действий парламента и главы государства при образовании правительства. Однако содержание этих действий отличается.
- Первая процедура
Эта процедура берёт начало в Великобритании и долгое время была почти общепринятой, с модификациями для различных стран. По этой процедуре глава государства формально по своему усмотрению назначает премьер-министра и по предложению последнего — других членов правительства. Парламент на это назначение не влияет. Правительство действует до тех пор, пока парламент не проголосует против принципиально важного вопроса, предложенного правительством, или примет отдельную резолюцию о недоверии правительству (вотум недоверия). И хотя правительство может продолжать свою работу, однако на практике оно уходит в отставку, потому что его действия будут парализованы из-за парламентской обструкции.
В ряде стран есть необходимость получения правительством инвеституры в парламенте. Для этого глава правительства, которого назначил глава государства, должен представить парламенту состав правительства и/или подать правительственную программу. Если парламент одобрит предлагаемое, правительство получает инвеституру.
- Вторая процедура
При этой процедуре роль парламента при формировании правительства является определяющей, начиная уже с начальной стадии. В некоторых странах, например в ФРГ, парламент может не поддержать предложенную главой государства кандидатуру руководителя правительства. Тогда парламент по соответствующей процедуре сам формирует правительство.
В других странах такого типа выдвижение и согласование кандидатур на правительственные должности зависит только от политических партий и их парламентских фракций. Как правило, на должность премьер-министра выдвигается лидер партии парламентского большинства, или по согласованию между партиями-членами парламентской коалиции — лидер одной из этих партий. Только в случае, когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте, роль главы государства является решающей. Существование правительства зависят от парламентского большинства.
Президентская форма правления[править | править код]
В странах с президентской формой правления, например США, применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств. Особенностью «классической» президентской республики является то, что полномочия главы государства и главы кабинета совмещены и находятся в руках президента, а должность премьер-министра отсутствует. Парламент не принимает непосредственного участия в процессе формирования кабинета или его участие в этом плане ограничено.
В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.
Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.
Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (монархом, президентом) или премьер-министром (главой правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства государственных образований, входящих в состав федерации. Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившейся структуры управления в различных странах.
Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких партий. Как правило, оно функционирует на основе коалиционного соглашения.
Внутренняя организация[править | править код]
Независимо от функций правительства, внутреннюю организацию государства можно разделить на:
- Унитарное государство в чистом виде без внутреннего административного деления; из государственной власти имеется только правительство;
- Централизованное унитарное государство: разделено на административные районы, в которых руководители назначаются правительством в одностороннем порядке;
- Федеративное государство, государство из суверенных и автономных образований, которые делегируют часть своих функций, полномочий и суверенитета центральному правительству для формирования союза, государств или территориальных организаций, которые объединяются в федерацию и обычно теряют право на отделение;
- Конфедерация, соединение двух или более суверенных и независимых государств или территориальных образований, которые делегируют часть своих функций, полномочий и суверенитета центральному правительству; в отличие от федеративных государств, члены конфедерации часто сохраняют за собой право на отделение и обладают большей степенью суверенитета.
Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.
Коалиционное правительство[править | править код]
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция). Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.
Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил. Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с 2009), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в 1966—1969 и 2005—2009 действовала большая коалиция ХДС и СДПГ) и Ирландии.
Правительство меньшинства[править | править код]
Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.
Наиболее правительства меньшинства распространены в странах Вестминстерской системы, так, в Канаде, когда ни одна партия не получает большинства, крупнейшая по числу мест партия формирует правительство меньшинства при парламентской поддержке малых сил. В Великобритании, однако, после выборов 1974, на которых ни одна партия не получила большинства, были назначены новые выборы, давшие возможность образования правительства большинства. Несмотря на это, с 2007 по 2011 год в Шотландии Шотландская национальная партия возглавляла правительство меньшинства из-за невозможности сформировать коалицию в парламенте, хотя в Уэльсе по итогам выборов того же года был сформирован коалиционный кабинет в составе лейбористов и Партии Уэльса.
Правительство большинства[править | править код]
Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.
Наиболее часто такое правительство встречается при двухпартийной системе, в частности, при Вестминстерской системе в Великобритании, на Мальте, в англоязычных странах Вест-Индии. Фактически правительство большинства формируется и при устойчивой коалиции двух или более партий, так, в Австралии между Либеральной партией и Национальной партией на федеральном уровне.
Правительство национального единства[править | править код]
Правительство национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий. Чаще всего образуются в кризисные периоды (во время войн, экономических проблем или для предотвращения раскола страны).
Так, правительства национального единства действовали в Великобритании в 1931—1945 (сформированное консерваторами, либералами и частью лейбористов во время Великой депрессии и Второй мировой войны), в Канаде в период Первой мировой войны под руководством Роберта Лэрда Бордена (хотя без участия части оппозиционных либералов), в Израиле в период Шестидневной войны, в Кении с 2008 для разрешения политического кризиса, вызванного результатами президентских выборов, в США в период Гражданской войны в 1864—1868 в качестве Партии Национального Союза, руководимой Авраамом Линкольном.
Правительство в изгнании[править | править код]
Прави́тельство в изгна́нии — «правительствообразная» политическая группа, которая провозглашает себя легитимным правительством страны, но в силу различных причин не имеет реальной власти. Правительства в изгнании обычно функционируют с расчётом на то, что когда-нибудь они вернутся в свои страны и получат там власть в свои руки. Правительства в изгнании часто возникают в ходе государственных переворотов, гражданских войн, а также военных оккупаций. Правительства в изгнании часто имеют ограниченное признание со стороны других сил или не имеют его вообще.
- ↑ 1 2 Экономика. Толковый словарь. / д. э. н. Осадчая И.М. — Москва: ИНФРА-М, 2000.
- ↑ И. С. Масликов. Юридический словарь. — Дашков и Ко, 2010. — ISBN 978-5-394-01098-9.
- ↑ Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах.. — АСТ. — Т. 3. — ISBN 5-17-035822-9.
- ↑ Большой энциклопедический словарь / Прохоров, Александр Михайлович. — Большая Российская энциклопедия, 2002. — ISBN 5-85270-160-2.
- ↑ Lewellen, Ted C. Political Anthropology: An Introduction Third Edition. Praeger Publishers; 3rd edition (30 November 2003)
- ↑ Comparative politics : interests, identities, and institutions in a changing global order, Jeffrey Kopstein, Mark Lichbach (eds.), 2nd ed, Cambridge University Press, 2005, ISBN 0-521-70840-0, p. 4
- ↑ Leo P. Ribuffo, «20 Suggestions for Studying the Right now that Studying the Right is Trendy, » Historically Speaking Jan 2011 v.12#1 pp 2-6, quote on p. 6
- ↑ «Plutocrats — The Rise of the New Global Super-Rich and the Fall of Everyone Else» Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine Chrystia Freeland is Global Editor-at-Large at Reuters news agency, following years of service at the Financial Times both in New York and London. She was the deputy editor of Canada’s Globe and Mail and has reported for the Financial Times, Economist, and Washington Post. She lives in New York City.
- ↑ Freedom in the World (неопр.) (PDF). Дата обращения 14 февраля 2013. Архивировано 3 февраля 2013 года.