Пойманный звук. 1.2. Граммофон, пластинка из шеллака и 78 оборотов | КУР.С.ИВ.ом


Граммофон.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Прочие статьи»

«Граммофон не есть эхо голоса, а сам голос».
(С. Бернар)

«Я полагал, находясь в отдельной комнате, что рядом,
за стеной, действительно находится Карузо
и исполняет своим дивным голосом «Смейся, паяц».
(Р. Леонкавалло)

Когда немец Эмиль Берлинер в 1887 году представил публике граммофон, Эдисон надменно заявил: «У этого аппарата нет будущего!». Элементарная изобретательская зависть вперемешку с коммерческим интересом помешала великому изобретателю увидеть в Берлинере своего главного конкурента. Но именно граммофон в начале ХХ века фактически полностью вытеснил с рынка аудиотехники продукцию «Эдисон фонограф компании».[1]


Первый граммофон Э. Берлинера. Как это ни удивительно, главной его проблемой стал двигатель. Дело в том, что пружинный привод фонографа был защищен авторскими правами. Тогда соратник Берлинера — Элдридж Джонсон — на скорую руку сконструировал двигатель, похожий на систему швейных машин.

Таким успехом Берлинер был обязан двум знаменательным новшествам. Первое касалось технологии записи фонограммы. Если помните, в фонографе применялась глубинная запись путем вдавливания, при этом игла располагалась перпендикулярно мембране. Берлинер же расположил их параллельно, в результате чего игла вырезала поперечную канавку. Грубо говоря, неустойчивую дорожку с ямками и ухабами заменила дорожка извивающаяся.


Звукозаписывающий станок Берлинера.

Вторым открытием стала насущная технология тиражирования записанной фонограммы. Сначала Берлинер производил свою поперечную запись на привычном валике. Но затем на роль первичного носителя была избрана круглая цинковая пластинка, покрытая воском. После записи оригинал протравливался кислотой. Там, где воск оставался невредимым, кислота не оказывала никакого действия, зато углубляла канавки, прочерченные резцом. После этого из цинкового оригинала путем электролиза получали медный негатив (на месте изгибающихся канавок образовывались аналогично изгибающиеся «хребты»). Негатив же становился той самой матрицей, которой прессовали копии из какого-нибудь пластичного материала.


Эмиль Берлинер.

Подходящий материал Берлинер нашел не сразу. Первую пластинку он изготовил из целлулоида (она до сих пор хранится в Национальном музее США в Вашингтоне). Затем целлулоид сменился эбонитом, но этот материал плохо поддавался прессовке.[2] Легенда утверждает, что долгие поиски Берлинера завершились во время посещения магазина одежды, где изобретателя крайне заинтересовали одни пуговицы, вернее, то, из чего они были изготовлены. Оказалось — из шеллака. Шеллак представлял собой застывшую смолу органического происхождения. В ее производстве участвуют насекомые из семейства лаковых червецов. Самка червеца сосет сок тропических растений и, переработав, выделяет шеллак.

Для производства пластинок этот материал оказался на то время лучшим — относительно дешевым и (так же относительно) качественным. Благодаря шеллаку граммофонную пластинку не спутаешь с виниловой — она тяжелая, толстая и очень хрупкая. У половины доставшихся мне в наследство шеллачных пластинок (хранившихся, надо сказать, небрежно) отколоты края.

Кстати, по краю первых пластинок шел небольшой барьерчик, не позволяющий игле соскакивать. Это было необходимой мерой предосторожности, так как граммофонные звукосниматели отличались массивностью (вес доходил до 100–130 г), а иглы — грубостью. Стальные иглы были съемными, потому что приходили в негодность после прослушивания только одной стороны пластинки. Были иглы и получше (они вставлялись в звукосниматель неразъемно) — корундовые (150 часов звучания) и алмазные (1 500 часов звучания).

Безусловно, что от такой жестокой эксплуатации пластинки приходили в негодность довольно быстро. О шуме я даже не говорю, хотя после валиков Эдисона граммофонное звучание казалось настоящим «Hi-Fi». Если вспомнить, что никаких усилителей в то время не было, то звуки, несущиеся из граммофонного рупора, показались бы современному слушателю неожиданно громкими.

