Содержание

министр — это… Что такое премьер-министр?


премьер-министр

{{премье́р-мин{}и{}стр}} -а; м. В ряде современных государств: глава правительства, председатель совета министров. Доклад премьер-министру.

* * *

премье́р-мини́стр

в ряде государств глава правительства.

* * *

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПРЕМЬЕ́Р-МИНИ́СТР, официальный титул главы правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) в большинстве зарубежных стран. Премьер-министром неофициально называют глав правительств, имеющих другой официальный титул (председатель правительства, председатель совета министров). В государствах с парламентарной формой правления премьер-министр является ведущей фигурой в механизме государственной власти. Значительна его роль и в полупрезидентских республиках. В президентских республиках правительством руководит сам президент, а поста премьер-министра нет. Конституции, как правило, регламентируют порядок назначения и смещения премьер-министра, его роль в формировании правительства и руководства им, взаимоотношения с парламентом и главой государства.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:
  • премьер-майор
  • пренит

Смотреть что такое «премьер-министр» в других словарях:

  • Премьер-министр — (prime minister) Глава исполнительной власти и кабинета министров в рамках парламентской системы (там, где таковой существует). Однако значение этой должности варьируется в зависимости от институционного устройства, характера партийного… …   Политология. Словарь.

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — (фр. premier первый). Глава кабинета; глава совета министров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. премьер министр (фр. premier ministre) глава правительства, председатель совета, кабинета министров.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • премьер-министр — а, м. premier ministre В ряде государств глава правительства (в России широко распространенное, но неофициальное наименование председателя правительства). [Молотов:] Он <Берия> пробирался на пост премьер министра Советского Союза. Берия… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, премьер министра, муж. (полит. офиц.). В буржуазных странах председатель кабинета министров, глава правительства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, глава правительства. В СССР пост премьер министра официально существовал в январе августе 1991. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • премьер-министр — сущ., кол во синонимов: 2 • канцлер (7) • премьер (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • премьер-министр — премьер министр, премьер министра …   Орфографический словарь-справочник

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — название должности главы правительства в Австралии, Беларуси, Великобритании, Италии, Канаде, Кыргызстане, Латвии, Литве, Намибии, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии, Японии и ряде других стран. ПРЕНИЯ В СУДЕ см …   Юридический словарь

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, в ряде государств глава правительства …   Современная энциклопедия

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — в ряде государств глава правительства …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — ПРЕМЬЕР МИНИСТР, а, муж. В ряде государств: глава правительства, кабинета министров. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Украина на перепутье. Записки премьер-министра, Николай Азаров. В издательстве «Вече» вышла остроактуальная книга Николая Азарова УКРАИНА НА ПЕРЕПУТЬЕ, совпавшая с годовщиной его отставки с поста премьер-министра Украины. Трагические события последнего… Подробнее  Купить за 308 руб
  • Сергей Витте. Первый премьер-министр, Мартов С.. Гениальный министр финансов, выдающийся дипломат, первый в истории России премьер-министр. Эпоха Сергея Юльевича Витте — это эпоха реформ, в результате которых страна испытала невиданный… Подробнее  Купить за 179 руб
  • Сергей Витте Первый премьер-министр, Мартов С.. Гениальный министр финансов, выдающийся дипломат, первый в истории России премьер-министр. Эпоха Сергея Юльевича Витте — это эпоха реформ, в результате которых страна испытала невиданный… Подробнее  Купить за 156 руб
Другие книги по запросу «премьер-министр» >>

Кто остался, кто пришел. Новые лица правительства России

МОСКВА, 21 янв — РИА Новости. Премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства Владимиру Путину новое правительство. Посты сохранили вице-премьеры Юрий Трутнев, Татьяна Голикова, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу и ряд других руководителей. Но в целом в кабинете новые лица. Почему Мишустин сформировал именно такую команду, кому доверили министерские портфели и какая теперь основная задача у правительства — в материале РИА Новости.

Как изменилось правительство

Глава государства реорганизовал структуру высшей исполнительной власти. Минэкономразвития получит дополнительные полномочия, принадлежавшие упраздненному Министерству по делам Северного Кавказа. Но Росимущество отойдет Минфину. Росреестр, Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство станут отдельными ведомствами, ими правительство будет руководить напрямую. Предусмотрено девять заместителей руководителя кабмина.

Мишустин подчеркнул, что необходимо поддерживать эффективное взаимодействие ведомств. «Сейчас, во время определенных организационных изменений, важно сохранить слаженную работу аппарата правительства, министерств», — сказал он на заседании кабинета министров.

«Я просил бы всех вас принять в этом активное участие, без сомнения, — встретиться со всеми теми, кто работал до вас, все обсудить и очень по-человечески сделать мягким переход к системе управления новых руководителей. Я уверен, что все вы профессионалы, с этим справитесь», — обратился Мишустин к новым министрам.

Кто остался

Вице-премьер Юрий Трутнев

Он также занимал пост полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе. С 2000-го — губернатор Пермской области. Ушел в отставку в 2004-м ради должности министра природных ресурсов в правительстве Михаила Фрадкова. В 2012-м стал помощником президента. В 2013-м совмещал посты вице-премьера и полпреда президента на Дальнем Востоке.

Вице-премьер Юрий Борисов

Кадровый военный, после увольнения в запас трудился в Федеральном агентстве по промышленности. Был заместителем министра промышленности и торговли, курировал развитие радиоэлектроники и программу ГЛОНАСС. С 2012 по 2018-й — замминистра обороны, оттуда перешел на пост вице-премьера. Руководил развитием военно-промышленного комплекса.

Вице-премьер Татьяна Голикова

Работала в Министерстве финансов, была главой Минтруда. При ней Минздраву удалось оснастить многие сельские фельдшерские пункты и поликлиники необходимым оборудованием. В Счетной палате показала себя профессиональным аудитором, вернув в бюджет крупные средства.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров

Социолог по образованию, работал на Улан-Удэнском авиационном и Московском вертолетном заводах. В 2007-м стал замминистра промышленности и энергетики, в должности министра промышленности и торговли — с 2012 года.

Министр транспорта Евгений Дитрих

Выпускник Московского инженерно-физического института. Работал в Комитете по управлению госимуществом, Министерстве имущественных отношений, Министерстве экономического развития и торговли. Возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. С 2018-го — министр транспорта, курирует национальный проект «Безопасные и качественные дороги».

Министр обороны Сергей Шойгу

Долго возглавлял Министерство по чрезвычайным ситуациям, был губернатором Московской области. Президент Русского географического общества. Под его руководством создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот», проводилась крупнейшая в новейшей истории страны военная операция в Сирии.

Сергей Лавров

Карьерный дипломат, лицо внешней политики России. Один из рекордсменов по пребыванию в должности руководителя внешнеполитического ведомства. Возглавил МИД в 2004-м, перейдя на эту должность с позиции постоянного представителя России в ООН, которую занимал десять лет.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин

Начинал карьеру инженером комплексной геофизической партии, был членом совета директоров девяти нефтегазовых компаний и предприятий. С 2000-го руководил разработкой Ханчейского месторождения и организацией нефтегазодобывающего производства. Возглавлял Ямало-Ненецкий автономный округ.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев

Долгое время трудился в банковской сфере. Был вице-губернатором Тюменской области, исполнял обязанности главы Тюмени. С 2005 по 2018-й возглавлял Тюменскую область. С этой позиции ушел руководить Министерством строительства и ЖКХ.

Министр энергетики Александр Новак

Руководит Минэнерго с 2012 года. Начинал трудовой путь рабочим на Норильском горно-металлургическом комбинате. На госслужбе — с нулевых, был первым замом главы Норильска, вице-губернатором Красноярского края, руководил региональным правительством. С 2008 по 2012-й — заместитель министра финансов.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев

Дмитрий Патрушев остался в той же должности. Он сын секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Кандидатуру Дмитрия Патрушева впервые на эту должность в 2018 году предложил Дмитрий Медведев. До работы в правительстве он работал в банковской сфере.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов

С февраля 2011-го — первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, с декабря того же года — замминистра жилищно-коммунального хозяйства региона. В сентябре 2014-го избран мэром Благовещенска. В следующем году назначен врио губернатора Амурской области, в сентябре 2015-го избран губернатором этого региона.

Кто пришел

Первый вице-премьер Андрей Белоусов

С 2013 года находился на посту помощника президента по экономике, в 2018-м выступил одним из авторов экономической программы и майского указа Владимира Путина. На госслужбе с 2006-го — тогда его назначили заместителем министра экономического развития и торговли. Спустя два года возглавил департамент экономики и финансов правительства России при премьере Владимире Путине. В 2011-м тот поручил Белоусову работу над улучшением инвестиционного климата в России и создание Агентства стратегических инициатив.

Вице-премьер Виктория Абрамченко

С 2016 года работала заместителем главы Минэкономразвития, в том же ведомстве была замдиректора департамента недвижимости. Трудилась в Росреестре. Несколько лет занимала различные посты в Министерстве сельского хозяйства: была статс-советником замглавы ведомства, директором департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко

Главой аппарата правительства назначен бывший подчиненный Михаила Мишустина, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Григоренко. В налоговых органах работает 20 лет. За это время прошел путь от специалиста до начальника Управления налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы.

Вице-премьер Алексей Оверчук

Тоже бывший подчиненный нового премьера. С 2010-го он замещал советника руководителя ФНС. До этого два года был на руководящих должностях в группе инвесткомпаний «Ю-Эф-Джи Эссет Менеджмент». С 2007 по 2008-й Оверчук также занимался привлечением инвесторов в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

Вице-премьер Марат Хуснуллин

Экономист по образованию, в 90-х возглавлял частные предприятия. Путь в органы власти у него не совсем типичен для чиновника. В 1999-м — депутат Госсовета Татарстана, потом перешел в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики, оставив кресло парламентария. Курировал строительство спортивных объектов для казанской Универсиады-2013. С 2010-го — в мэрии. Реализовывал масштабный проект «Новая Москва», занимался градостроительной политикой.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко

Председатель правления Континентальной хоккейной лиги, член Совета Федерации хоккея России. В 2015-м назначен председателем правления «Газпром-медиа холдинга». До этого с 2005 по 2014-й под его руководством прошла заявочная кампания на право проведения зимних Олимпийских игр в России. Затем он в должности президента Оргкомитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр занимался подготовкой Олимпиады. С 2007-го также отвечает за развитие физической культуры и спорта в президиуме Совета при президенте России.

Министр экономического развития Максим Решетников

Новый министр экономики Максим Решетников, как и Трутнев, — пермяк. Его профиль — региональное развитие. Для нынешнего назначения он оставил пост главы Пермского края. До губернаторства делал карьеру в своем регионе, работал в центральных органах власти — был замдиректора департамента межбюджетных отношений и директором департамента мониторинга Минрегионразвития. В 2009-м вошел в первую сотню кадрового резерва президента страны, вернулся в Пермский край в качестве руководителя администрации региона. Занимался регионами в аппарате правительства, затем перешел на работу в мэрию Москвы, возглавил департамент экономической политики и развития столицы. В 2017-м назначен президентом временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края, в том же году победил на выборах и стал главой региона без приставки «врио».

Министр юстиции Константин Чуйченко

Давний соратник экс-премьер-министра Дмитрия Медведева — они вместе учились на юридическом факультете Ленинградского госуниверситета. В 2008 году, когда Медведев был президентом, Чуйченко стал его помощником, возглавил контрольное управление в администрации. С 2018-го руководил аппаратом правительства премьер-министра Медведева в статусе вице-премьера. Курировал так называемую регуляторную гильотину (масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов).

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев

С 1999 по 2004 год работал на руководящих должностях в компаниях в сфере информационно-коммуникационных технологий. С 2004 по 2008-й был советником министра связи Леонида Реймана. С 2008-го — помощник главы администрации президента Сергея Нарышкина, а после перехода того в 2011-м в Госдуму спикером стал его советником. В Охотном Ряду занимался реализацией проекта «Электронный парламент» и портала для обсуждения законопроектов «Вече». В 2014-м перешел в правительство Московской области.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко

Профессиональный врач. С 1992 года был интерном и работал акушером-гинекологом в республиканской больнице Коми в городе Сыктывкаре. К 2006-му поднялся по карьерной лестнице до министра здравоохранения Республики Коми, занимал этот пост до 2011 года. С 2012-го — в Москве, замещал руководителя контрольного ведомства в сфере здравоохранения. С 2015-го возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

Пост министра науки и высшего образования России занял ректор Тюменского государственного университета Валерий Фальков, которого 15 января включили в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России. С 2018-го — в президентском Совете по науке и образованию, а с 2016-го — депутат Тюменской областной думы. До этого также был депутатом Тюменской городской думы и членом регионального политического совета партии «Единая Россия».

Министр просвещения Сергей Кравцов

Педагог, доктор наук, в сфере образования — почти четверть века. В министерстве — с 2002 года, возглавлял Федеральный центр тестирования, который отрабатывал процедуры Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2013-м возглавил Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Его предшественник Виктор Болотов говорил, что Кравцов «имеет задатки реформатора, но не называет все, что было до него, бредом».

Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев

Возглавил МЧС в 2018-м. Его карьера связана с органами безопасности. Служил в КГБ СССР оперативным сотрудником, в службе безопасности президента. В июне 2015-го в звании генерал-майора возглавил Управление ФСБ по Калининградской области. В июле 2016-го указом президента назначен временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области. В правительство он перешел с должности замдиректора ФСБ. Выпускник Академии Генштаба.

Министр труда и социальной защиты Антон Котяков

С 2017-го — замминистра финансов. Карьеру начал в администрации Самарской области, потом работал в Федеральном казначействе, занимал пост министра финансов Московской области. В 2017-м перешел в федеральный Минфин на должность заместителя главы ведомства.

Министр спорта Олег Матыцин

Профессиональный спортсмен, заслуженный тренер России. В 2001-2006 годах — ректор Российской государственной академии физической культуры (РГАФК), заведующий кафедрой теории и методики индивидуально-игровых видов спорта РГАФК. С 2005 по 2015-й — президент Российского студенческого спортивного союза. Затем — президент Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. С 2015-го — глава Международной федерации студенческого спорта (FISU).

Министр культуры Ольга Любимова

Окончила факультет театроведения ГИТИСа. Ее отец — ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов. Возглавляла департамент кинематографии министерства культуры, отвечавший за публикацию данных о господдержке кино. Работала на телевидении. Автор нескольких десятков фильмов о православии, а также бывший корреспондент программы «Ортодокс» на телеканале ТВЦ. Помимо этого, новый министр культуры сотрудничала с телеканалами «Культура» и «Столица».

Мишустин получил кредит доверия

Политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отмечает: «Путин в послании Федеральному собранию дал четко понять, что надо заниматься национальными проектами». «Поэтому нет смысла выдумывать дополнительные сущности. Пробуксовка этих проектов была главной претензией к правительству Медведева», — добавил он.

«Первый вывод, который можно сделать о сформированном правительстве: в нем изменился баланс групп. Представительство команды Медведева резко снизилось. Из десятка человек, которые ориентировались на бывшего премьера, в новом кабинете только один — Чуйченко. И то с понижением: из вице-премьеров в министры», — подчеркнул Минченко.

По мнению Михаила Виноградова, президента фонда «Петербургская политика», «на первой стадии новые назначенцы не станут формулировать какое-то собственное концептуальное кредо, стремясь оставаться в рамке нацпроектов». «Ключевые задачи — не притягивать антирейтинг (притягивавшие его чиновники покинули Белый дом), избегать острых конфликтов с курируемыми сферами (поэтому в здравоохранении, образовании — люди, не чужие этим отраслям) и осваиваться в новой должности», — полагает эксперт.

Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что новое правительство займется «именно тем, что и обещал Мишустин, то есть ростом экономики». «Есть какой-то рост, который общество не ощущает, так что выйти на ощутимые темпы — политическая задача. В правительстве Медведева считалось, что локомотивами должны стать нацпроекты. Их придумали, нашли финансирование, но администрирование стало отставать, и заметно. Деньги есть, а механизмов — как обеспечить их эффективное расходование — нет. Задача нового правительства — формирование таких механизмов, новые подходы в бюджетном администрировании», — объясняет эксперт.

По его словам, Мишустин получил значительный кредит доверия. «Он не технический премьер, он располагает возможностью продвинуть двух своих сотрудников по налоговой службе. Ведь это важно для главы правительства — контролировать аппарат. Мишустину даны полномочия, и не только экономические, но и политические, чтобы граждане почувствовали рост экономики не в цифрах — в ощущениях, по своим личным доходам», — заключает Макаркин.

премьер — это… Что такое Вице-премьер?

Название «заместитель» во многом условно, так как реально замещать Председателя Правительства может лишь один из первых заместителей.

Как правило, заместитель Председателя координирует деятельность определённого круга федеральных органов исполнительной власти, либо всех таких органов в пределах определённой проблематики (например, вице-премьер по экономике, по социальным вопросам и т. д.).

Нередки случаи, когда заместитель Председателя Правительства является одновременно министром. В этой ситуации суть его статуса заключается в том, что данное министерство в данной конкретной обстановке наделяется полномочиями в том числе по координации работы смежных министерств.

Заместитель Председателя Правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства.

В настоящее время Председатель Правительства имеет восемь заместителей (согласно Указу Президента от 12 мая 2008 года N 724), в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации. Каждый из заместителей Председателя Правительства имеет собственный секретариат.

Заместители Председателя Правительства не вправе издавать собственные нормативные акты, но дают обязательные для исполнения поручения федеральным органам исполнительной власти.

Распространенными неофициальными наименованиями должности заместителя Председателя Правительства являются «зампред» и «вице-премьер», для первого заместителя — соответственно «первый зампред» или «первый зам», «первый вице-премьер». Последнее выражение по сути содержит тавтологию, так как слово «премьер» само по себе означает «первый».

ФИОДата назначенияДата освобождения [2]Примечания
Геннадий Эдуардович Бурбулис6 ноября 199114 апреля 1992первый заместитель; ВР
Александр Николаевич Шохин6 ноября 199120 января 1994ПРЕС
Егор Тимурович Гайдар6 ноября 199115 декабря 1992со 2 марта 1992 — первый заместитель,
с 15 июня — и.о. председателя; ВР
Сергей Михайлович Шахрай12 декабря 199120 апреля 1992ПРЕС
Михаил Никифорович Полторанин22 февраля 199225 ноября 1992ВР
Валерий Антонович Махарадзе2 марта 199223 декабря 1992
Георгий Степанович Хижа20 мая 199211 мая 1993
Виктор Степанович Черномырдин30 мая 199214 декабря 1992
Анатолий Борисович Чубайс1 июня 199216 ноября 1996с 5 ноября 1994 — первый заместитель; ВР
Владимир Филиппович Шумейко2 июня 199220 января 1994с 23 декабря 1992 — первый заместитель
Борис Георгиевич Салтыков4 июня 199225 марта 1993ВР
Сергей Михайлович Шахрай11 ноября 199220 января 1994ПРЕС
Юрий Фёдорович Яров23 декабря 199224 июля 1996НДР
Борис Григорьевич Фёдоров23 декабря 199220 января 1994Вперед, Россия
Александр Харлампиевич Заверюха10 февраля 199317 марта 1997АПР
Олег Иванович Лобов15 апреля 199318 сентября 1993первый заместитель
Олег Николаевич Сосковец30 апреля 199320 июня 1996первый заместитель
Егор Тимурович Гайдар18 сентября 199320 января 1994первый заместитель; ВР
Александр Николаевич Шохин23 марта 19946 ноября 1994ПРЕС
Сергей Михайлович Шахрай7 апреля 19945 января 1996ПРЕС
Олег Дмитриевич Давыдов9 ноября 199417 марта 1997НДР
Алексей Алексеевич Большаков9 ноября 199417 марта 1997с 14 августа 1996 — первый заместитель
Владимир Павлович Полеванов15 ноября 199424 января 1995
Николай Дмитриевич Егоров7 декабря 199430 июня 1995
Виталий Никитич Игнатенко31 мая 199517 марта 1997
Владимир Георгиевич Кинелёв9 января 199614 августа 1996НДР
Владимир Васильевич Каданников25 января 199614 августа 1996первый заместитель
Александр Иванович Казаков25 января 199619 июля 1996
Олег Иванович Лобов18 июня 199617 марта 1997до 14 августа 1996 — первый заместитель
Виктор Васильевич Илюшин14 августа 199617 марта 1997первый заместитель
Владимир Олегович Потанин14 августа 199617 марта 1997первый заместитель
Владимир Степанович Бабичев14 августа 199617 марта 1997НДР
Александр Яковлевич Лившиц14 августа 199617 марта 1997
Валерий Михайлович Серов14 августа 199628 февраля 1998
Владимир Евгеньевич Фортов17 августа 199617 марта 1997
Анатолий Сергеевич Куликов4 февраля 199723 марта 1998
Анатолий Борисович Чубайс
7 марта 199723 марта 1998первый заместитель; ДВР
Олег Николаевич Сысуев17 марта 199716 сентября 1998ДВР
Альфред Рейнгольдович Кох17 марта 199713 августа 1997
Яков Моисеевич Уринсон17 марта 199730 апреля 1998
Борис Ефимович Немцов17 марта 199728 августа 1998до 28 апреля 1998 — первый заместитель; Россия молодая
Виктор Николаевич Хлыстун19 мая 199724 апреля 1998
Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов1 августа 199724 апреля 1998
Максим Владимирович Бойко13 августа 199715 ноября 1997
Фарит Рафикович Газизуллин20 декабря 199724 апреля 1998
Иван Петрович Рыбкин2 марта 199824 апреля 1998
Сергей Владиленович Кириенко23 марта 199824 апреля 1998первый заместитель,
и.о. председателя
Виктор Борисович Христенко28 апреля 199828 сентября 1998
Борис Григорьевич Фёдоров17 августа 199828 сентября 1998Вперёд Россия
Юрий Дмитриевич Маслюков11 сентября 199819 мая 1999первый заместитель, КПРФ
Владимир Борисович Булгак17 марта 199730 апреля 1998
Владимир Борисович Булгак16 сентября 199819 мая 1999
Владимир Александрович Рыжков [3]16 сентября 199821 сентября 1998
Александр Николаевич Шохин16 сентября 199830 сентября 1998НДР
Вадим Анатольевич Густов18 сентября 199827 апреля 1999первый заместитель, АПР
Геннадий Васильевич Кулик21 сентября 199819 мая 1999АПР
Валентина Ивановна Матвиенко24 сентября 199811 марта 2003
Сергей Вадимович Степашин27 апреля 199919 мая 1999первый заместитель,
с 12 мая — и.о. председателя
Николай Емельянович Аксёненко21 мая 199910 января 2000первый заместитель
Михаил Михайлович Задорнов25 мая 199928 мая 1999первый заместитель, Яблоко
Владимир Николаевич Щербак25 мая 19997 мая 2000
Виктор Борисович Христенко31 мая 19999 марта 2004до 10 января 2000 — первый заместитель
Илья Иосифович Клебанов31 мая 199918 февраля 2002
Владимир Владимирович Путин9 августа 199916 августа 1999первый заместитель,
и.о. председателя
Михаил Михайлович Касьянов10 января 200017 мая 2000первый заместитель,
с 7 мая 2000 — и.о. председателя
Сергей Кужугетович Шойгу10 января 200018 мая 2000Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Единство
Алексей Леонидович Кудрин18 мая 20009 марта 2004Министр финансов
Алексей Васильевич Гордеев20 мая 20009 марта 2004ЕР
Борис Сергеевич Алёшин24 апреля 20039 марта 2004
Галина Николаевна Карелова24 апреля 20039 марта 2004
Владимир Анатольевич Яковлев16 июня 20039 марта 2004
Александр Дмитриевич Жуков9 марта 2004ЕР
Дмитрий Анатольевич Медведев14 ноября 20057 мая 2008первый заместитель
Сергей Борисович Иванов14 ноября 20052005—2007 — Министр обороны, 15 февраля 2007 — 12 мая 2008 — первый заместитель
Сергей Евгеньевич Нарышкин15 февраля 200712 мая 2008Руководитель Аппарата Правительства
Алексей Леонидович Кудрин24 сентября 2007Министр финансов
Виктор Алексеевич Зубков12 мая 2008первый заместитель
Игорь Иванович Шувалов12 мая 2008первый заместитель
Игорь Иванович Сечин12 мая 2008
Сергей Семёнович Собянин12 мая 2008Руководитель Аппарата Правительства
Дмитрий Николаевич Козак14 октября 2008Курирует в ранге вице-премьера проведение зимней Олимпиады 2014 г. в г. Сочи.

Министр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 8 правок.

Мини́стр (лат. minister — служитель[1], помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.

В МЭСБЕ указано что министр — высший государственный чиновник, непосредственно подчинённый главе государства, заведует целой отраслью управления. Министр — как правило, должностное лицо, государственный деятель, который занимает должность в национальном, региональном, непризнанном и так далее правительстве.

В других языках данная должность может называться по другому.

Термин министр (фр. ministre от лат. minister — слуга) — родовое[источник не указан 1688 дней] название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства — министерств. В различных государствах называются по-разному, в США, Великобритании, Мексике и некоторых других государствах все или часть министров именуются государственными секретарями, в Великобритании отдельных министров называют канцлерами (Канцлер казначейства и канцлер герцогства Ланкастерского) и так далее.

Во многих странах существует деление министров на особые категории. Например, в Великобритании существуют:

  • Министры, возглавляющие отраслевые министерства;
  • Министры без портфеля — члены правительства, не руководящие министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства;
  • Государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств;
  • Младшие министры — парламентские секретари, обеспечивающие связь министров с парламентом.

Конституционно-правовой статус и фактическая роль министров в разных странах существенно различаются. Так, в конституционном праве современных стран существуют три основных подхода в вопросе о совместимости должности министра с депутатским мандатом.

В первой группе, особенно использующие Вестминстерскую систему, (Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия) такое совмещение необходимо, во второй (ФРГ, Италия, Австрия, Польша) — допускается, в третьей (Россия, Болгария, Литва, Норвегия, Нидерланды) — запрещено. Фактическая роль министров различается в связи с тем, что в парламентарных государствах должности министров занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках — профессиональные администраторы (кадровые сотрудники).

В некоторых странах (например, в США, Мексике) вместо слова министр используют слово секретарь или государственный секретарь. В некоторых восточных странах используют персидское слово везир (визирь).

Министр в Российской Федерации[править | править код]

Приведены примеры министерских должностей (не все):

  • В дипломатии, — представитель, по рангу стоящий ниже посла.
  • В методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских церквях — священнослужитель.

Премьер-министры России — это… Что такое Премьер-министры России?

ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ С 1802 ГОДА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Председатели Комитета министров Российской империи
Николай Петрович Румянцев18101812С 1802 по 1810 постоянного председателя не было.
Николай Иванович Салтыковмарт 1812сентябрь 1812
Сергей Кузьмич Вязмитинов18121816С 1812 по 1865 председательство в Комитете министров и Государственном совете соединялись в одном лице
Пётр Васильевич Лопухин18161827
Виктор Павлович Кочубей18271832
Николай Николаевич Новосильцев18321838
Илларион Васильевич Васильчиков18381847
Василий Васильевич Левашов18471848
Александр Иванович Чернышёв18481856
Алексей Фёдорович Орлов18561860
Дмитрий Николаевич Блудов18611864
Павел Павлович Гагарин18641872
Павел Николаевич Игнатьев18721879
Пётр Александрович Валуев18791881
Михаил Христофорович Рейтерн18811886
Николай Христианович Бунге18871895
Иван Николаевич Дурново18951903
Сергей Юльевич Витте19031906
Председатели Совета министров Российской империи
Сергей Юльевич Витте24 октября 190522 апреля 1906
Иван Логгинович Горемыкин22 апреля 19068 июля 1906
Пётр Аркадьевич Столыпин8 июля 19065 сентября 1911
Владимир Николаевич Коковцов5 сентября 191131 января 1914
Иван Логгинович Горемыкин31 января 191420 января 1916
Борис Владимирович Штюрмер20 января 191610 ноября 1916
Александр Фёдорович Трепов10 ноября 191627 декабря 1916
Николай Дмитриевич Голицын27 декабря 191628 февраля 1917
Председатели Временного правительства России
Георгий Евгеньевич Львов10 марта 19178 июля 1917
Александр Фёдорович Керенский8 июля 191726 октября 1917
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР
Владимир Ильич Ленин27 октября (ст. ст.) 191730 декабря 1922В 1918-1920 гг. на части территории страны действовали альтернативные правительства, возглавляемые Н. Д. Авксентьевым, П. В. Вологодским, В. Н. Пепеляевым; фактически c 1922 г. обязанности исполнял Лев Борисович Каменев[источник не указан 614 дней]

ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечанияИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Председатели Совета народных комиссаров СССРПредседатели Совета народных комиссаров РСФСР
Владимир Ильич Ленин30 декабря 192221 января 1924фактически обязанности исполнял Лев Борисович КаменевВладимир Ильич Ленин30 декабря 192221 января 1924фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев
Алексей Иванович Рыков2 февраля 192419 декабря 1930Алексей Иванович Рыков2 февраля 192418 мая 1929
Сергей Иванович Сырцов18 мая 19293 ноября 1930
Вячеслав Михайлович Молотов19 декабря 19306 мая 1941Даниил Егорович Сулимов3 ноября 193022 июля 1937
Николай Александрович Булганин22 июля 193717 сентября 1938
Василий Васильевич Вахрушев29 июля 19392 июня 1940в 1938—1939 исполняющий обязанности
Иосиф Виссарионович Сталин6 мая 19415 марта 1953Иван Сергеевич Хохлов2 июня 194023 июня 1943фактически c 1942 обязанности исполнял Константин Дмитриевич Памфилов
Алексей Николаевич Косыгин23 июня 194323 марта 1946
Председатели Совета Министров РСФСР
Михаил Иванович Родионов19461949
Председатели Совета Министров СССРБорис Николаевич Черноусов19491952
Георгий Максимилианович Маленков6 марта 19538 февраля 1955Александр Михайлович Пузанов19521956
Николай Александрович Булганин8 февраля 195527 марта 1958Михаил Алексеевич Яснов19561957
Фрол Романович Козлов19571958
Никита Сергеевич Хрущёв27 марта 195815 октября 1964Дмитрий Степанович Полянский19581962
Алексей Николаевич Косыгин15 октября 196423 октября 1980Геннадий Иванович Воронов19621971
Николай Федорович Васильев и
Алексей Михайлович Школьников
19711971Первые заместители председателя (исполняющий обязанности не назначался)
Михаил Сергеевич Соломенцев19711983
Николай Александрович Тихонов23 октября 198027 сентября 1985Виталий Иванович Воротников19831988
Николай Иванович Рыжков27 сентября 198526 декабря 1990Александр Владимирович Власов19881990
Премьер-министр СССРИван Степанович Силаевиюнь 199026 сентября 1991
Валентин Сергеевич Павлов14 января 199122 августа 1991
Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССРОлег Иванович Лобов20 сентября 199115 ноября 1991исполнял обязанности
Иван Степанович Силаев24 августа 199120 сентября 1991Правительство РСФСР
Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССРБорис Николаевич Ельцин6 ноября 199125 декабря 1991
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
руководил Правительством в качестве Президента РСФСР
Иван Степанович Силаев20 сентября 199126 декабря 1991

ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Лица, возглавлявшие Правительства Российской Федерации
(см. также Глава Правительства Российской Федерации)
Борис Николаевич Ельцин25 декабря 1991
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
15 июня 1992руководил Правительством в качестве Президента Российской Федерации
Егор Тимурович Гайдар15 июня 199215 декабря 1992Исполняющий обязанности
Виктор Степанович Черномырдин14 декабря 199223 марта 1998в январе — декабре 1993 должность называлась «Председатель Совета министров — Правительства Российской Федерации»
Сергей Владиленович Кириенко23 марта 199823 августа 199823-го марта назначен, 24-го апреля утвержден
Виктор Степанович Черномырдин23 августа 199811 сентября 1998Исполняющий обязанности
Евгений Максимович Примаков11 сентября 199812 мая 1999
Сергей Вадимович Степашин12 мая 19999 августа 199912-го мая назначен, 19-го мая утвержден
Владимир Владимирович Путин9 августа 19997 мая 20009-го августа назначен, 16-го августа утвержден[1]. С 31 декабря 1999 — исполняющий обязанности Президента Российской Федерации; Правительством фактически руководил первый заместитель Председателя Михаил Михайлович Касьянов
Михаил Михайлович Касьянов7 мая 200024 февраля 2004исполнял обязанности с 7 по 17 мая 2000 года
Виктор Борисович Христенко24 февраля 20045 марта 2004Исполняющий обязанности
Михаил Ефимович Фрадков5 марта 200414 сентября 2007C 7 мая по 12 мая 2004 и с 12 сентября по 14 сентября 2007 — исполняющий обязанности
Виктор Алексеевич Зубков14 сентября 20078 мая 2008C 7 мая по 8 мая 2008 — исполняющий обязанности
Владимир Владимирович Путин8 мая 20087 мая 2012
Виктор Алексеевич Зубков7 мая 20128 мая 2012C 7 мая 2012 по 8 мая 2012 — исполняющий обязанности
Дмитрий Анатольевич Медведев8 мая 2012

Премьер-министры России — это… Что такое Премьер-министры России?

ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ С 1802 ГОДА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Председатели Комитета министров Российской империи
Николай Петрович Румянцев18101812С 1802 по 1810 постоянного председателя не было.
Николай Иванович Салтыковмарт 1812сентябрь 1812
Сергей Кузьмич Вязмитинов18121816С 1812 по 1865 председательство в Комитете министров и Государственном совете соединялись в одном лице
Пётр Васильевич Лопухин18161827
Виктор Павлович Кочубей18271832
Николай Николаевич Новосильцев18321838
Илларион Васильевич Васильчиков18381847
Василий Васильевич Левашов18471848
Александр Иванович Чернышёв18481856
Алексей Фёдорович Орлов18561860
Дмитрий Николаевич Блудов18611864
Павел Павлович Гагарин18641872
Павел Николаевич Игнатьев18721879
Пётр Александрович Валуев18791881
Михаил Христофорович Рейтерн18811886
Николай Христианович Бунге18871895
Иван Николаевич Дурново18951903
Сергей Юльевич Витте19031906
Председатели Совета министров Российской империи
Сергей Юльевич Витте24 октября 190522 апреля 1906
Иван Логгинович Горемыкин22 апреля 19068 июля 1906
Пётр Аркадьевич Столыпин8 июля 19065 сентября 1911
Владимир Николаевич Коковцов5 сентября 191131 января 1914
Иван Логгинович Горемыкин31 января 191420 января 1916
Борис Владимирович Штюрмер20 января 191610 ноября 1916
Александр Фёдорович Трепов10 ноября 191627 декабря 1916
Николай Дмитриевич Голицын27 декабря 191628 февраля 1917
Председатели Временного правительства России
Георгий Евгеньевич Львов10 марта 19178 июля 1917
Александр Фёдорович Керенский8 июля 191726 октября 1917
Председатель Совета народных комиссаров РСФСР
Владимир Ильич Ленин27 октября (ст. ст.) 191730 декабря 1922В 1918-1920 гг. на части территории страны действовали альтернативные правительства, возглавляемые Н. Д. Авксентьевым, П. В. Вологодским, В. Н. Пепеляевым; фактически c 1922 г. обязанности исполнял Лев Борисович Каменев[источник не указан 614 дней]

ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечанияИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Председатели Совета народных комиссаров СССРПредседатели Совета народных комиссаров РСФСР
Владимир Ильич Ленин30 декабря 192221 января 1924фактически обязанности исполнял Лев Борисович КаменевВладимир Ильич Ленин30 декабря 192221 января 1924фактически обязанности исполнял Лев Борисович Каменев
Алексей Иванович Рыков2 февраля 192419 декабря 1930Алексей Иванович Рыков2 февраля 192418 мая 1929
Сергей Иванович Сырцов18 мая 19293 ноября 1930
Вячеслав Михайлович Молотов19 декабря 19306 мая 1941Даниил Егорович Сулимов3 ноября 193022 июля 1937
Николай Александрович Булганин22 июля 193717 сентября 1938
Василий Васильевич Вахрушев29 июля 19392 июня 1940в 1938—1939 исполняющий обязанности
Иосиф Виссарионович Сталин6 мая 19415 марта 1953Иван Сергеевич Хохлов2 июня 194023 июня 1943фактически c 1942 обязанности исполнял Константин Дмитриевич Памфилов
Алексей Николаевич Косыгин23 июня 194323 марта 1946
Председатели Совета Министров РСФСР
Михаил Иванович Родионов19461949
Председатели Совета Министров СССРБорис Николаевич Черноусов19491952
Георгий Максимилианович Маленков6 марта 19538 февраля 1955Александр Михайлович Пузанов19521956
Николай Александрович Булганин8 февраля 195527 марта 1958Михаил Алексеевич Яснов19561957
Фрол Романович Козлов19571958
Никита Сергеевич Хрущёв27 марта 195815 октября 1964Дмитрий Степанович Полянский19581962
Алексей Николаевич Косыгин15 октября 196423 октября 1980Геннадий Иванович Воронов19621971
Николай Федорович Васильев и
Алексей Михайлович Школьников
19711971Первые заместители председателя (исполняющий обязанности не назначался)
Михаил Сергеевич Соломенцев19711983
Николай Александрович Тихонов23 октября 198027 сентября 1985Виталий Иванович Воротников19831988
Николай Иванович Рыжков27 сентября 198526 декабря 1990Александр Владимирович Власов19881990
Премьер-министр СССРИван Степанович Силаевиюнь 199026 сентября 1991
Валентин Сергеевич Павлов14 января 199122 августа 1991
Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССРОлег Иванович Лобов20 сентября 199115 ноября 1991исполнял обязанности
Иван Степанович Силаев24 августа 199120 сентября 1991Правительство РСФСР
Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССРБорис Николаевич Ельцин6 ноября 199125 декабря 1991
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
руководил Правительством в качестве Президента РСФСР
Иван Степанович Силаев20 сентября 199126 декабря 1991

ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИмяНачало полномочийОкончание полномочийПримечания
Лица, возглавлявшие Правительства Российской Федерации
(см. также Глава Правительства Российской Федерации)
Борис Николаевич Ельцин25 декабря 1991
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
15 июня 1992руководил Правительством в качестве Президента Российской Федерации
Егор Тимурович Гайдар15 июня 199215 декабря 1992Исполняющий обязанности
Виктор Степанович Черномырдин14 декабря 199223 марта 1998в январе — декабре 1993 должность называлась «Председатель Совета министров — Правительства Российской Федерации»
Сергей Владиленович Кириенко23 марта 199823 августа 199823-го марта назначен, 24-го апреля утвержден
Виктор Степанович Черномырдин23 августа 199811 сентября 1998Исполняющий обязанности
Евгений Максимович Примаков11 сентября 199812 мая 1999
Сергей Вадимович Степашин12 мая 19999 августа 199912-го мая назначен, 19-го мая утвержден
Владимир Владимирович Путин9 августа 19997 мая 20009-го августа назначен, 16-го августа утвержден[1]. С 31 декабря 1999 — исполняющий обязанности Президента Российской Федерации; Правительством фактически руководил первый заместитель Председателя Михаил Михайлович Касьянов
Михаил Михайлович Касьянов7 мая 200024 февраля 2004исполнял обязанности с 7 по 17 мая 2000 года
Виктор Борисович Христенко24 февраля 20045 марта 2004Исполняющий обязанности
Михаил Ефимович Фрадков5 марта 200414 сентября 2007C 7 мая по 12 мая 2004 и с 12 сентября по 14 сентября 2007 — исполняющий обязанности
Виктор Алексеевич Зубков14 сентября 20078 мая 2008C 7 мая по 8 мая 2008 — исполняющий обязанности
Владимир Владимирович Путин8 мая 20087 мая 2012
Виктор Алексеевич Зубков7 мая 20128 мая 2012C 7 мая 2012 по 8 мая 2012 — исполняющий обязанности
Дмитрий Анатольевич Медведев8 мая 2012

Правительство — Википедия

Об одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал).
Страны по формам государственного правления. По данным на 2006.
     Президентские республики, полная власть президента      Президентские республики, исполнительная власть президента зависит от парламента      Смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские)      Парламентские республики      Парламентарные конституционные монархии, в которых монарх не обладает реальной властью      Конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте      Абсолютные монархии      Республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией      Государства, где не существует основного закона по правительству, или военные диктатуры      Государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определению

Прави́тельство — высший[1][2][3][4]коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления[1].

Правительство возглавляет глава правительства, который может являться одновременно главой государства; в разных странах именуется по-разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».

Основная задача правительства — приводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.

Классификация правительств[править | править код]

Политологи и специалисты по международным отношениям издревле старались создать классификацию правительств[5].

На первый взгляд определение формы государственного правления довольно просто, так как обычно она закреплена законодательно. США — президентская республика, а СССР — советская республика; с другой стороны, иногда о форме правления нет консенсуса даже внутри неё[6].

Сложности также могут вызывать местные особенности (консерватизм в США имеет мало общего с остальным миром; в других странах американский «консерватизм» называют либерализмом или неолиберализмом[7].

Помимо этого, у каждого типа есть нюансы и спорные стороны. В частности, США — не чисто капиталистическое общество, так как государство предоставляет услуги гражданам. Наконец, мнение о конкретных правительствах отличается у разных людей; встречаются мнения, согласно которым та же США является не демократией, а плутократией, так как ею управляют богачи[8]. Даже наиболее либеральные правительства ограничивают политический активизм, и даже наиболее тиранические тоталитарные общества хоть в чём-то не полностью контролируют своих граждан.

Формы государственного правления[править | править код]

Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:

Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившейся структуры управления в различных странах.

Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).

Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.

Принципы формирования правительства в разных странах[править | править код]

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

В президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент. В странах с парламентарной формой государственного правления, а также в части республик со смешанной формой глава государства не входит в систему органов исполнительной власти. Однако он имеет полномочия, относящиеся к сфере исполнительной власти. Что касается ряда стран со смешанной формой государственного правления (Польша, Россия, Румыния, Франция и др.), то в них существует так называемый дуализм исполнительной власти.

Парламентская и смешанная формы правления[править | править код]

Конституции государств с парламентской и смешанной формами правления предусматривают две процедуры формирования правительств. Эти процедуры состоят из определённых совместных действий парламента и главы государства при образовании правительства. Однако содержание этих действий отличается.

Первая процедура

Эта процедура берёт начало в Великобритании и долгое время была почти общепринятой, с модификациями для различных стран. По этой процедуре глава государства формально по своему усмотрению назначает премьер-министра и по предложению последнего — других членов правительства. Парламент на это назначение не влияет. Правительство действует до тех пор, пока парламент не проголосует против принципиально важного вопроса, предложенного правительством, или примет отдельную резолюцию о недоверии правительству (вотум недоверия). И хотя правительство может продолжать свою работу, однако на практике оно уходит в отставку, потому что его действия будут парализованы из-за парламентской обструкции.

В ряде стран есть необходимость получения правительством инвеституры в парламенте. Для этого глава правительства, которого назначил глава государства, должен представить парламенту состав правительства и/или подать правительственную программу. Если парламент одобрит предлагаемое, правительство получает инвеституру.

Вторая процедура

При этой процедуре роль парламента при формировании правительства является определяющей, начиная уже с начальной стадии. В некоторых странах, например в ФРГ, парламент может не поддержать предложенную главой государства кандидатуру руководителя правительства. Тогда парламент по соответствующей процедуре сам формирует правительство.

В других странах такого типа выдвижение и согласование кандидатур на правительственные должности зависит только от политических партий и их парламентских фракций. Как правило, на должность премьер-министра выдвигается лидер партии парламентского большинства, или по согласованию между партиями-членами парламентской коалиции — лидер одной из этих партий. Только в случае, когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте, роль главы государства является решающей. Существование правительства зависят от парламентского большинства.

Президентская форма правления[править | править код]

В странах с президентской формой правления, например США, применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств. Особенностью «классической» президентской республики является то, что полномочия главы государства и главы кабинета совмещены и находятся в руках президента, а должность премьер-министра отсутствует. Парламент не принимает непосредственного участия в процессе формирования кабинета или его участие в этом плане ограничено.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.

Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (монархом, президентом) или премьер-министром (главой правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства государственных образований, входящих в состав федерации. Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившейся структуры управления в различных странах.

Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких партий. Как правило, оно функционирует на основе коалиционного соглашения.

Внутренняя организация[править | править код]

Независимо от функций правительства, внутреннюю организацию государства можно разделить на:

  • Унитарное государство в чистом виде без внутреннего административного деления; из государственной власти имеется только правительство;
  • Централизованное унитарное государство: разделено на административные районы, в которых руководители назначаются правительством в одностороннем порядке;
  • Федеративное государство, государство из суверенных и автономных образований, которые делегируют часть своих функций, полномочий и суверенитета центральному правительству для формирования союза, государств или территориальных организаций, которые объединяются в федерацию и обычно теряют право на отделение;
  • Конфедерация, соединение двух или более суверенных и независимых государств или территориальных образований, которые делегируют часть своих функций, полномочий и суверенитета центральному правительству; в отличие от федеративных государств, члены конфедерации часто сохраняют за собой право на отделение и обладают большей степенью суверенитета.
В странах, показанных синим, присутствует «выборная демократия» в 2013 году по результатам исследования Freedom House[9].

Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.

Коалиционное правительство[править | править код]

Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.

Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция). Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.

Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил. Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с 2009), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в 1966—1969 и 2005—2009 действовала большая коалиция ХДС и СДПГ) и Ирландии.

Правительство меньшинства[править | править код]

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Наиболее правительства меньшинства распространены в странах Вестминстерской системы, так, в Канаде, когда ни одна партия не получает большинства, крупнейшая по числу мест партия формирует правительство меньшинства при парламентской поддержке малых сил. В Великобритании, однако, после выборов 1974, на которых ни одна партия не получила большинства, были назначены новые выборы, давшие возможность образования правительства большинства. Несмотря на это, с 2007 по 2011 год в Шотландии Шотландская национальная партия возглавляла правительство меньшинства из-за невозможности сформировать коалицию в парламенте, хотя в Уэльсе по итогам выборов того же года был сформирован коалиционный кабинет в составе лейбористов и Партии Уэльса.

Правительство большинства[править | править код]

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Наиболее часто такое правительство встречается при двухпартийной системе, в частности, при Вестминстерской системе в Великобритании, на Мальте, в англоязычных странах Вест-Индии. Фактически правительство большинства формируется и при устойчивой коалиции двух или более партий, так, в Австралии между Либеральной партией и Национальной партией на федеральном уровне.

Правительство национального единства[править | править код]

Правительство национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий. Чаще всего образуются в кризисные периоды (во время войн, экономических проблем или для предотвращения раскола страны).

Так, правительства национального единства действовали в Великобритании в 1931—1945 (сформированное консерваторами, либералами и частью лейбористов во время Великой депрессии и Второй мировой войны), в Канаде в период Первой мировой войны под руководством Роберта Лэрда Бордена (хотя без участия части оппозиционных либералов), в Израиле в период Шестидневной войны, в Кении с 2008 для разрешения политического кризиса, вызванного результатами президентских выборов, в США в период Гражданской войны в 1864—1868 в качестве Партии Национального Союза, руководимой Авраамом Линкольном.

Правительство в изгнании[править | править код]

Прави́тельство в изгна́нии — «правительствообразная» политическая группа, которая провозглашает себя легитимным правительством страны, но в силу различных причин не имеет реальной власти. Правительства в изгнании обычно функционируют с расчётом на то, что когда-нибудь они вернутся в свои страны и получат там власть в свои руки. Правительства в изгнании часто возникают в ходе государственных переворотов, гражданских войн, а также военных оккупаций. Правительства в изгнании часто имеют ограниченное признание со стороны других сил или не имеют его вообще.

  1. 1 2 Экономика. Толковый словарь. / д. э. н. Осадчая И.М. — Москва: ИНФРА-М, 2000.
  2. И. С. Масликов. Юридический словарь. — Дашков и Ко, 2010. — ISBN 978-5-394-01098-9.
  3. Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах.. — АСТ. — Т. 3. — ISBN 5-17-035822-9.
  4. ↑ Большой энциклопедический словарь / Прохоров, Александр Михайлович. — Большая Российская энциклопедия, 2002. — ISBN 5-85270-160-2.
  5. ↑ Lewellen, Ted C. Political Anthropology: An Introduction Third Edition. Praeger Publishers; 3rd edition (30 November 2003)
  6. Comparative politics : interests, identities, and institutions in a changing global order, Jeffrey Kopstein, Mark Lichbach (eds.), 2nd ed, Cambridge University Press, 2005, ISBN 0-521-70840-0, p. 4
  7. ↑ Leo P. Ribuffo, «20 Suggestions for Studying the Right now that Studying the Right is Trendy, » Historically Speaking Jan 2011 v.12#1 pp 2-6, quote on p. 6
  8. ↑ «Plutocrats — The Rise of the New Global Super-Rich and the Fall of Everyone Else» Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine Chrystia Freeland is Global Editor-at-Large at Reuters news agency, following years of service at the Financial Times both in New York and London. She was the deputy editor of Canada’s Globe and Mail and has reported for the Financial Times, Economist, and Washington Post. She lives in New York City.
  9. ↑ Freedom in the World (неопр.) (PDF). Дата обращения 14 февраля 2013. Архивировано 3 февраля 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *