Шеллак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.

Шелла́к (от нидерл. schellak) — природная смола, экскретируемая самками ряда родов (Metatachardia, Kerria, Laccifer, Tachardiella, Austrotachardiella, Afrotachardina, Tachardina) насекомых-червецов семейства Kerriidae, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии (Croton lechleri и других).

Шеллак содержит алеуретиновую кислоту, дигидрооксификоцеролловую кислоту, шеллоловую кислоту, шеллачный воск (до 5 %), воду, водорастворимый пигмент. Температура плавления — +80… +120 °C. Хорошо растворим в растворах щелочей и в низших алифатических спиртах, слабо — в бензоле и почти не растворим в бензине, жирах и маслах.

В качестве производителя шеллака наиболее известен вид Kerria lacca, он же Laccifer lacca, культивируемый в некоторых тропических странах (включая не только Азию, но и Центральную Америку) намеренным подсаживанием на дикорастущие растения соответствующих пород.

В период роения червецы садятся на ветки деревьев и поглощают древесный сок, переваривают его и выделяют смолистое вещество. Сбор корки лака происходит в июне и ноябре. После его подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Позже лак, помещённый в парусиновые мешки с добавкой 2—3 % сульфида мышьяка, расплавляют над огнём древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, после чего ещё раз плавят, и отливают в прямоугольные формы. Путём вытяжки из прямоугольных брусков получают готовые пластины шеллака.[источник не указан 1508 дней]

Шеллак используется для изготовления лаков, изоляционных материалов и в фотографии.

До изобретения винилита (сополимера полихлорвинила и поливинилацетата) в 1948 году шеллак использовался для производства грампластинок.

Используется в пиротехнике как горючее вещество, например, для сигнальных огней (зелёный огонь: 85 % — хлорат бария, 15 % — шеллак), трассирующих боеприпасов (трассирующий состав: 55 % — нитрат бария, 35 % — магний, 10 % — шеллак).

Шеллак съедобен и используется в качестве глазури для покрытия таблеток, конфет и пр. (обозначаясь при этом в составе как пищевая добавка Е-904).

Лак на спиртовой основе из шеллака используется в мебельной промышленности, в обувной промышленности наряду с идитоловым лаком, как закрепитель для уреза кожаных подошв и каблуков, а также используется для финишного покрытия акустических музыкальных инструментов из дерева (скрипки, акустические гитары, пианино, рояли,флейты и другое).

Очищенный и обезвощенный лак на основе шеллака широко применим в сусальном золочении как защитное покрытие (например, для защиты золотой потали от окисления). Менее дорогой вид шеллачного лака, шеллак с добавкой воска, применяют для грунтования под сусальную позолоту.

Вопреки широко распространённому названию "шеллак" применительно к гель-лаковому покрытию для ногтей, в косметологии для покрытия ногтей настоящий шеллак в настоящее время не используется.

Шеллак для дерева

Шеллак для дерева - классическое финишное покрытие

Шеллак – это специфическая смола, которую выделяют лаковые червецы (насекомые) на ветках деревьев. После этого эту смолу очищают, дробят и фасуют для приготовления лака. Шеллак добывают главным образом в Индии, а так же в Юго-Восточной Азии. При обработке древесины его использование имеет ряд преимуществ: он быстро высыхает, не темнеет со временем, имеет слабый запах, и может быстро восстановить поврежденное покрытие. Недостатки выражены быстрым высыханием, затрудняющим выравнивание поверхностной пленки. Кроме того, шеллачные  составы имеют ограниченный срок хранения и не могут конкурировать с полиуретаном в стойкости к абразивному износу, воздействия тепла и жидкостей. Несмотря на это, шеллак для дерева — лучшее решение, подчеркивающее текстуру древесины и придающее ей различные оттенки.

Приготовление шеллачного состава

Разновидности шеллака имеют оттенки от темно-гранатового до оранжевого, янтарного, светло-желтого или почти бесцветного.

При работе вы можете воспользоваться уже готовым составом, или приготовить его самостоятельно. Самостоятельное приготовление состава из хлопьев открывает больше возможностей выбора цвета, позволяет контролировать толщину образующейся пленки покрытия и гарантирует свежесть. Готовые же составы экономят время, но ограничивают ваши возможности. Например, некоторые готовые смеси содержат воск, не позволяющий применять состав для грунтования древесины перед нанесением полиуретана, а другие не содержат воска, но образуют более тонкую пленку.

приготовление шеллачного составаПриготовление шеллачного состава

Для приготовления состава из сухих хлопьев необходимо знать требуемую концентрацию для работы. С данной информацией можно ознакомиться в представленной ниже таблице 1. Например, растворив 100 мл. спирта-денатурата, 35 г. шеллачных хлопьев, вы получите концентрацию 35%, стандартную для большинства готовых смесей. Также можно разбавлять готовые составы для снижения концентрации в зависимости от работы и навыков (

Таблица 2). После растворения хлопьев смесь может храниться не более шести месяцев, поэтому готовьте требуемый для конкретного случая объем. Если шеллак не очень высокого качества, то его нужно несколько раз процедить от грязи и дать настояться в течение суток, чтобы воск, содержащийся в растворе, осел на дно. Хлопья быстрее растворяются, если их размолоть в порошок и размешать в свежем спирте. Оставьте смесь на ночь, затем перемешайте и процедите через чистую марлю или фильтровальную бумагу. Затем запишите на емкости концентрацию и дату приготовления.

Таблица 1: Требуемая концентрация шеллака для работ

КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРА, % ПРИМЕНЕНИЕ
6 Слабый раствор для грунтования древесины, склонной к неравномерному окрашиванию морилкой.
9 Грунтование, нанесение методом распыления.
12 Французский метод полировки тампоном, ремонт мелких дефектов покрытия методом распыления
18 Нанесение тампоном.
24 Нанесение кистью основных слоев покрытия.
35 Грунтование сучков и смолистых мест. Профессиональное нанесение кистью.

Таблица 2: Способы снижения концентрации

КОНЦЕНТРАЦИЯ ГОТОВОГО СОСТАВА, % ТРЕБУЕМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, % СКОЛЬКО ВЗЯТЬ ЧАСТЕЙ ГОТОВОГО СОСТАВА СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ СПИРТА НУЖНО ДОБАВИТЬ
35 24 5 2
35 12 2 3
24 12 1 1

Покрытие дерева шеллаком

Перед нанесением декоративного покрытия древесину необходимо должным образом подготовить. При этом поверхности шлифуются наждачной бумагой № 220 — 240. Чем темнее цвет шеллачного раствора, тем более тщательной должна быть шлифовка, потому что данный лак, как и морилка, скапливается в мельчайших углублениях и подчеркивает все царапины и дефекты.

Нанесение тампоном

Безошибочное и точное нанесение шеллака концентрацией 12% или 18% возможно с использованием тканевого тампона. При этом толщина каждого нанесенного таким способом слоя меньше, чем при нанесении кистью более концентрированных составов (24-35%). Данный метод лучше подходит для плоских поверхностей деталей перед окончательной сборкой, что позволяет не беспокоиться о скоплениях жидкости во внутренних углах. Чтобы сделать тампон, оберните плотную безворсовую ткань, например старую льняную салфетку, вокруг комка ваты или шерсти размером с теннисный мяч. Затем влейте в середину тампона немного шеллачной политуры, чтобы она пропитала его насквозь, но не капала.

Нанесение тампономПри нанесении шеллака перемещайте тампон по древесине длинными параллельными мазками, едва перекрывающими друг друга. Не проводите тампон по одному месту повторно. Когда тампон начнет подсыхать, пополните его новой порцией состава. А если он будет твердеть, добавьте немного спирта, чтобы его размягчить. Через 45 минут слегка отшлифуйте получившуюся поверхность наждачной бумагой № 220 — 240. Затем нанесите дополнительные слои и сушите их не менее часа, прежде чем начать шлифовку. После нанесения нескольких слоев тампон начинает хуже скользить и прилипает к поверхности. Это обусловлено тем, что свежий раствор частично растворяет предыдущий слой покрытия. В таких случаях наносите полосы тампоном по одной, не заходя на предыдущую. Если при этом наносить раствор не слишком обильно, границы полос на отделанной поверхности не будут заметны. Для большинства работ достаточно нанести этим методом четыре слоя.

Нанесение кистью

Также, для работы подойдет кисть с тонкими натуральными щетинками. Высококачественная кисть оставляет на поверхности слой шеллака, который успевает растечься и выровняться до высыхания. Впервые столкнувшись с таким типом финишной обработки, на начальных этапах используйте для грунтовочного слоя 12% раствор, а для следующих слоев применяйте составы, содержащие 18-24% шеллака.

Нанесение кистью

Вместо того чтобы водить кистью вперед-назад, как при работе с полиуретаном, наносите шеллак одним движением. Делайте длинные мазки быстро, чтобы каждый из них успел слиться с предыдущим, пока тот не начал подсыхать. Если на высохшем покрытии вы заметите следы кисти, разбавьте состав, чтобы слой успевал выровняться до высыхания. Пропуски не пытайтесь исправлять и продолжайте работу дальше. Этот участок будет затем перекрыт следующим слоем. Дайте первому слою высохнуть в течение двух часов в проветриваемом месте, прежде чем шлифовать его наждачной бумагой. Последующие слои также следует сушить не менее двух часов, перед тем как удалять шлифовкой ошибки и следы кисти.

Финишная полировка покрытия

Завершающий этап — полировка шеллачного покрытия. Для этого выровняйте поверхность, начав шлифовку водостойкой наждачной бумагой №320, смочив ее вазелиновым маслом. Это поможет избавиться от засаливания. Последовательно переходите к более мелким абразивам вплоть до №600. При смене номеров наждачной бумаги тщательно очищайте поверхность уайт-спиритом. Для получения зеркального глянца продолжайте применять все более мелкие абразивы, закончив шлифовку абразивом № 1500. Последний шаг —  отполируйте поверхность смесью пемзового порошка с вазелиновым маслом или автомобильной полировочной пастой с помощью обитого сукном обрезка доски.

В качестве заключения хотелось бы добавить, что используя шеллак для дерева, можно добиться равномерного тонирования таких пород, как вишня, береза или сосна. Данный лак препятствует выделению смолистых веществ на поверхность древесины, закупоривая древесные поры. Добавив универсальные концентраты, вы сможете сами создавать разноцветные полупрозрачные покрытия.

подписка на дзен

Шеллак для дерева: усиление цвета и способы нанесения |

Шеллак без воска, не повреждая волокно древесины, подчеркивает естественный её цвет. Но у него есть недостаток. Так как в шеллаке отсутствуют многие природные смазочные материалы и пластификаторы, его тяжело полировать. Чтобы облегчить эту работу, в такой шеллак можно добавить пластификатор, который называется «сандарак» (ароматическая смола сандаракового дерева). Как и шеллак, он растворяется спиртом и в растворе имеет бледно-жёлтый цвет. Его можно добавить (до 10% от объёма) к жидкому шеллаку или использовать с другими отделками — проблем с адгезией не будет.

Усиление цвета шеллаком

Шеллаком можно подкрасить древесину. При этом количество вариантов окраски (тонов и оттенков) просто бесконечно много. «Гранатовый» шеллак углубляет цвет, «сухой в виде круглых пластинок» шеллак смягчает его и придаёт сочность, «оранжевый» или «рубиновый» как бы подсвечивает изделие внутренним светом, а «очищенная шеллачная смола в виде мелких гранул (или зерен)» даёт глубокое коричневатое покрытие под старину.

Одно изделие можно покрыть разными типами шеллака. Например, изделию из контрастно окрашенных досок вы можете придать одинаковую окраску, но можно сделать разные детали изделия из контрастной древесины, например ореха и вишни, и подчеркнуть их окраской.

У шеллака как красителя — два преимущества. Так как в нём нет выцветающих морилки и пигментов, цвет сохраняется очень долго. Однако если он вам не понравился, его можно изменить другим слоем шеллака или не нужный слой просто смыть спиртом.

Учитывая породу древесины, разными шеллаками можно получить множество цветовых эффектов.

Учтите, что применение шеллака — наука эмпирическая и придётся поэкспериментировать, чтобы покрытие радовало глаз. Так как приходится работать интуитивно, следует обратить внимание на пропорции. Шеллак сохнет быстро и на хорошую отделку уходит не слишком много времени.

Нанесение шеллака кистью

На изделие шеллак можно нанести кистью, тампоном или разбрызгиванием.

Так как шеллак — очень жидкий состав, вам не понадобится кисть с жесткой щетиной. Для первого слоя лучше всего подойдет кисть с белой китайской щетиной, но я обычно наношу шеллак плоской мягкой кистью или широкой щёткой, которые могут перекрыть большую площадь за один заход. Последние 1-2 слоя наношу кистью с тонкой щетиной, которая при нанесении шеллака с долей «1» почти не оставляет следов. Независимо от используемой кисти, чтобы её не надо было полностью мыть после каждого использования, оставьте кисть только для нанесения шеллака. Дайте шеллаку на кисти застыть, а затем до следующей работы опустите её на несколько минут в денатурат.

  1. Первые два грунтующих слоя наносят кистью смесью «2-2,5». При покрытии больших поверхностей я придерживаюсь правила — начинать с бледного шеллака «Белый» или «Лимонный». Если же вы начнёте с тёмного шеллака, большая вероятность что там, где полосы покрытия перекрывают друг друга, в конце концов, получиться полосатая поверхность.
  2. Не забывайте: вы должны усиливать глубину цвета по мере работы. Но как всегда из правила есть исключения. При отделке очень маленьких деталей мебели, например, ножек можно сразу начинать с густого оттенка.
  3. Если на этом этапе требуется зачистка, её надо делать легкими движениями в минимальном объёме. Так как шеллачное покрытие — очень тонкое, постарайтесь не снять его до голой древесины. Особенно будьте внимательны около кромок. Если первоначальное покрытие — практически безупречно, зачистку можно не делать и сразу наращивать толщину.
  4. Чтобы получить нормальную отделку, надо использовать раствор с долей около «2». В зависимости от породы и желаемого цвета на этом этапе можно использовать разные виды шеллака. Когда один слой высохнет до состояния «на отлип», нанесите кистью следующий.
  5. Если вы оставили непокрытое место, не пытайтесь, пока оно влажное, пройтись по нему кистью, так как вы смажете или «подожжете» окружающую поверхность.
  6. Чтобы избежать отвратительно смотрящихся переходов, у кромок наносят шеллака больше, чем на самих ребрах. В зависимости от вкуса надо быстро, последовательно нанести по крайней мере четыре слоя и оставить изделие сушиться на ночь.
  7. Если вы хотите и дальше покрывать изделие шеллаком, сначала зачистите его мелкой шкуркой. При нанесении слоя после зачистки — будьте внимательны, так как шеллак будет «схватывать» поверхность очень быстро.

Нанесение шеллака тампоном

Слои можно быстро нанести тампоном. Тампоном можно быстро нанести тонкое покрытие, которое не требует зачистки. Как и при любом способе нанесения тонкий слой сохнет и застывает быстрее, чем толстый. Чтобы довести раствор шеллака до нужной вязкости, налейте денатурат в ёмкость, а затем добавьте шеллак. Таким способом вы можете легко оценить толщину слоя. Начинают с раствора, имеющего консистенцию цельного молока.

Есть одно универсальное правило — тампон должен быть влажным, но не мокрым. Сердцевину (подушку) тампона, служащую ёмкостью для шеллака, можно сделать из суровой материи или хлопковой ваты. До обёртывания подушки тряпкой с частым плетением я придаю ей форму эллипса или яйца. Для внешней оболочки не используйте толстую ткань — она будет загрязняться! Для неё прекрасно подойдет старая, много раз стираная простыня.

При обёртывании подушки убедитесь, что на лицевой стороне внешней оболочки нет складок, так как они будут оставлять полосы на покрытии. Типичная ошибка, которую я часто замечаю, — тампон делают очень круглым и слишком плотным. Чтобы оценить плотность тампона, возьмите его в руку и указательным пальцем другой руки нажмите в зоне у основания большого пальца. Тампон должен слегка продавиться.

Работу свежесмоченным тампоном начинают легкими движениями и по мере расхода шеллака усиливают нажим. Никогда не теряйте контакта с поверхностью, но и не задерживайте тампон в одном месте, так как он испортит поверхность.

После того, как изделие, покрытое шеллаком, простоит ночь на просушке, для смягчения блеска поверхность можно протереть стальной губкой. Чтобы получить глянцевую поверхность — натрите её маслом. Как и при любой операции натирания учтите, что при этом выделяется тепло. И под конец, чтобы покрытие сверкало, натрите его чистой тряпкой с воском.


Статьи про защиту древесины:

Материалы и заготовки | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте, друзья!

Расскажу-ка я вам сказку Про краски, лаки и заготовки. Чем я покрываю свои изделия, что от этого покрытия они приобретают, что теряют и как с этим всем жить и радоваться. Вероятно, обладателям деревянных украшений эта информация может быть интересна.

Начну я с шеллачного лака. Для себя я его обнаружила сравнительно недавно и пользоваться начала также недавно. Но уже очень довольна. Раньше покрывала браслеты, кулончики и прочее мебельным лаком. Конечно, износостойкость у него хорошая. Но запах... Да и загустевает он, и кисточки потом отмывать в ацетоне или уайт спирите... В общем, ничего хорошего и приятного нет.

Итак, шеллачный лак - это относительно натуральный лак на спиртовой основе. Вообще-то шеллак - это продукт жизнедеятельности (правда, изящный оборот?) неких червячков, живущих на деревьях в тёплых странах, в Индии, например. Они копошатся на деревьях, едят его кору, а потом оставляют после себя как бы плёночку, похожую на смолу. Эту "смолку" собирают и начинают с ней играться. Процесс подготовки этой смолки достаточно трудоемкий, в итоге её преобразуют в пластинки-чешуйки, которые и растворяют в спирте. Сам по себе шеллак тёмный, но его можно осветлять.
Продаётся шеллак как в чешуйках для самостоятельного приготовления раствора, так и уже разведённым.

Преимущества шеллачного лака:
- Запах лёгкий, спиртовой, быстро выветривается. На основе не остаётся вообще. Не заглушает запах выжженного дерева, что очень приятно.
- Легко наносится, жидкий.
- Быстро сохнет.
- Не оставляет навязчивого стекловидного блеска, скромно поблёскивает в бороздках, придавая глубину и выразительность рельефу.
- Подчёркивает структуру дерева.
- Защищает от негативного воздействия света.

Недостатки не очень глобальны.
- Он не водостойкий. Т.е. лёгкие брызги, он, конечно, выдержит. Но купаться в украшениях, покрытых шеллаком нельзя. Мыть посуду тоже не рекомендуется . Откровенно говоря, я нашла противоречивую информацию по поводу влагостойкости. Видимо, это зависит от марки лака, количества воска в его составе и прочих тайн природы.
- Я бы не назвала его ударопрочным. Опять же, лёгкие толчки/удары/царапины он выдержит, вмятин не останется. Но сильно проводить по украшениям стержнем, прижимать их дверью или царапать изящным ноготком не надо.
- Дерево - материал пористый, поэтому лак быстро впитывается и нужно не зевать при покрытии, а то остануться некрасивые засохшие разводы и границы.

Цвета шеллачного лака.

- Неосветлённый лак оранжевый. Натурально рыжий, я очень удивилась, когда увидела этот цвет. Для моих украшений не очень подходит, как мне кажется. А так вполне хорош, даже жизнерадостен

- Осветлённый лак почти не даёт тона. Слегка желтоват. Максимально приближен к естественному цвету дерева.

- Есть ещё лак водно-спиртовой. Он даёт красновато-коричневый оттенок. Но я таким не пользуюсь. Мне смысла нет такими тёмными лаками покрывать украшения, т.к. всю красоту выжженного узора закрашу. Поэтому и фото из собственных закромов предоставить не могу. Но верю в силу вашего воображения

На данный момент это вся сказка, придумаю ещё, конечно, расскажу Про воск, например, про типы дерева...

Всего хорошего!

Шеллачный лак - Справочник химика 21

    Так, например, применение термоустойчивых силиконовых лаков (изоляция) в электродвигателях позволило снизить их массу и габариты, так как интервал рабочих температур значительно расширился (—60°- -- -180°С) и двигатели теперь устойчиво работают при тех температурах, при которых они с изоляцией из шеллачного лака горели . [c.519]

    Все пробки рекомендуется пропитать раствором кремнекислого натрия предварительно их тщательно обжимают и просверливают (см. примечание 1 на стр. 19). Затем их обертывают оловянной фольгой, укрепляют проволокой и покрывают шеллачным лаком. [c.388]


    Лаки, содержащие воск, могут быть частично удалены обработкой тампонами, смоченными смесью пинена с уайт-спиритом и изопропиловым спиртом. Пленки шеллачных лаков утончают смесями этилового спирта с ацетоном, в которые добавляют диметилацетамид и пинен. [c.48]

    Дтя прозрачной отделки мебели, изготовленной из ценных пород древесины (красного дерева, ореха, палисандра, розового дерева, карельской березы и др.) применяют шеллачный лак, для дуба, ясеня - восковую мастику. При обработке светлых поверхностей используют отбеленные шеллак и воск. [c.129]

    На поверхность изделий, покрытых вместо золота поталью или серебром, наносят защитный слой 15-20 %-го раствора желатины или светлого шеллачного лака. Защитным лаком для серебра и потали может служить следующий состав, %  [c.189]

    Покрывание спиртовым лаком. Спиртовой лак ( 2) высыхает настолько быстро, что это создает известные затруднения для ровного покрытия им. Бесцветным или желтым (шеллачным) лаком покрывают дерево натуральное, или окрашенное протравой, или, наконец, окрашенное и навощенное (разделы 2 и 3). [c.84]

    Наклеивание станиоля нужно чаще всего для изготовления плоских конденсаторов, лейденских банок и на кругах электростатической машины. Стекло, на которое наклеивают станиоль, должно быть совершенно чистым. Поэтому его прежде всего моют и высушивают. Станиоль распрямляют ( 5). Клеем может служить лучше всего яичный белок или спиртовой шеллачный лак (гл. 2). Затвердевают они через некоторое, сравнительно продолжительное время, но, затвердев, дают прочное склеивание. Станиоль для конденсаторов, не рассчитанных на хранение, можно подклеивать также салом и вазелином. [c.205]

    Изолирование сердечника от обмотки. Если катушка наматывается на заранее изготовленный каркас, то последний надо пропитать шеллачным или асфальтовым лаком (гл. 2, 2, 10). При бескаркасной же намотке непосредственно на сердечник его обматывают изолирующей лентой в 2—3 слоя. Можно также обернуть сердечник бумагой в 2—3 слоя, в процессе обертывания сердечника бумагу покрывают асфальтовым или шеллачным лаком, который не только повышает изоляционные свойства, но склеивает слои. [c.282]

    Цветам и бабочкам нужно придать большую механическую жесткость, для чего лучше всего покрывать их последовательно несколькими слоями разбавленного шеллачного лака. Для придания гибкости рекомендуют обработку в глицерине. [c.167]


    К способу механического нанесения металлического слоя относится также выклеивание полости формы свинцовой, латунной или алюминиевой фольгой, накладываемой на нитролак или шеллачный лак. Этот способ пригоден только при репродуцировании скульптур с грубой фактурой. При репродуцировании таких скульптур для создания электропроводящего слоя можно пользоваться и расплавленным алюминием, наносимым распылением на поверхность полости формы равномерным и тонким слоем. Слой алюминия, переходящий при этом способе на готовую металлическую скульптуру, стравливается в горячем едком натре. Для растворения алюминия берется водный раствор едкого натра 200 г/л. Для силумина концентрация едкого натра берется 400 г/л для дюралюминия — 500 г л. Кроме того, алюминий и силумин могут быть растворены в 30-процентной соляной кислоте, подогретой до 30—40°. [c.66]

    Применяют также способ образования пленки сернистого серебра на поверхности шеллачного лака. Для этого форму покрывают тонким слоем лака и после про-с-ушки погружают в раствор (можно также наносить раствор кистью), состоящий из 4 вес, частей азотнокислого серебра в 6 вес. частях спирта. Влажную форму помещают в камеру с сероводородом или обдувают струей сероводорода. [c.68]

    Основные вакуумные уплотнители, применяемые в вакуумной технике эмалевая краска, шеллачный лак, глип-талевый лак, пицеин, замазка Менделеева, касторовое масло.  [c.77]

    Для прозрачной отделки применяют т. наз. п о р о-заполнители, к-рые втирают тампоном (вручную или на станке). Избыток порозаполнителя удаляют, тщательно протирая поверхность ветошью поперек волокон. Порозаполнители (напр., марок Кф-1 и Кф-2) для дуба, ореха, ясеня представляют собой конц. суспензию (пасту), получаемую диспергированием тонкодисперсного стеклянного порошка или кремнезема в р-ре смеси льняного масла с глицериновым эфиром канифоли в нетоксичном высококипящем растворителе (скипидаре, уайт-спирите, этилцеллозольве). Для красного дерева применяют порозаполнители (напр., марки Кф-3), подкрашенные красными органич. или неорганич. пигментами. Заполнение пор при отделке дерева спиртовыми шеллачными лаками в мелких кустарных мастерских или в домашних условиях производят р-ром воска в скипидаре, к-рый наносят подогретым до 50—60 °С вручную тампоном. [c.11]

    На основе шеллака готовят спиртовые лаки и политуры (соответственно 30—40 и 10—20%-ные р-ры в 90—95%-ном этиловом спирте), содержащие и не содержащие воск. Эти материалы используют для высококачественной отделки мебели, стен, полов. Присутствие воска способствует лучшему заполнению пор в лакируемом материале и улучшает качество полирования (см. Лакокрасочные покрытия по дереву). Шеллачные лаки наносят также на металл, стекло, резину, волосы, фрукты (напр., апельсины) и др. [c.216]

    Акароид — растворимая в спирте С. п. При нагревании акароид становится нерастворимым, при отбеливании подвергается деструкции. Применяется как подкрашивающая добавка в шеллачных лаках или как самостоятельное пленкообразующее для цветных спиртовых лаков. [c.216]

    Применяют взамен шеллачных лаков для лакировки деревянных изделий. [c.567]

    Растирая тканью, смоченной спиртом, поверхность, покрытую шеллачным лаком (полировка), и нанося все новые слои лака с последующим растиранием, можно получить очень блестящие красивые покрытия (полированная поверхность). Художественная полировка крышки концертного рояля продолжается много недель. Имеются также быстро наносимые политуры, состоящие из искусственных смол (большей частью в сочетании с нитроцеллюлозой), которые все больше вытесняют шеллачную политуру. [c.459]

    Применяется как подкрашивающая добавка для шеллачных лаков или как с

Спиртовой лак для дерева

Область применения лаков, изготовленных на основе спирта, довольно широка. В частности, промышленность освоила производство этого лакокрасочного материала для покрытия различных изделий:

  • интерьеров и фасадов зданий;
  • мебели;
  • стеклянных поверхностей;
  • изделий из натуральной кожи;
  • прочих поверхностей.
спиртовой лак

Благодаря тому, что в составе лаков находится смола, растворенная в спирте, время полного высыхания составляет не более получаса. Следовательно, спиртовыми называют лаки, которые получены посредством растворения природных смол в спирте. Специалисты отмечают, что полученные ими покрытия отличаются высокими эксплуатационными и эстетическими свойствами:

  • длительным сроком службы;
  • механической прочностью;
  • высокой устойчивостью к воздействию солнечных лучей;
  • приятным блеском.

На основе спирта получают: шеллачные, канифольные и карбинольные лаки.

спиртовой лак со смолой

Шеллачный лак на спиртовой основе

Шеллак – это разновидность смолистого вещества растений, преобладающих в тропических и субтропических зонах. В настоящее время оно получило широкое применение в изготовлении лаков и пластических масс. Благодаря своим уникальным свойствам шеллак способен хорошо растворяться в спирте. Чтобы смола как можно быстрее и лучше растворилась, ее тщательно измельчают до получения мелкозернистой порошковой массы. Далее полученный порошок смешивают с 92-95-процентным этиловым спиртом. Для полного растворения смолы достаточно подогреть смесь до 20 градусов, периодически взбалтывая полученную смесь. Полученный таким образом спиртовой лак со смолой следует хорошо отфильтровать, чтобы исключить нерастворенные включения и примеси. В качестве фильтров в данном случае применяются стеклянные воронки, укомплектованные цедилками из обычного сукна. Процент содержания шеллака в таких растворах составляет от 30 до 45 процентов.

Шеллачный спиртовой лак дает достаточно прочное покрытие, устойчивое к свету, но оно не выдерживает перепада температур и воздействия воды.

Канифольный лак

В качестве основы для таких лаков используют канифоль. Это – растительная смола, полученная в результате обработки хвойного дерева. Консистенция канифольного лака такова:

  • 110 г канифоли;
  • 20 г терпентина;
  • 20 г скипидара;
  • 80 г 95%-ного спирта.

Примечательно, что канифоль служит не только основой для лака. Ее успешно применяют в качестве базового вещества в производстве мастики.

Канифольный спиртовой лак имеет невысокую стоимость, но его покрытие не отличается прочностью.

Карбинольный лак

Основой этих лаков являются карбинольные смолы, полученные в результате полимеризации синтетического вещества – диметилвинилэтинилкарбинола. Из этих смол получают не только лак, но и клей, используемый в строительных работах и в промышленности. При температуре 20 градусов этот лак высыхает на поверхности обрабатываемых изделий за полтора часа. В зависимости от состава, карбинольный спиртовой лак бывает окрашенный или бесцветный.

лак на спиртовой основе

Лаки, используемые для обработки деревянных поверхностей

Такие покрытия прозрачны и способны придавать поверхности блеск и подчеркивать естественную текстуру дерева. Спиртовые лаки для дерева получили широкое применение в мебельной промышленности. Поскольку их основу составляет этиловый спирт, они довольно быстро высыхают и впоследствии служат надежной защитой обработанных поверхностей от воздействия солнечных лучей и неблагоприятных климатических факторов.

Сырье для производства спиртовых лаков (сандарак, шеллак, акароиды и т. п.) получают не только в России, но и импортируют из-за рубежа. Наилучшим качеством обладают лаки, полученные на основе гуммилака и шеллака, которые широко используются для покрытия деревянных и стеклянных поверхностей. В настоящее время технологи научились заменять эти смолы идиолом, искусственной фенолоальдегидной смолой. Тем не менее такая смола уступает по качеству шеллачному спиртовому лаку, она не так прочна и устойчива к воздействию внешних раздражителей. Более того, фенолоальдегидные смолы темнеют на свету.

Лак на спиртовой основе для дерева ложится тонким слоем и создает прозрачную пленку. Для подчеркивания структуры на светлой древесине необходимо использовать только светлые лакокрасочные материалы.

лак на спиртовой основе для дерева

Консистенция спиртовых лаков

В зависимости от количества смолы, входящей в состав, спиртовые лаки классифицируются на следующие группы:

  1. Собственно лаки (более 30% смолы).
  2. Политуры (менее 30% смолы).

Для обработки деревянных поверхностей используют преимущественно мутный шеллачный спиртовой лак, который не очищен от воска. Это даже является некоторым преимуществом, поскольку воск способен отлично закупоривать отверстия в структуре деревянных поверхностей.

Чтобы качество лаков было безупречным, при размешивании спиртовой консистенции недопустимо использование деталей, в составе которых находится железо. При взаимодействии с этим элементом шеллачный раствор становится черным. Более того, в нем образуются нежелательные осадки, не предусмотренные технологией производства лаков.

Время, необходимое для изготовления политуры, составляет от 3 до 5 часов. На изготовление лака уходит больше времени, от 7 до 9 часов. Более суток (от 24 до 40 часов) потребуется для изготовления густых копаловых лаков. Для того чтобы процесс замешивания происходил быстрее, смесь подогревают, обеспечивая при этом постоянное помешивание раствора.

спиртовые лаки для дерева

Пропорции основных растворов смол

  1. Спирторастворимый копал (60 кг копала и 75-90 кг спирта).
  2. Гуммилак (40 и 65 кг соответственно).
  3. Канифоль (60 кг на 60 кг).
  4. Берестовая смола (35-40 кг на 60-65 кг соответственно).
  5. Сандарак (60 кг на 100 кг).
  6. Шеллак (45 кг на 90 кг).
  7. Идитол (30-40 кг на 60-65 кг соответственно).

Чтобы получить желаемую консистенцию, перечисленные растворы тщательным образом перемешивают и слегка подогревают. Растворы сандарака и копала используют в литографских лаках и для обработки поверхностей музыкальных инструментов. Литографские лаки должны обеспечивать блеск обрабатываемых материалов и при этом не впитываться в бумагу. Шеллачные лаки, предназначенные для обработки дерева, не подвергаются фильтрации. Их пропускают через сетку, изготовленную из меди. В результате такой обработки обеспечивается механическое удаление примесей.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий

Очень часто перед кожевниками стоит проблема финишной обработки изделия. Качественно подобранное покрытие — залог долговечности. Ведь изделию из кожи очень важно иметь привлекательный эстетический вид, водоотталкивающий эффект и стойкость к загрязнениям.

В магазинах представлен огромный ассортимент специальной продукции. Лаки, краски, пропитки, воск высокого качества и соответствующих цен. Изучая продукцию, я долго искала альтернативу. Чтоб и недорого, и по качеству покрытие соответствовало требованиям.

Еще в древние времена люди вскрывали кожу лаком животного происхождения. Вот и я поставила себе за цель найти этот чудо лак. Было несколько неудачных экспериментов. Но в итоге я вышла на интересный рецепт. Он состоит всего из двух компонентов. Легко и быстро готовится. Создает качественное блестящее покрытие на коже. А самое главное — экологически чист, гипоалергенный и износостойкий.

Итак, нам понадобится:

- шеллак;

- спирт.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий, фото № 1

Шеллак — природная смола, которая производится червями в Индии и Азии. Они паразитируют по деревьям, употребляют древесный сок и в процессе его переработки выделяют смолистое вещество. Потом смолу собирают, промывают и сушат для получения сыпучей лаковой смеси. Более глубокое описание компонента вы сможете найти на просторах интернета.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий, фото № 2

Его без проблем можно приобрести в магазинах с химическими реактивами. Продается на развес и относительно приемлемая цена.

А спирт берем обычный аптечный.

Для приготовления лака нам понадобится стеклянная баночка с закручивающейся крышкой. И емкость с горячей водой. В баночку насыпаем шеллак, заливаем спиртом в пропорции 1:2. Два стакана спирта и один стакан шеллака. Я обычно для таких целей использую мерный стакан.

Так как спирт имеет свойство испаряться, баночку плотно закрываем. Ставим в горячую воду. Кипятить не нужно, достаточно чтоб спирт нагрелся до 80 градусов. Во время нагревания перебалтываем. Пластинки шеллака должны полностью растворится в спирте. По времени где-то 15-20 минут. В итоге должна получиться жидкая смесь коричневого цвета. После охлаждения лак готов к использованию. Кисточку я подрезаю в размер высоты банки и храню непосредственно в лаке. Очень удобно, кисточка не засыхает и всегда готова к использованию.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий, фото № 3

Наносим лак на кожу в несколько слоев. Спирт, испаряясь, способствует быстрому высыханию, так что этот процесс не занимает много времени. Первый слой должен быть максимально тонкий. Аккуратно покрывайте края, стараясь не заливать торцы изделия. Особенно в светлых оттенках кожи. Иначе могут быть разводы по контуру. Лак придает изделиям определённую жёсткость. Мне это свойство очень помогает для закрепления формы изделия. Например, в браслетах я после нанесения первого слоя придаю нужную форму. После высыхания изделие легко ее поддерживает.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий, фото № 4

Я вскрываю этим лаком разные кожаные изделия. Лак защищает их от факторов внешней среды, и загрязнений. Придает коже глянцевый блеск с водоотталкивающим эффектом. Изделия легко моются. Моя первая сумка носится уже три года. Имеет вполне эстетичный вид, что говорит о высоком качестве этого покрытия.

Как сделать экологически чистый лак для покрытия кожаных изделий, фото № 5

Есть один нюанс — после вскрытия изделия из светлой кожи темнеют. Но этот недостаток легко превратить в преимущество. Все зависит от вида кожи и от ожидаемого результата.

Еще шеллак хорошо себя показал при вскрытии деревянных изделий.

Вот, собственно, все. Надеюсь, мастер-класс будет полезным. С удовольствием отвечу на вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *