Картотека: Самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами.

Самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами.

Овладеть основными навыками самомассажа — для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж кистей и пальцев рук у детей — точечный, грецкими орехами, карандашами, массажными мячиками, с использованием массажных мячиков, «сухого» бассейна, природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, применение различных бытовых предметов (прищепки, ложки, щетки, расчески, бигуди и многое другое) – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; мячик должен быть максимально твёрдым.

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, — незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

Массаж грецкими орехами (шишками, камнями) С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

Массаж бусами круглой, овальной, цилиндрической формы или  пуговицами. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмичных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать бусы: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху.

Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упражнения и игры с бусами способствуют развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.

Бусы мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У неё-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь и два, и три.

 Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Упражнения с бусами.

— Положить на ладошку бусину и катать ее круговыми движениями, поочерёдно, каждым пальчиком противоположной руки.

— Перебирать бусину двумя пальчиками: большой-указательный, большой- средний, большой-безымянный, большой-мизинец.

Массаж бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Массаж ковриком «Травка» — берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка», кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту:

На полянке, на лужайке,      

Целый день скакали зайки,      (прыгают пальчики по коврику)

И катались по траве,                 (катаем ладони от основания к кончикам пальцев ) 

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,          (допрыгались и легли на коврик)

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,             (ладони по очереди ползут по коврику)

«С добрым утром» — им сказали.

Стала гладить и ласкать             (ладони поочередно гладят коврик)

Всех зайчат зайчиха мать.

Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) – в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки.

Горох. 

В ведро насыпали горох,

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль. 

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы не ножек.

По ладошке он бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно да, да, да.

Уходи колючий ёж

В темный лес, где ты живёшь.

Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Картотека игрового самомассажа для кистей и пальцев рук.

Массаж рук «Петушиная семья»

Петя, Петя-петушок

Поднял красный гребешок,

Громко-громко закричал,

К себе курочек позвал.

Курочки-пеструшки

Петю услыхали.

Быстро побежали.

А за ними и цыплятки

Побежали без оглядки.

Стали зёрнышки клевать —

Клюю-клю-клю, Клюю-клю-клю!

Травку сочную щипать –

Щип-щип, щип-щип!

А потом давай плясать-

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Качают головой вправо-влево.

Прижимают ладошки друг к другу,

Раздвинув пальцы,

приставляют их к голове («гребешок»)

Поглаживают от кисти к плечу сначала

левую руку, потом правую.

Похлопывают ладошкой левую руку, затем правую.

«Пробегают» пальчиками правой руки

по левой- по правой.

Поколачивают пальцами

сначала левую руку, потом правую.

Поглаживают левую руку.

Поглаживают правую руку.

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,

Раздаётся звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём,

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

Похлопывают ладонью правой руки

 по левой руке от кисти к плечу.

Похлопывают по правой руке.

Поколачивают правым кулачком по левой руке

от кисти плечу.

Тоже по правой руке.

Растирают правым кулаком

левую руку круговыми движениями.

Растирают правую руку.

Быстро «пробегают» пальчиками правой руки

 по левой от кисти к плечу.

«Пробегают» по правой руке.

Поглаживают ладонью левую

от кисти к плечу. Поглаживают правую руку «Тарелочки»

    Массаж пальцев рук «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!

Мы блинов напекли.

Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

Хлопают то одна рука сверху, то другая.

Поочерёдно массируют пальцы,

начиная с большого.

Массаж пальцев рук «Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой – это гусь молодой,

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот.

Вот!

Показывают правую ладошку.

Гладят левой ладонью правую.

Поочерёдно массируют каждый палец.

Машут кистями, двумя ладонями,

прикасаются ко рту, потом к животу.

Вытягивают ладошки вперёд.

Массаж рук «Мыло»

Каждый день я мыло мою, под горячею водою

И в ладонях поутру,

Сильно, сильно мыло тру.

Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!

«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу,

затем по правой руке.

Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу.

Также поглаживают правую руку.

Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так,

чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

Массаж рук «Цветы»

Как у нас на грядке,

сколько цветиков цветут:

розы, маки, ноготки,

астры — пестрые цветки,

георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Поочередно массажируют

каждый палец.

Энергично растирают

ладони и кисти рук.

Массаж кистей рук «Мышка»

Маленькая мышка в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум!» — что за шум?

Это мышка в норке хлебные ест корки.

Дети скребут ногтями по коленям.

Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

Растирают ладони друг о друга.

Массаж рук «Паук»

Диво дивное – паук, восемь ног и восемь рук.

Если надо наутёк, выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг выручают восемь рук.

(Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки – пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука.)

Массаж кистей рук «Жук»

Молча жук сидел в канавке.

Молча жук пополз по травке.

А когда он полетит – зажужжит он, загудит:

«Ж-ж-ж…»

Сидя, согнуть пальцы обеих рук, изображая жука, и положить кисти на ноги.

Двигать пальцами по ногам к коленям.

Поднимают руки и быстро шевелят пальцами.

Быстро вращают указательными пальцами и жужжат.

Массаж рук «Муравьишка»

Муравьишка по тропинке

На плече несёт травинку,

К домику не близок путь.

Помогите кто-нибудь.

Дети «пробегают» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.

А теперь пальцами левой руки по правой.

Прижимают ладони друг к другу и сильно потирают их.

Массаж пальцев рук «Полевые цветы»

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

Подорожник, василёк,

Граммофончик-вьюнок.

(Растирание круговыми движениями по типу «надеваем колечко» каждого пальца одной руки пальцами другой руки.)

Массаж пальцев рук «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб…

Не один гриб, друзья, это целая семья!

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Стучат указательным пальцем по ладони.

Потирают ладони друг о друга.

Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.

Поглаживая, выставляют все пальцы руки.

Повторить с пальцами другой руки.

Статья по логопедии на тему: «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников».

Частное дошкольное образовательное учреждение  

«Православный д/с «Покровский»

Выступление на форуме на тему:

«Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук

для развития речи дошкольников».

Подготовили:

учителя-логопеды

Шаблий Юлия Владимировна,

Русанова  Светлана Павловна

Белгород, 2016

 «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев…»

В.А.Сухомлинский

         Полноценное и своевременное формирование речи — это одно из основных условий дальнейшей успешной жизни маленького человека. Одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте  является массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук. С давних времён массаж и самомассаж использовался как лечебный метод. Например, в китайской медицине считается, что упражнения для рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.   На всей поверхности рук находится огромное количество биологически активных точек, при воздействии на которые активизируются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, приходит в норму мышечный тонус,   стимулируются тактильные ощущения.

        Массаж позволяет повысить активность  и скоординировать деятельность как левого, так и правого полушарий мозга.  И.П. Павлов считал, что тактильные ощущения играют большую роль  в развитии речи, так как несут в двигательную часть речевого центра мозга  дополнительную энергию, которая и способствует формированию речи. Исследованием взаимосвязи манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и речевого развития занимались многие учёные, такие как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, М.М. Кольцова. Ими было доказано, что есть прямая зависимость между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речь формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

   

       Заниматься массажем  можно  с полугодовалого возраста. А   самомассажем  вполне может заниматься ребёнок с 3-4 лет. Конечно, взрослый должен обучить, показать все приёмы, сопровождать все движения короткими стихотворениями. Весёлые недлинные стихи  и даже небольшие сказки помогут не только привлечь внимание малыша,  но и развить чувство ритма, темп  и интонационную окрашенность речи, силу и высоту голоса. Очень полезно для развития речи ребёнка многократное повторение слов в играх.

        Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки — сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

      Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми — не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.

       Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день дома, на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8  раз: по 3-4 раза для правой и левой руки. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или  лёгкие потряхивания  кистей и пальцев рук.  

     При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  • Поглаживание —  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» — поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх
  • Похлопывание, игра «Комары и мошки»

Комары и мошки, тоненькие ножки,

Пляшут на дорожке                             («шагают» пальцами по столу)

           Ручками хлоп-хлоп (2 раза)               (хлопают в ладоши)

           Близко ночь —  улетели прочь            (машут ладонями как крыльями)

  • Пощипывание, игра «Гусаки»

Идут леском гусак за гусаком.

          Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание боковых поверхнос-

                                                                     тей ладоней и кончиков пальцев)

  • Растирание, игра «Мороз»

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно-сильно растираем!

(из песенки Е. и С.Железновых)

 

  • Надавливание, игра «Капельки»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом! (Надавливаем пальцами на ладонь и тыльную

                                              сторону кистей рук)

  • Сгибание, разгибание пальчиков, игра «Сильные пальчики»

Сильно руки мы сожмём,

 Наши пальцы напряжём.

 Чтобы пальцы никогда

 Не боялись  бы труда!         (Крепко  и ритмично сгибать и разгибать

                                                 Пальцы рук)

Можно использовать следующие  упражнения:

  • Прокатывание между ладонями рук  ореха или шарика, крупной бусины

Шарик наш не отдыхает,

По ладошке он гуляет,              (катание шарика по ладошке в

Вперёд — назад его качу,            разном направлении)

Вправо- влево я верчу. 

  • Прокатывание между ладонями рук    шестигранного карандаша,  массажных мячиков различных размеров (в зависимости от размера ладоней ребёнка) и жёсткости.

Этот мячик не простой,

Он колючий и цветной,

Меж ладошками кладём    (катание шарика между      ладошками 

          Им ладошки разотрём.               вверх и вниз)

           Вверх и вниз его катаем,

           Наши ручки развиваем! 

  • Скатывание воображаемого шарика, палочек, как при лепке из пластилина

Шариком мы круг скатаем,   (катаем шарик между ладоней)

           По руке его гоняем.

           Им погладим мы ладошку.      (смена рук) 

           Будто бы сметаем крошку…

 

     

  • Сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулаки сжимаем, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают

                                              пальцы, как можно сильнее)

Раз,два, три, четыре, пять- ( затем расслабляют пальцы и разжимают)

           Начинаем разжимать….

 Используя стихотворные формы при самомассаже и массаже рук, можно достичь наибольшего обучающего эффекта.  

Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя:

-Самомассаж тыльной стороны кистей рук – проводится от кончиков пальцев по направлению к запястью руки.

-Самомассаж ладоней.

-Самомассаж пальцев рук.

Комплекс  по самомассажу и массажу ладоней рук

-Растирание ладони   «Погреем ручки» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.              

                                          Как же  холодно зимой!

Стынут ручки: ой, ой, ой!

Нужно ручки нам согреть,

Друг об дружку  потереть.

 «Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы почувствовалось тепло.

Добывали мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

 «Зайка-пекарь» — изображаем скатывание колобков, по 5 раз  влево и вправо.

Месит, месит зайчик тесто

Есть в печи горячей место!

Испечёт он колобок,

 Колобок – румяный бок.

Вместе будем тесто мять,

Будем зайке помогать.

 

-Разминание пальцев

«Мышки»

 Замесили тесто мышки,      кисти рук лежат на столе, поочередно отрывая ладони      от стола, сжимать и разжимать пальцы (месим тесто) 5 раз сжать в кулак и резко разжать

В печь поставили коврижки.  Руки лежат на столе ладонями вниз, одновременно    переворачивать ладони вверх-вниз (печём коврижки)

Пригласили всех друзей:        кистями рук делать пригашающие движения

«Приходите к нам скорей!»

«Дети любят всех зверей»

Дети любят всех зверей:           разминаем большой палец.

Львов, и кроликов, и змей,      разминаем указательный палец.

Пеликанов, лебедей,                разминаем средний палец.

Бегемотов, соболей,                 разминаем безымянный  палец.

Голубей и снегирей.                 разминаем мизинец.

(Повторить для обеих рук)

 «Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец),  каждый палец  растираем 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

 

«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

 «Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево — вправо каждый пальчик   2 раза.

Точим-точим карандаш,

Крутим-вертим карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Карандашик наточили.

 «Ножеточка» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз, повторять 5 раз.

Ножик   острый нужен нам,

Точить его умею сам.

Раз, два, три, четыре,

Быстро ножик наточили!

 

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки, повторять по 5 раз каждой рукой

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Литература:

1.  «Речевые игры и упражнения»,

2. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Н.В.Нищева, «Детство-Пресс»,2008

3. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», О.А.Зажигина,  «Детство-Пресс»,2012

4. «Игры с прищепками», Ю.А.Фадеева, «Сфера»,М., 2011

5. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А. Савельева, «Детство-Пресс», 2010

6. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения», Большакова С.Е., «Сфера», 2014

7.Журналы «Ребёнок в детском саду» №1-6 2005, 1-6 2004.

8. «Дошкольное воспитание» № 4, 2004г., «Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев;

9. «Дошкольное воспитание»  №11, 2002г., «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова;

 10. «Дошкольное воспитание» №6, 2002г., «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева;  

11. «Дошкольное воспитание» №2, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев;

12. «Дошкольное воспитание» №3, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев.

«Самомассаж кистей и пальцев рук для детей»

Самомассаж кистей и пальцев рук для детей.

Самомассаж кистей пальцев рук является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном, так и школьном возрасте. Его целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком. Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения. Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7.

Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.         

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый палец, как на руках, так и на ногах детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

  Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки, маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, шарики Су-Джок, каштаны, шишки. При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.

Вот некоторые упражнения:

  • «Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

  • «Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальцем отдельно, что активирует работу головного мозга.

  • «Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчатку с каждого пальчика.

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво.

  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы росные писать.

Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

  • Самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастики

Мишка по лесу ходил, -(Пальчики шагают по столу)

Много шишек находил,

Много шишек находил, -(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

Маше шишку подарил!

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть! -(Разгибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть, -(Прокатывание шишки между ладонями)

Между ручками катать!

В ручку правую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в правой руке)

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На столе её катаем.

В ручку левую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в левой руке)

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем, -(Катаем шишку по столу)

На столе её катаем.

Мы закончили катать, -(Убираем шишку на край стола)

Будем пальчики считать!

На одной руке считаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибаем пальцы на правой руке)

На другой руке считаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибаем пальцы на левой руке)

А сейчас соединяем

И ещё раз посчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять! -(Пальчики обеих рук здороваются)

Пальцы мы не потеряли,

Очень весело играли.

Пальчики свои встряхнём, -(Встряхиваем кисти обеих рук)

Заниматься мы начнём! -(Продолжаем занятие)

Выполнение упражнений должно быть регулярным. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.   Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.  Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.                                                                                                                                         Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.             

Материал на тему: САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК

1.Самомассаж ладоней сосновыми шишками

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает бурые шишки.

Г. Граубин

«Шагают» пальчиками по поверхности стола.

Крепко сжимают шишки в ладони.

2.Самомассаж ладоней шишками

У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник.

Н. Селютина.

Катают шишку между ладонями круговыми движениями.

Крепко сжимают шишку в ладони.

3.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Жёлудь, жёлудь, прорастай!

И дубочек вырастай!

Дорастай до тучи!

Крепкий дуб, могучий!

Н. Быкова.

Катают мячик между ладонями круговыми движениями.

Поднимаются на носочки.

Поднимают руки.

Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.

4.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём.

Ребром ладони стучат по мячику.

Подушечками пальцев трогают мячик.

Потирают пальцами о шарик.

Сжимают мячик в куличке.

5.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю.

Н. Нищева.

Движения соответствуют тексту.

6.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок

«Морковка»

Мы приходим в огород.

Что это у нас растёт?

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку!

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети «идут» пальчиками по столу.

«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.

Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.

7.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне

Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –

Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!

М. Манакова

Сжимают горсть гороха в руке.

Катают горох круговыми движениями между ладонями.

8.Точечный самомассаж ватными палочками

«Смородина»

Как на щёчке родинки, чёрные смородинки.

На кустах в саду растут – похозяйничаем тут.

М. Манакова

Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.

6.Самомассаж пальцев рук прищепками

С ветки ягоды снимаю и в лукошко собираю.

В. Лихоед

Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой.

7.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель»

Мы едим кисель черничный,

Аппетит у нас отличный.

А усы черничные очень симпатичные!

П. Синявский

Облизывают губы по кругу языком.

Показывают большие пальцы.

Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы.

8.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Ёжик ёрзает под шляпой.

Мы его поймали с папой.

Ёж иголки выпустил.

— Не волнуйся, выпустим!

М. Шварц

Накрывают правую ладонь левой и катают мячик.

Показывают мячик.

Дотрагиваются до мячика каждым пальцем.

Гладят мячик ладонью.

9.Самомассаж пальцев рук «Пальто»

Без пальто гулял глупышка,

И замёрз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот.

10.Самомассаж головы «Шапка»

Мама шапку мне связала,

Чтобы я не замерзала,

Во дворе весь день гуляла,

С детворой в снежки играла.

В. Лихоед

Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку.

Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами.

11.Самомассаж рук губкой «Стирка»

Постираем в ванночке рубашечку для Анночки,

Платьице для Олечки, трусики для Колечки,

Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки

Г. Лагздынь

Гладят ладонь жёсткой стороной губки. На

12.Самомассаж пальцев рук прищепками

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках – голубые тапки.

А козлёнок аленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так! Вот так! Новые кроссовки!

Н. Нищева

На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы.

13.Самомассаж ватными палочками «Барабан»

Барабанить можно громко,

Барабанить можно звонко,

Барабанить сильно можно,

Только тихо очень сложно!

Т. Коваль

Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук.

14.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Поглаживающие движения щёткой по ладоням.

15.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла»

У щенка забот немало: вот юла затанцевала –

Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.

М. Манакова

Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.

16.Самомассаж ладоней ватными палочками

На стекле морозный иней.

Сколько чёрточек и линий!

Н. Френкель

Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья.

17.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица»

Крутит, вертит, стелется

По дворам метелица,

Заметает все пути,

Не проехать, не пройти.

Н. Нищева

Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами.

Вращают бигуди на ладони.

Проводят по каждому пальцу.

Катают между ладонями.

18.Самомассаж ладоней шишками

Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого.

С головы до ножек весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

А. Капралова.

Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями.

19.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед»

Яблоко ела, куснула морковку,

Орехи разгразла

Быстро и ловко.

Всё надкусила,

Что рядышком было!

Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех.

А. Шевченко

«Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.

Хлопают в ладоши.

Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.

Хлопают в ладоши.

Катание грецких орехов между ладонями.

20.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых.

З. Александрова

Катают предмет между ладонями круговыми движениями.

21.Самомассаж шестигранным карандашом

Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.

А. Барто

Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.

22.Самомассаж с помощью бигуди

По шоссе снуют машины,

По шоссе снуют их шины.

Под шуршанье шустрых шин

Сладко спит шофёра сын.

А. Шевченко

Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями.

23.Самомассаж ватными палочками «Иголка»

Иголка —  иголка, ты остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!

Народная потешка

Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук.

24.Самомассаж шестигранным карандашом

Кружится веретено, ниточку прядёт оно.

Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю.

И. Лопухина

Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами.

Наматывать нитку на карандаш.

24.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком

Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг.

Г. Виеру

Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик.

25. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками

«Ходилочка»

Вот коленки все в зелёнке

У сестрёнки  у Алёнки.

Чтоб не падать, не реветь,

Надо под ноги смотреть.

Н. Нищева

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд.

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.

польза от процедуры, избавление от многих болезней, также от артроза, онемения конечностей, техника выполнения

Массаж рук — пальцев и их кончиков, ладоней, кистей: польза от процедуры, избавление от многих болезней, также от артроза, онемения конечностей, техника выполнения
  • Статьи
  • Польза массажа ладоней, кистей и пальцев рук. Техн…

×

«Идеальный маникюр» – сообщество, посвященное уходу за руками, дизайну ногтей и нейл-арту. У нас ты найдешь обучающие материалы по созданию превосходного маникюра для каждого случая. Советы, интересные статьи и фотографии работ лучших мастеров по маникюру – подпишись!

Одноклассники:

Я уже подписан на сообщество «Идеальный Маникюр»

×

Вступай в сообщество «Идеальный Маникюр»!

«Идеальный маникюр» – сообщество, посвященное уходу за руками, дизайну ногтей и нейл-арту. У нас ты найдешь обучающие материалы по созданию превосходного маникюра для каждого случая. Советы, интересные статьи и фотографии работ лучших мастеров по маникюру – подпишись!

ВКонтакте:
Facebook:
Одноклассники:

Я уже подписан на сообщество «Идеальный Маникюр»

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Политика конфиденциальности

Самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж кистей рук принесет много пользы — он оказывает благотворное влияние на работу внутренних органов.

Этот несложный массаж нужно делать каждый день перед сном. Возьмите любой жирный крем (при этом вы еще и подпитаете кожу рук) и делайте движения, похожие на натягивание узких перчаток, водя при этом по боковым поверхностям каждого пальца.

Самомассаж пальцев рук

Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга и тонизирующее действуют практически на весь организм.

Отражает состояние легких, бронхов и печени. Например приступы кашля можно смягчить и даже вылечить, массируя большой палец, слегка надавливая на край лунки у основания ногтя.

Массаж указательного пальца способствует хорошей работе желудка, среднего — кишечника. Напрямую «посылает» сигналы в область всего пищеварительного тракта.

Движения с давлением на ногтевую пластину помогают при болезненных ощущениях в полости рта, включая зубную боль. Середина пальца — зона желудка, печени, желчного пузыря.

Нижняя часть пальца и мясистая поверхность между большим и указательным пальцами отражает состояние толстого кишечника.

Безымянный палец связан с нервной системой, и массаж его помогает побороть все нервные расстройства, стрессы и плохое настроение.

Средний палец связан с нашей системой кровообращения. Мизинец — с сердцем, поэтому тибетские целители советуют покусывать его ноготь при сердечном приступе.

Самомассаж кистей рук

Перед тем как приступить к основному массажу, руки необходимо слегка растереть. Данный прием улучшит в них кровообращение, разогреет и усилит чувствительность. При выполнении массажа нужно стараться вовлекать в работу только кисти, не используя мышцы плечей и других частей тела.

Положите правую руку на стол таким образом, чтобы все суставы кисти руки опирались на его поверхность. Затем левой рукой следует взяться за кончики пальцев правой и проделать правой рукой пассивные вращательные движения, не забывая, что мышцы руки должны оставаться расслабленными.

Вращение рукой выполняют в обоих направлениях до тех пор, пока рука не перестанет оказывать сопротивление движению и пытаться помогать ему, т. е. пока мышцы не будут полностью расслаблены.

Затем левой рукой следует взяться за правую и выполнять медленные вращательные движения кистью правой руки, стараясь описывать круг как можно большего радиуса.

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы массируемая рука не напрягалась. Кисти руки и пальцы должны находиться в расслабленном состоянии. Активное участие в движении принимает только запястье.

Данный прием повторяют 10–20 раз, после чего переходят к пассивным движениям. Разминайте мышцы, хрящи, связки и суставы ладони одновременно, обеспечивая достаточное давление на ткани, однако, не прилагая чрезмерных усилий.

Все проделанные приемы повторяют для левой руки. Нужно постоянно следить, чтобы в работе были задействованы только кисти. В противном случае руки и все тело будут быстро уставать, что негативно скажется на качестве массажа.

Следует концентрировать внимание на движении мышц и суставов в кистях рук. Дыхание при массировании должно оставаться медленным и равномерным.

Такой самомассаж при регулярном выполнении снимает усталость и боль в кистях рук и пальцах, способствует их расслаблению и отдыху, а также восстанавливает подвижность в суставах.

Статья (младшая группа) на тему: массаж и самомассаж кистей рук различными предметами

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

  • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
  • Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
  • Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

— Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

— Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

— Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

— Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

— Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

КАРАНДАШИ

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

— Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

— Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

  • Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
  • Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
    Гладила мама – ежиха ежат:
    «Что за пригожие детки лежат!
  • Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
  • Движения соответствуют тексту:
    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
    Им поглажу я ладошку,
    А потом сожму немножко.
    Каждым пальцем мяч прижму
    И другой рукой начну.
    А теперь последний трюк —
    Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).

ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)

Сжимание – на ударные слоги:

— Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
 Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

— Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю. 

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

  • Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
  • Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой —
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Нам пора и отдыхать!

ЧЁТКИ (БУСЫ)

  • Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
  • Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
  • Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
  • Катать бусины между ладоней:
    Покатаю я в руках бусинки – горошки.
    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
  • Нанизывать бусины на леску:
    Я сижу, но не скучаю,
    Бусы маме собираю.
    Нанизала бусы я —
    Рада мамочка моя!

ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
  • Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
  • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

Игры с пальцами с использованием разнообразного материала

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

— Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

— Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

КРУПА

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».

Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):

«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

«Зоопарк»:

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).

На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.

Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

ВЕРЁВОЧКИ

Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

ШНУРКИ

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):

— Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

ПОЛИЭТИЛЕН

Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

У меня живет проглот —
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!

Список использованной литературы

  1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
  2. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы [текст]: учеб.- метод, пособие / Под ред. О.А.Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -32с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *