13 предшественников Мишустина. Чем запомнились российские премьер-министры от Ельцина до Медведева
Иван Силаев. 15 июня 1990-го — 26 сентября 1991-го
Фото © ТАСС / Куцылло Константин
Иван Силаев запомнится как последний советский премьер-министр России при доживающем СССР. Сперва считался верным сторонником Бориса Ельцина. Но очень быстро их взгляды разошлись. Как говорят, причина конфликта была в будущем Советского Союза, Силаев выступал против его роспуска. Осенью 1991 года, поругавшись с Ельциным, ушёл работать в Правительство СССР.
Борис Ельцин. 6 ноября 1991-го — 15 июня 1992-го
Фото © ТАСС / Александра Чумичева, Александра Сенцова
Развал СССР, обвал цен, обесценивание сбережений, угроза голода и шоковая терапия. Весь кошмар, который простые люди пережили в начале 90-х, пришёлся на премьерство Бориса Ельцина. Хотя официально он пост главы правительства не занимал, а совмещал его с президентским. Будучи сверхпопулярным в тот момент политиком, он прикрывал своим авторитетом вице-премьера и реформатора Егора Гайдара. Обещанные реформы вместо общества капиталистического изобилия принесли бедность миллионам жителей России. Ельцин на посту премьера отметился фразой «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров».
Егор Гайдар. 16 июня 1992-го — 13 декабря 1992-го
Фото © «Википедия»
Егор Гайдар стал культовой фигурой. Для реформаторов он превратился в икону нового мышления и капиталистических преобразований. Для консерваторов Гайдар был хуже дьявола. Его обвиняли в разрушении государства, грабительской приватизации и чуть ли не в намеренном геноциде населения. Истина где-то посередине. Однако на посту премьера Егор Гайдар не продержался и года — его сняли под давлением тогдашнего парламента, Съезда народных депутатов.
Виктор Черномырдин. 14 декабря 1992-го — 23 марта 1998-го
Фото © «Википедия»
Черномырдин был министром газа в СССР и основал «Газпром» в 1985 году. В 1990-е Виктор Черномырдин был неразлучным премьер-министром Бориса Ельцина. Экономическая ситуация в стране выровнялась, и то время связывали с надеждами на стабильность. Премьерство Черномырдина закончилось незадолго до августовского дефолта 1998 года. Больше всего Черномырдин запомнился своими легендарными афористическими высказываниями, которые разошлись в народе. Одна из самых известных и до сих пор актуальных его фраз — «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Сергей Кириенко. 23 марта 1998-го — 23 августа 1998-го
Сергей Кириенко стал премьер-министром в 36 лет. На посту премьера он пробыл 121 день. Его правительство ушло в отставку через неделю после дефолта августа 1998 года.
Евгений Примаков. 11 сентября 1998-го — 12 мая 1999-го
Фото © «Википедия»
После отставки Сергея Кириенко президент Борис Ельцин дважды пытался вернуть на пост премьера Виктора Черномырдина. Но кандидатуру отклоняла Госдума. Тогда премьером стал глава МИД Евгений Примаков. Известный учёный и дипломат занимал резкую для тех лет внешнеполитическую позицию. Все 90-е российская власть соглашалась с предложениями США. А Примаков стал первым, кто совершил разворот внешнеполитического курса. Причём развернул он его буквально. Примаков узнал, что США начали бомбить Югославию, когда он летел в Вашингтон с официальным визитом. Примаков приказал разворачиваться над Атлантикой и возвращаться в Москву.
Сергей Степашин. 12 мая 1999-го — 9 августа 1999-го
Фото © ТАСС / Шарифулин Валерий
Сергей Степашин пробыл на посту премьера всего 82 дня. Сперва его кандидатуру даже рассматривали как возможного преемника Бориса Ельцина. Но закрепиться наверху и победить в подковёрной политической борьбе Степашину не удалось. Время его премьерства запомнилось бензиновым кризисом и прозвищем Степашка, которое он получил у журналистов. После ухода с поста главы правительства возглавил Счётную палату. А с 2014 года возглавляет Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Владимир Путин. 9 августа 1999-го — 7 мая 2000-го
Фото © ТАСС / Александра Чумичева, Александра Сенцова
Борис Ельцин назначает на пост премьера руководителя ФСБ Владимира Путина. И почти сразу же называет его своим преемником. По мнению Ельцина, только Путин сможет консолидировать общество. И уже вскоре Владимир Путин становится исполняющим обязанности президента. В новогоднюю ночь Борис Ельцин досрочно уйдёт в отставку.
Михаил Касьянов. 7 мая 2000-го — 24 февраля 2004-го
Фото © ТАСС / Пронин Андрей
Михаил Касьянов пришёл в кресло премьера с должности министра финансов. Он поставил своеобразный рекорд, продержавшись на своём посту четыре года. После Виктора Черномырдина никто не мог похвастаться столь продолжительной премьерской карьерой. Касьянов и его кабинет запомнились рядом удачных экономических реформ. А также обидным прозвищем Миша 2% — так недоброжелатели прозвали Касьянова, намекая на его долю в коррупционных схемах. Касьянов покинул пост накануне второго президентского срока Владимира Путина. Как считают, причина в расхождениях взглядов премьера и президента на дела ЮКОСа.
Виктор Христенко. 24 февраля 2004-го — 5 марта 2004-го
Вице-премьер Виктор Христенко на посту премьера ничем особым не запомнился. Разве что рекордно малым сроком пребывания у власти — всего девять дней. Его кандидатуру не выносили в Госдуму на обсуждение. Христенко был лишь переходным кандидатом, пока в Кремле искали замену ушедшему Касьянову.
Михаил Фрадков. 5 марта 2004-го — 14 сентября 2007-го
Фото © Президент России
Премьерство Михаила Фрадкова пришлось на период быстрого экономического роста. Его пребывание на посту запомнится скандальной монетизацией льгот — реформа вызвала массовое возмущение населения. При Фрадкове запустили первые нацпроекты. А в правительстве появился Дмитрий Медведев. Ближе к финалу премьерства Фрадкова началась политическая борьба за роль будущего преемника. Поэтому Михаил Фрадков сам попросился в отставку, чтобы у Владимира Путина «не было никаких ограничений в принятии решений и устраивании властной конфигурации». После отставки возглавил Службу внешней разведки.
Виктор Зубков. 14 сентября 2007-го — 8 мая 2008-го
Фото © Президент России
Виктор Зубков выполнял роль технического премьера в ситуации, когда за должность преемника боролись вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Имя будущего премьер-министра при этом уже было известно. Правительство Зубкова проработало всего восемь месяцев. Запомнилось тем, что среди министров впервые за долгое время появились две женщины — Татьяна Голикова и Эльвира Набиуллина.
Владимир Путин. 8 мая 2008-го — 7 мая 2012-го
Фото © ТАСС / Астапкович Владимир
Владимир Путин вернулся на должность премьер-министра. И следующие четыре года страна жила в условиях тандемократии. Политологами подчёркивалось, что страной управляет тандем, то есть совместно новый президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. На время премьерства Путина пришёлся мировой экономический кризис 2008 года. На посту главы правительства он пробыл четыре года, после чего вернулся в кресло президента.
Дмитрий Медведев. 8 мая 2012-го — 15 января 2020-го
Дмитрий Медведев поставил рекорд среди премьеров современной России. Должность главы правительства он занимал восемь лет. Премьер-министр запомнился фотографиями в своём инстаграме. А также тем, что быстро стал героем различных мемов. По соцсетям активно постили кадры, где Медведев спит на открытии Олимпиады в Сочи. Также крылатой стала фраза Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь». Правительство Медведева подало в отставку после того, как президент в Послании Федеральному собранию предложил внести изменения в конституцию. Теперь главой правительства стал Михаил Мишустин. А Дмитрия Медведева назначили на должность зампредседателя Совета безопасности.
Артур Матвеев
Глава правительства — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.
Глава правительства — главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Нынешний рекорд самого многолетней работы главой правительства в демократическом государстве поставил Таге Эрландер (премьер-министр Швеции с 1946 по 1969 гг., в общей сложности 23 года без перерыва). Он победил на всех восьми выборах и ушёл в отставку из-за возраста.
Среди всех глав правительств рекорд по продолжительности непрерывного правления принадлежит действующему премьер-министру Бахрейна Халифа ибн Салман Аль Халифа, возглавлявшему правительство с 1970 года по настоящее время.
В полупрезидентских системах глава правительства может являться как главой государства, так и представителем законодательной власти (напр., парламента). Примером может служить Пятая Французская республика (с 1958), где Président de la République (с фр. — «Президент республики») назначает премьер-министра, но должен выбрать кого-то, кто может проводить госзаказы и иметь поддержку национальной ассамблеи. Если оппозиция контролирует Национальную Ассамблею (а следовательно, и финансирование парламента и бо́льшую часть законодательных актов), то президент, по сути, вынужден выбирать премьер-министра из оппозиции; в таких случаях, известных как сожительство, правительство контролирует внутреннюю политику, тогда как президент вынужден ограничиться внешней политикой и исполнительной властью.
Премьер-министр Израиля — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Премьер-министр Израиля — государственная должность, существующая с момента объявления независимости в 1948 году по настоящее время.
Премьер-министр Израиля является главой правительства. В соответствии с основным законом «О правительстве», Президент Израиля, в течение семи дней после окончания выборов в Кнессет, после консультаций с лидерами политических партий получивших представительство, поручает формирование правительства одному из членов Кнессета, как правило лидеру фракции, получившей большинство мест в парламенте. Кандидат формирует правительственную коалицию в Кнессете, представляет свой вариант состава кабинета, и, в случае получения вотума доверия, становится главой правительства. В период 1996—2001 годов премьер-министр избирался гражданами напрямую, выборы главы правительства проходили параллельно с парламентскими.
Должность премьер-министра за всю историю занимали двенадцать человек, пятеро из которых избирались на два не следующих друг за другом срока. Один человек, Игаль Алон, был только исполняющим обязанности премьер-министра. Двое других занимавших эту должность политиков позже становились премьер-министрами.
|
- ↑ В 1965 партия Мапай объединилась с Ахдут ха-Авода для создания лейбористского союза, позже получившего название Маарах.
- ↑ 1 2 Леви Эшколь умер, находясь на посту премьер-министра. До избрания следующего главы правительства (Голды Меир), Игаль Алон был исполняющим обязанности премьер-министра.
- ↑ В декабре 1976 Ицхак Рабин подал в отставку и назначил досрочные выборы. После переизбрания на должность лидера Маараха, он отказался от участия в выборах 7 апреля 1977, но остался премьер-министром до формирования правительства Менахема Бегина.
- ↑ 1 2 После парламентских выборов 1984 года, Ликуд и Маарах достигли коалиционного соглашения, согласно которому должность премьер-министра будут поочередно занимать их представители. Первые два года премьер-министром был Шимон Перес из Маараха, после него — Ицхак Шамир. После выборов 1988 года Ликуд получил возможность самостоятельно руководить страной, и Ицхак Шамир снова стал премьер-министром.
- ↑ 1 2 Ицхак Рабин был убит находясь на посту премьер-министра. Шимон Перес был и.о. премьер-министра до 22 ноября 1995.
- ↑ 21 ноября 2005, Ариэль Шарон вместе с некоторыми другими министрами покинул Ликуд из-за разногласий, связанных с независимостью сектора Газа и переговорами о статусе территорий на западном берегу реки Иордан. Шарон сформировал новую партию, Кадима, которая одержала победу на выборах в марте 2006. Шарон остался на посту премьер-министра.
- ↑ 1 2 В результате того, что Ариэль Шарон перенес инсульт 4 января 2006 и впал в кому, Эхуд Ольмерт стал временно исполняющим обязанности премьер-министра (ивр. ממלא מקום ראש הממשלה בפועל) с 4 января (см. Knesset. Governments of Israel (англ.). Дата обращения 24 июня 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.) до 14 апреля, согласно закону о правительстве Основных законов Израиля: «Если Премьер-Министр временно не может исполнять свои функции, его место занимает временно исполняющий обязанности Премьер-Министра. По прохождении 100 дней, в течение которых премьер-министр не смог возобновить выполнение своих функций, премьер-министр будет признан полностью неспособным осуществлять свои функции.» Основной Закон: Правительство, пункт 16b В случае с Шароном это произошло 14 апреля 2006, и Ольмерт стал и. о.премьер-министра.
Да, господин министр — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Да, господин министр» (англ. Yes Minister) и его продолжение «Да, господин премьер-министр» (англ. Yes, Prime Minister) — британский сатирический телевизионный сериал, завоевавший широкую известность. Авторами сценария были британские писатели и сценаристы Джонатан Линн и Энтони Джей. После выхода сериалов были опубликованы одноименные книги, созданы адаптации для радио.
Сериал в форме сатиры, рассказывает о работе и личной жизни министра (вымышленного) департамента административных дел Джеймса Хэкера. Сюжет и большинство шуток использует тему манипулирования министром его заместителями, помощниками и собственной женой. Другая тема, проходящая красной нитью через сериал, — виртуозная демагогия и очковтирательство вместо реальной работы административного аппарата правительства. Министр выглядит несколько чудаковатым, мягкотелым человеком, легко поддающимся чужому влиянию.
Так, например, в серии «Большой брат» Хэкер поставлен в щекотливое положение. Ему необходимо объяснить налогоплательщикам необходимость разработки национальной базы данных, хранящей персональные данные жителей и обосновать затраты в миллионы фунтов. Одновременно нужно уйти от обвинений в посягательстве на личную жизнь граждан.
- Джеймс Хэкер, министр административных дел, позднее премьер-министр (Пол Эддингтон).
- Сэр Хамфри Эплби, постоянный заместитель министра административных дел, позднее секретарь кабинета (Найджел Хоторн).
- Бернард Вули, личный секретарь Хэкера (Дерек Фолдс).
- «Да, господин министр» — 1981—1984.
- «Да, господин премьер-министр» — 1986—1988.
- «Да, господин министр» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Линн Дж., Джей Э. Да, господин министр. М., Международные отношения, 1989
- Линн Дж., Джей Э. Да, господин министр. М., Римис, 2005
- Линн Дж., Джей Э. Да, господин премьер-министр. М., Римис, 2007
Премьер-министр Канады — Википедия
Премье́р-мини́стр Кана́ды (англ. Prime Minister of Canada, фр. Premier ministre du Canada) — глава канадского правительства, по обыкновению является главой политической партии, обладающей наибольшим числом кресел в Палате общин Канады. Премьер-министр пожизненно носит титул Достопочтенный.
Действующим премьер-министром является Джастин Трюдо; он дал присягу 20 октября 2015 года и стал 23-м премьер-министром со времени образования конфедерации, а его Либеральная партия получила 184 из 338 кресел на федеральных выборах 2015.
Предыдущим премьер-министром был Стивен Харпер; с 6 февраля 2006 до 19 октября 2015 года, он был 22-м премьер-министром со времени образования конфедерации, его Консервативная партия получила 125 из 308 кресел на федеральных выборах 2006, оставшись правящим меньшинством и после объявленных в 2008 г. новых выборов. На выборах 2 мая 2011 она получила большинство мест в Палате общин.
Премьер-министром может быть каждый канадский гражданин, обладающий избирательным правом (то есть в возрасте от 18 лет). По обычаю премьер-министр является также депутатом, заседающим в Палате общин, хотя двое премьер-министров правили, будучи выходцами из Сената: это сэр Джон Джозеф Колдуэлл Эббот и сэр Макензи Боуэлл. Если премьер-министру не удаётся получить себе кресло, второстепенный депутат в неоспоримом округе обыкновенно подаёт в отставку для начала частичных выборов и выставления на них премьер-министром своей кандидатуры и получения кресла. Однако если глава партии власти уходит в отставку чуть раньше выборов, а новый глава не депутат, последний обычно ждёт проведения всеобщих выборов до того, как получить кресло в Палате общин. Например, Джон Тёрнер немного поработал премьер-министром в 1984, не являясь депутатом Палаты общин; переполненный иронией, он получает кресло на выборах, которые отстраняют его от власти. Официальное местожительство премьер-министра — аллея Сассекс, 24 в Оттаве (Онтарио). Там жили все премьер-министры, начиная с Луи Сен-Лорана в 1951. Премьер-министр имеет также второе местожительство на озере Харрингтон в парке Гатино около Оттавы.
Когда-то существовала традиция, по которой монарх жаловал канадскому премьер-министру рыцарский титул. Таким образом, некоторые из них имеют титул «сэр» (восемь первых премьер-министров, лишь Александр Макензи отказался стать рыцарем). После решения Никла в 1919 канадским гражданам стало запрещено получать британские дворянские титулы; последним премьер-министром, произведённым в рыцари, является Роберт Лэрд Борден, находившийся у власти, когда было принято решение Никла.
Премьер-министр не имеет постоянного по продолжительности срока полномочий. Премьер-министр должен подать в отставку только тогда, когда партия оппозиции получает большинство кресел в Палате общин. Если его партия теряет вотум доверия, премьер-министр может подать в отставку (позволяя другой партии формировать правительство), но чаще всего он просит генерал-губернатора распустить парламент и назначить всеобщие выборы. Если всеобщие выборы дают большинство кресел партии оппозиции, премьер-министр, полномочия которого истекли, может попытаться получить поддержку другой партии для сохранения власти или подать в отставку и позволить партии, получившей больше всего кресел, формировать правительство. В новейшее время обычно применяется последний вариант, но это не является обязательным конституционным правилом.
Выборы депутатов в Палату общин (всеобщие выборы) объявляются не позднее чем через пять лет (кроме случаев войны или восстания) после последних всеобщих выборов; однако премьер-министр может просить генерал-губернатора объявить выборы в любой момент. Ни один генерал-губернатор не отказывал такой просьбе с 1926 (см. дело Кинга — Бинга). Обыкновенно, когда у власти правящее большинство, выборы проходят каждые 3 с половиной года — 5 лет. Если власть у правящего меньшинства, вотум недоверия в Палате общин может привести к скорым выборам (9 месяцев в случае с правительством меньшинства Джо Кларка в 1979—1980).
Принимая во внимание, что премьер-министр в любом случае является членом правительства Канады, обладающим наибольшей властью, его или её иногда ошибочно называют главой государства Канада. Главой канадского государства является Елизавета II, королева Канады, представленная генерал-губернатором Канады. Премьер-министр является главой правительства.
В канадской конституции пост премьер-министра Канады не упоминается нигде, кроме недавно добавленного условия, обязывающего его встречаться с премьер-министрами провинций. В современной Канаде, однако, к его ответственности широко относятся обязанности, которые конституция устанавливает как находящиеся в ведении генерал-губернатора (действующего в качестве фиктивного деятеля). Должность, обязанности, ответственности и полномочия премьер-министра Канады были установлены во время канадской конфедерации по примеру существовавшего поста премьер-министра Соединённого королевства. Со временем роль премьер-министра Канады совершила эволюцию, получая всё больше и больше власти.
Премьер-министр играет важную роль в большей части законодательства, принимаемого Парламентом Канады. Большинство канадских законов берут своё начало в Кабинете министров Канады, корпусе, назначаемом премьер-министром, главным образом, из депутатов своей собственной партии. Кабинет министров должен иметь «единодушное» согласие по всем решениям, которые им принимаются, но на практике именно премьер-министр решает, достигнуто ли единодушие. Депутат, избранный в Палату общин Канады, по обыкновению следует жёсткой дисциплине своей партии, и голосование вопреки линии партии может иметь серьёзные последствия вплоть до исключения из партии. Большинство голосований в Палате общин трактуются как вотумы доверия, рождающие климат политической солидарности из стратегической необходимости.
Премьер-министр (и его кабинет) по существу контролирует назначения на следующие посты:
- все члены совета министров;
- вакантные кресла в Верховном суде Канады;
- вакантные кресла в Сенате Канады;
- все лица, управляющие компаниями короны, которых премьер-министр в любой момент может заменить;
- все послы в зарубежные страны;
- генерал-губернатор Канады;
- 10 лейтенант-губернаторов канадских провинций и три комиссара канадских территорий;
- более 3100 других правительственных постов; большинство из этих назначений делегируются членам его кабинета.
О тех, кто обладает де-факто широкой властью над Канадскими вооружёнными силами, см. одноимённую статью.
Это значительное упрочение полномочий в Кабинете премьер-министра (КПМ) приписывается бывшему премьер-министру Пьеру Трюдо, хотя эволюция в этом смысле наблюдается на протяжении всей канадской истории. КПМ включает политических и административных служащих премьер-министра, нанимаемых полностью по усмотрению премьер-министра. КПМ имеет значительное влияние при создании координации сообщений с другими лицами политической арены, а также с центральной машиной партии. Его положительным действием может быть продуктивный парламент, но он порождает, в свою очередь, и законную критику за слишком централизованную власть в правительствах большинства и КПМ.
Недавно некоторые канадцы и некоторые депутаты начали раздумывать о полномочиях, которые Конституция Канады приписывает премьер-министру. В частности, их цель — найти средство изменения ослабевшей роли депутатов, избранных в Палату общин, создать парламентский комитет для пересмотра назначений в Верховный суд и отменить или радикально реформировать Сенат. В книге The Friendly Dictatorship (Дружелюбная диктатура), опубликованной в 2001, летописец государственных дел Джеффри Симпсон показывал потенциальные угрозы, перечисляя то, что, как он утверждает, свидетельствует о почти абсолютной власти, предоставленной премьер-министру.
У власти премьер-министра есть границы. Возмущение кабинета министров или закрытого собрания членов политической партии довольно быстро свергнет премьер-министра, и даже угроза возмущения может заставить премьер-министра подать в отставку, как и случилось с Жаном Кретьеном в 2003. Премьер-министр также ограничен и так ослабленным Сенатом. Сенат может навязывать законопроектам отсрочки и препятствия, что и произошло, когда Брайан Малруни ввёл Налог на продукты и услуги (НПУ). В большинстве случаев конфликты произошли потому, что в Сенате господствовали члены, назначенные предыдущими правительствами. Вышеупомянутые премьер-министры быстро изменяли состав Сената в свою сторону градом сенаторских назначений для обеспечения прохождения своих законопроектов.
Наиболее часто представляемый аргумент в пользу премьер-министра связан с федеральной структурой страны. Канада — одна из наиболее децентрализованных федераций в мире, и провинциальные премьер-министры имеют много власти. Провинциальными премьер-министрами должны быть одобрены конституционные изменения, и с ними должны советоваться при любой новой инициативе в их сфере полномочий, включая некоторые важные сектора, как, например, здравоохранение и просвещение. В свете таких региональных сил, как квебекское сепаратистское движение, некоторые утверждают, что необходим государственный противовес для нейтрализации этого давления.
Ныне живущие бывшие премьер-министры[править | править код]
В настоящее время живы семеро бывших премьер-министров Канады. Они представлены в хронологическом порядке:
Премьер-министр Польши — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Председатель Совета Министров Республики Польша (польск. Prezes Rady Ministrów Rzeczypospolitej Polskiej) согласно Конституции Республики Польша от 2 апреля 1997 года (ст. 148):
- представляет Совет Министров,
- руководит работами Совета Министров,
- издаёт распоряжения,
- обеспечивает реализацию политики Совета Министров и определяет способы eё осуществления,
- координирует и контролирует работу членов Совета Министров,
- осуществляет надзор за территориальным самоуправлением в пределах и формах, определённых Конституцией и законами,
- является начальником по службе для работников правительственной администрации[1].
Список руководителей правительства Польши[править | править код]
Королевство Польское (1916—1918)[править | править код]
Королевство Польское (польск. Królestwo Polskie, нем. Königreich Polen) — марионеточное государство, основанное Актом от 5 ноября 1916 года при поддержке ряда польских партий[2] и признанное Германской империей и Австро-Венгрией. Было образовано в пределах оккупированной Германией и Австро-Венгрией российской территории Царства Польского (однако без определённых границ) и существовало как государство — сателлит Германии.
Декларация обоих императоров о создании Регентского совета (польск.)русск. (польск. Rada Regencyjna), ограничила власть Германии на оккупированных территориях и должна была позволить избрать нового польского монарха. 12 сентября 1917 (1917-09-12) года была принята конституция королевства, устанавливающая монархию, двухпалатный парламент и внеполитических министров. 7 декабря 1917 (1917-12-07) пост премьер-министра (дословно — министр-президент, польск. minister-prezydent) созданного правительства занял Ян Кухажевский.
11 ноября 1918 (1918-11-11) года, в день капитуляции Германии Регентский совет передал военную власть Юзефу Пилсудскому, через три дня (14 ноября 1918 (1918-11-14) года) Пилсудский принял на себя также гражданскую власть, а Регентский совет и Временное народное правительство Польской Республики решили наделить Пилсудского полномочиями временного начальника государства (польск. Tymczasowy naczelnik państwa).
Польская Народная Республика (1918)[править | править код]
С распадом Австро-Венгерской империи 7 ноября 1918 (1918-11-07) года в Люблине была провозглашена Польская Народная Республика (польск. Polska Rzeczpospolita Ludowa), премьер-министром Временного народного правительства которой стал один из лидеров Польской социал-демократической партии Галиции и Силезии-Цешина Игнаций Дашиньский.
В то же время 11 ноября 1918 (1918-11-11) года в Варшаве Регентский совет (польск.)русск. Королевства Польского передал полномочия по управлению страной Юзефу Пилсудскому (и был распущен через 3 дня), после чего 14 ноября 1918 (1918-11-14) года народное правительство самораспустилось, передав власть Временному Начальнику государства Польского Юзефу Пилсудскому, при этом присоединившийся к Пилсудскому Игнаций Дашиньский до 17 ноября 1918 (1918-11-17) сохранял пост главы правительства, став таким образом фактически первым руководителем правительства II Речи Посполитой .
Польская Республика (1918—1939)[править | править код]
По́льская Респу́блика, также известна как Вторая Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita Polska, II Rzeczpospolita) — польское государство, восстановленное в 1918 году. Название подчёркивает непрерывную связь с Речью Посполитой (1569—1795), ликвидированной в результате её разделов между Российской империей, Прусским королевством и Австрийской империей в конце XVIII века.
Началом истории II Речи Посполитой считается 11 ноября 1918 (1918-11-11) года, когда польские отряды разоружили немецкий гарнизон в Варшаве, и вернувшийся из немецкого плена Юзеф Пилсудский принял военную власть из рук Регентского совета (польск.)русск. Королевства Польского. 14 ноября 1918 (1918-11-14) года Пилсудский принял на себя также гражданскую власть, а Регентский совет и Временное народное правительство Республики Польша наделили Пилсудского полномочиями временного начальника государства (польск. Tymczasowy naczelnik państwa). Избранный на выборах 26 января 1919 года (англ.)русск. Законодательный сейм 20 февраля 1919 (1919-02-20) года назначил Пилсудского «Начальником государства» (польск. Naczelnik państwa)[2]. Главой правительства оставался министр-президент (польск. minister-prezydent).
17 марта 1921 (1921-03-17) года учредительным сеймом была принята конституция, утвердившая республиканский строй. Был установлен двухпалатный парламент — Национальное собрание, в составе сейма и сената, избиравшийся сроком на 5 лет всеобщим, равным и тайным пропорциональным голосованием. Сейм утверждал по предложению президента (избиравшийся Национальным собранием на 7 лет) председателя совета министров (польск. Prezes Rady Ministrów Rzeczypospolitej Polskiej) и отдельных министров, и имел право их смены.
В 1926 году после государственного переворота в Польше был установлен авторитарный санационный режим во главе с Юзефом Пилсудским, сводящий на нет основные принципы, лежавшие в основе конституции.
16 января 1935 (1935-01-16) года сеймом была принята новая конституция, по которой источником и носителем государственной власти признавался президент, концентрировавший государственную власть в своём лице. Всех министров назначал президент по предложению председателя совета министров. Положение председателя совета министров в кабинете было упрочено: он руководил работой правительства и возглавлял совет министров. Он, а не совет министров, устанавливал общие принципы государственной политики, определявшие деятельность министров.
После нападения на Польшу 1 сентября 1939 (1939-09-01) года нацистской Германии правительство Польши во главе с президентом Игнацием Мостицким бежало из страны в Румынию, перейдя границу в ночь на 17 сентября 1939 (1939-09-17) года, однако было интернировано румынскими властями по требованию Германии. В этот же день СССР направил свои войска к линии Керзона в восточную часть Польши, оккупировав восточную её часть.