Постепенно установилась и общая для всех пластинок скорость проигрывания — 78 оборотов в минуту. Если при этом учесть большую ширину канавок, то станет понятно, почему на одну сторону диска диаметром 300 мм вмещалось не более 5 минут звучания. Соответственно о записи цельных крупных произведений не могло идти и речи.
Тем не менее, индустрия грамзаписи развивалась с потрясающей скоростью: если в 1897 г. было выпущено 500 тысяч пластинок, то через два года их тираж возрос почти втрое.
По сути дела, с момента появления тиражируемого носителя начала формироваться и индустрия поп-музыки. Отныне главным критерием успеха того или иного исполнителя будут тиражи продаваемых пластинок, а позже — разнообразные «топ-парады».

Если говорить о репертуаре первых пластинок, то он преимущественно состоял из маршей, вальсов и оперных арий. Вручай в то время «золотой диск» [3], его бы бесспорно получил итальянский тенор Энрике Карузо (а в России — Федор Шаляпин). Такая популярность оперных пластинок — следствие высоких цен на первые граммофоны, ведь оперу слушала в основном аристократия. Постепенно цены стали падать, и репертуар пластинок расширился — начали выходить записи разных «жестоких романсов», городских песен, комичных куплетов, не говоря уже о самой разнообразной танцевальной музыке.

Теперь меломану стало не обязательно приглашать на вечеринку музыкантов. Достаточно поставить пластинку, накрутить граммофон, развернуть рупор и можно было лихо отплясывать с дамой сердца какую-нибудь польку или фокстрот. Или напротив — остаться с музыкой наедине. Когда же изобрели безрупорный граммофон, более известный как патефон, слушатели обрели новые удобства — можно было взять небольшой чемоданчик, выехать на пикник, завести пружину и наслаждаться музыкой вдали от дома.


Советские летчики слушают патефон. Осень 1943 г.

Кстати, изобретение патефона принадлежало конкурентам Берлинера — европейским дистрибьюторам фонографов — фирме братьев Пате. Уразумев, что будущее «детища» Эдисона под угрозой, братья постепенно сменили валики на пластинки. Какое-то время (до 1916 г.), они пытались оригинальничать, то записывая пластинки «глубинным» способом, то располагая запись от центра пластинки к краю, но ни то, ни другое не выдержало испытания временем. Главное открытие фирма Пате совершила в 1907 году, когда ее сотрудник Гильон Кеммлер впервые попробовал убрать рупор внутрь коробки. Правда, опытный экземпляр отнюдь не напоминал тот небольшой раскладывающийся чемоданчик, каким патефон стал впоследствии. Это была громоздкая тумбочка, на которой проигрывались диски в полметра диаметром.

Вторым ходом фирмы Пате в конкурентной войне на аудиорынке стало полученное ими эксклюзивное право на запись популярных артистов французской эстрады (в частности — Эдит Пиаф). Конечно, за это пришлось платить, но дело того стоило. Процесс записи в те времена был особенно нелегок — пели в рупор, стараясь не отклонятся от оптимального положения. Лишь в середине 1920-х этот способ полностью вытеснила запись через микрофоны.


Патефон.

Аудиорынок всегда был ареной драматической конкурентной борьбы, полной алчности и подлости. Уже Берлинеру пришлось судиться с компанией Эдисона по поводу авторских прав на свой граммофон. Отстаивая сам аппарат, Берлинер забыл запатентовать свое главное изобретение — способ записи на диск. Зато это не забыл сделать один из сотрудников его фирмы, чтобы тут же… продать запатентованные права фирме «Columbia Broadcoast System».


Когда же изобретатель граммофона наконец выиграл долгую судебную тяжбу, то с удивлением обнаружил, что кроме его фирмы по производству пластинок — «Victor», в США появилась еще одна — CBS. Через какое-то время появились и другие: во Франции — «Pathe», в Великобритании — «His Master’s Voice», в Италии — «La Voce del Pardon»…

Чтобы защититься от подделок, фирмы выбирали себе логотипы, которые размещали на «пятачках» пластинок. Хотя «пиратство» преследовало индустрию грамзаписи с момента ее появления, в те времена качественная полиграфия многим шарлатанам была не под силу.
Самую интересную историю имеет логотип художника Френсиса Барро. У Френсиса был брат, а у того — фокстерьер Ниппер. Собака отличалась одним странным хобби — стоило завести фонограф, как она усаживалась подле него, расположив морду по направлению к рупору. Сию забавную сценку Барро и зарисовал, а в 1899 г. предложил рисунок компании «Граммофон» (конечно же, первоначальный фонограф художник заменил на более подходящий аппарат). К рисунку придумали эффектный слоган — «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»), давший в итоге название фирме грамзаписи. Дивиденды от использования рисунка обеспечили удачливому Барро безбедное существование — он заработал на фокстерьере Ниппере 10 млн. фунтов стерлингов.

   
Оригинал и логотип.

В Российской империи первая фабрика грампластинок появилась в 1901 г. в Риге. А в 1910 г. под Москвой был основан крупнейший Апрелевский завод грампластинок. После Октябрьской революции практичный В. Ленин понял, что пластинки могут приносить огромную пользу как источник агитации. Поэтому на первых советских пластинках были не цыганские романсы, а разнообразные вдохновляющие речи советского правительства. На первых советских пластинках были запечатлены речь Ленина «Памяти Я. Свердлова», выступления А. Колонтай, А. Луначарского и даже стихотворение «Железный Мессия» пролетарского поэта В. Кириллова в исполнении автора.


Пластинка с речью В. И. Ленина «Что такое советская власть».

Однако развитию еще одного «важнейшего из искусств» постоянно мешала нехватка материала для звуконосителей. Шеллак, запасенный буржуями, закончился, а закупать его для молодой власти, истерзанной гражданской войной, было дороговато. Но большевики выкрутились и здесь — в дело пошел так называемый скрап — бой старых пластинок. И так же, как мое поколение меняло макулатуру на дефицитные в СССР книги А. Дюма, в 1920-х годах меняли скрап на пластинки. Постепенно работа индустрии грамзаписи наладилась (тиражи фирмы «Мелодия» достигали 180 миллионов дисков в год), однако качество советских пластинок (что граммофонных, что виниловых) всегда уступало качеству западных.

КОММЕНТАРИИ:

1 — Правда, фонографы еще долгое время просуществуют в роли диктофонов. Ими пользуются конторские служащие и собиратели фольклора. Действительно, как запишешь граммофонный диск в полевых условиях? Поэтому валики к фонографам перестанут выпускать только в конце 1920-х годов, когда диктофонные функции перейдут к магнитофону.

2 — В 1909 г. выпускались даже пластинки из… стекла. Очевидцы утверждали, что стеклянные пластинки при проигрывании шумели меньше прочих. Кто бы мог подумать!

3 — «Золотой диск» вручают исполнителям, продавшим миллион экземпляров своих пластинок.

<<< Фонограф | СОДЕРЖАНИЕ | Пластинка из винила >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1/2007 (февраль)

Пластинки на 78 об/мин: шеллак и ПХВ-п — Аналоговые источники сигнала

Возник вопрос: на чём играть грампластинки 50-х годов, 78 оборотов в минуту? Проще всего использовать для этих целей советскую радиолу 60-х — 70-х годов с проигрывателем второго класса «IIЭПУ-50» и пьезокерамическим, монофоническим звукоснимателем ГЗК-661 (круглый, с двумя иглами). Например, «Урал-112». Важнейший недостаток — страшные искажения на высоких частотах, хрипят голоса Робертино Лоретти, Анны Герман (это уже виниловая грампластинка 80-х). А может быть, это усилитель на 6Н2П + 6П14П барахлит, хотя при приёме УКВ-радио звук отличный.

 

Вариант 2. Электромагнитный звукосниматель «УЭЗ-1», применявшийся в радиоле «Даугава» и, может быть, в радиолах «Аврора», «Иртыш», «Исеть». Описание:

Бектабегов А. К. Звукосниматели. М.-Л.: ГЭИ, 1958, стр. 34. (МРБ, вып. 296).

В 1958 году, кстати, пьезокерамические звукосниматели казались более перспективными, чем электромагнитные.

 

Вариант 3. Новые разработки фирмы «Grado Labs Inc.» для старейших грампластинок.

http://www.needledoctor.com/Grado-78C-Stylus-3-5-Mil?sc=2&category=51

http://www.gradolabs.com/

Звукосниматель «Grado 78 DJ-3.5» с алмазной иглой установить на современный вертак с прямым приводом, со скоростью 78 об/мин. (к сожалению, большинство современных вертаков не поддерживают такой скорости). Несмотря на малую прижимную силу современного магнитного звукоснимателя с алмазной иглой, есть сомнения: алмаз движется по поверхности грампластинки, сделанной из твёрдого и хрупкого шеллака. Получается стеклорез!!! Алмаз крошит грампластинку… Что касается пьезокерамических звукоснимателей с корундовыми иглами — они ведь тоже, как стеклорез, только прижимная сила больше. Кроме того, точечный контакт иглы с грампластинкой — причина повышения уровня шума. При проигрывании корундовой иглой даже очень хорошая, не запиленная патефоном, чешская грампластинка «Suprafon» шумит.

 

Вариант 4.

…В связи с этим Анатолий Лихницкий предлагает использовать магнитный звукосниматель со сменными, одноразовыми иглами, которые могут быть сделаны из древесины бамбука, из колючек растений, из рыбьей кости или из зуба змеи. Я так понял, А. М. Лихницкий имеет большой запас игл из бамбука промышленного изготовления.

http://aml.nm.ru/articles/remastering.htm

Вот здесь представлены идеи использовать иглы от больших кактусов или от боярышника.

http://www.audioworld.ru/FAQ/Vinil/vinil_08.html

В результате получается, что грампластинка не повреждается, но должно быть ухудшение звучания в конце пластинки в связи с износом иглы, и, может быть, пластинка засоряется древесными волокнами.

 

Реализовать четвёртый вариант сложно, дело в том, что последние экземпляры магнитных звукоснимателей со сменными иглами были сделаны в 50-х годах, прошло слишком много времени, и с каждым днём шанс найти их уменьшается. Звукосниматель типа «АМ» применялся в радиоле «Урал-49». (1949 год). Ему на смену пришёл звукосниматель типа «ЗС»: радиолы «Урал-49М», «Кама» (1951 год).

Вот он, крупным планом:

http://rw6ase.narod.ru/k/kama/kama_zw.jpg

В дальнейшем магнитные звукосниматели уступили место пьезоэлектрическим. Кстати, были пьезоэлектрические звукосниматели со сменными иглами: ЗПУ-1 (радиолы «Чайка», «Урал-57»), ЗУФ-52 (на основе фосфата аммония). Поставлена задача — найти в Копейске или Челябинске хотя бы одну из указанных радиол (а стоит ли вообще их искать?).

http://rw6ase.narod.ru/u/ural/ural57_9.jpg

 

Сайт «Отечественная радиотехника двадцатого века»:

http://rw6ase.narod.ru

«Архив Интернета» оцифровал 25 000 шеллачных пластинок / Habr

Вот уже почти год «Архив Интернета» занимается оцифровкой жёстких грампластинок на 78 оборотов в рамках проекта Great 78 Project. Патефонные шеллачные пластинки — это самый старый формат, который использовался до LP (микроканавки). Пластинки на 78 rpm изготовлены из шеллака — природной смолы, экскретируемой самками некоторых насекомых-червецов. Это хрупкий материал. Поэтому они более всего нуждаются в сохранении, эти записи мы можем потерять навсегда.

К настоящему времени архив оцифрованных записей проекта Great 78 вырос до 25 989 пластинок. Они датируются 1902-2013 годами, а больше всего записей приходится на период расцвета шеллачных пластинок, то есть на 1939-1954 годы.

По оценкам активистов «Архива Интернета», в период с 1898 по 1950-е годы было выпущено примерно 3 миллиона трёхминутных записей на пластинках 78 rpm. Хотя те из них, которые имеют коммерческую ценность, позже восстановили для LP и CD, но всё равно оригинальные артефакты имеют большую исследовательскую значимость.

Для физического сохранения и оцифровки «Архивом Интернета» были выбраны 20 коллекций, сейчас там около 200 000 пластинок. Основную работу взяла на себя студии оцифровки аудио/видео/плёнок George Blood, L.P..

Оцифрованные записи в свободном доступе позволяют исследователям со всего мира изучать раритеты, не подвергая опасности оригинальный носитель. При оцифровке они не подвергаются никакой обработке фильтрами. Намеренно сохраняются все шумы, иногда весьма значительные. Исследователи публикуют для каждой пластинки несколько записей, полученных при воспроизведении четырьмя стилусами разных форм и размеров (2,3-3,8 мм, на фото), чтобы можно было проводить различные виды анализа. Наилучшее качество звучания достигается при использовании усечённого конического стилуса 2,3 мм.

Шеллачные пластинки — это действительно заброшенный формат. Пластинки очень древние, и если неподготовленный человек просто возьмёт какую-нибудь из этих пластинок в руки — она может сразу развалиться. «Архив Интернета» выделил средства для сохранения на всякий случай не только цифровых записей, но и самих оригиналов. Так повышается вероятность, что будущие поколения сохранят доступ к нашему культурному наследию, в цифровом или физическом виде.

«Архив Интернета» — не единственный, кто занимается оцифровкой шеллачных пластинок. Отдельные записи от энтузиастов можно найти на YouTube.

Ретро-шеллак и винил, 1950-е — 1960-е годы: periskop.su — LiveJournal

А давайте отвлечёмся от текущих буден и перенесёмся в прошлое, лет этак на пятьдесят назад. Когда в проигрывании музыки царил не только винил — еще не тот, современный, на 33 оборота, а более хрупкий и толстый шеллак, на 78 оборотов.
Представляю подборку патефонных пластинок и стилей конвертов к ним из коллекции моего деда, Павла Степановича Сигачёва (1914-1992). Все это великолепие (и ещё больше) я отснял летом, в восточно-азиатском вояже, когда заехал ненадолго к бабушке в Забайкалье.

Коллекцию музыки дед пополнял обычно в Москве, в Военторге на Калининском просп. (ныне снесённом) – по пути в Кисловодск он делал суточную пересадку (остановку) в столице с самолёта на самолёт, Иркутск – Москва – Кисловодск. Профсоюзные путёвки в санаторий на Кавказ ему, как язвеннику и фронтовику, давали четырежды – в 1957, 1959, 1962 и 1963 годах – стало быть, к этим годам относится и основная часть его подборки. Ни одной пластинки позже 1967 года я в его подборке не нашёл. Самые ранние пластинки – 1950-51 года.

Поставим-ка пластинку на патефоне, и начнём обзор…

Патефон из коллекции музея локомотивного депо Чита-1. 2007 г.

Пластинка целиком. На такой большой пластинке помещалась только одна песня – в данном случае – «Вот кто-то с горочки спустился». 1962-63 годы.

Вот надписи в центре, покрупнее. Пластинка – ленинградская.

Пластинка ташкентского завода. Это одна из самых поздних в коллекции, 1966-67 года.

Ленинградская пластинка, 1962-63 годы.

Пластинка Апрелевского завода (в Подмосковье), 1962-63 годы.

Одна из первых «долгоиграющих» пластинок на 78 оборотов, 1958-59 годы.

Надпись покрупнее. Апрелевский завод.

Ташкентский завод, 1964-65 год. Обрамление в виде «арабских силуэтов».

Желтая «апрелевская», около 1965.

Еще пластинка Апрелевского завода, 1962 год.

Не меньший интерес представляют и конверты к пластинкам. В 50-60-е годы они были не просто утилитарной обёрткой, но носили и функцию поздравительной открытки, что вы увидите ниже.

Сперва покажу «обычную» обёртку. Подарок в 1958 году.

На многих конвертах отпечатывались специальным штампом «Правила обращения». Как вот тут, на конверте 1962 года к ленинградской пластинке..

Однако из столицы домой можно было привезти и пластинку в конверте с символикой Москвы (и не только). 1959 год.

Оборотная сторона такого конверта, и тоже с «Правилами».

Ещё «московская» обёртка (к сожалению, в неё была вложена ленинградская пластинка, что вносит некоторый диссонанс в гармонию – поздно обратил внимание).

К праздникам продавались пластинки с «праздничными» сюжетами. Вот вам новогодний стиль, 1962 год.

«Первомайский» конверт, тоже 1962 год.

А это «ленинградский» конверт, и мотивы композиции – ленинградские. 1963 год.

Небольшой обзор завершаем техникой, переходной от патефонов к более современным проигрывателям.

Проигрыватель 1964 года (судя по надписи), марку не знаю, из коллекции музея локомотивного депо Чита-1. 2007 г.


Спасибо за внимание 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *