Уже не раз на страницах нашего сайта мы писали о проблемах рекламы и рекламного рынка, наши статьи посвящались и Юрию Смоле и сотрудникам ФАС ведущим борьбу с администрацией города. Но проблема не утихает, ведь противостояние еще не закончилось, поэтому продолжим наши исследования в этой сфере.
Проблемы рекламы в Вологодской области.
Реклама — это не только «двигатель торговли», но и малозаметный, но очень доходный бизнес. По оценкам бизнес-сообщества оборот от рекламной деятельности в области составляет более 20 миллиардов рублей в год. Бизнес-сообщество небезосновательно считает, что основная часть этого дохода принадлежит нескольким чиновникам и аффелированным с ними лицам. Этот оборот в значительной степени является нелегальным, поэтому реальные поступления в бюджет области и органов местного самоуправления минимальны. По закону бюджет от сферы рекламного бизнеса пополняется из следующих источников:
-
за выдачу разрешения на размещение рекламы взимается государственная пошлина в размере 3 тысячи рублей;
-
плата за места под рекламу, выделяемые исключительно на торгах;
-
штрафные санкции за самовольное установление рекламы по ст.14.37 КоАП РФ (по привлечения управления МВД области)
-
штрафные санкции за ненадлежащую рекламу по ст.14.3 КоАП РФ (по привлечению федеральной антимонопольной службы)
В реалии же официальное разрешение выдано менее, чем 5% от всех установленных реклам. С 1.07.2008г. (с момента вступления Закона в действие) торгов по выделению мест под рекламу на территории области вообще не проводилось, даже отсутствует формальная документация об их проведении. Имели место лишь единичные случаи взимания штрафов силами УВД за самовольную установку рекламы, хотя согласно материалам областного делового журнала «Бизнес и власть» №5 от октября – ноября2011 г« по данным департамента градостроительства г.Вологды насчитывается не менее 6 тысяч «пиратских» реклам, за которые в бюджет не внесена гос. пошлина». По закону штраф за каждую из этих «пиратских» реклам составляет от 50 до 80 тысяч рублей, не трудно посчитать, что только г. Вологда не получила по этой статье от 300 до 480 миллионов рублей. В связи с невыдачей разрешения на установку рекламы по области бюджет недополучил 105 миллионов рублей (35 тысяч рекламных конструкций).
С учетом этих «экономий» (неплатежей в бюджет) хозяева рекламного бизнеса – «хозяева жизни» увеличивают свою прибыль от рекламы. Наличие денег в бюджете их волнует значительно меньше, чем в своем кармане.
В Москве при новом мэре (Собянине) стали тщательно контролироваться торги, в связи с чем поступления от рекламы в метро, на транспорте, на улицах и зданиях увеличились от 3 до 7 раз.
Таким образом, власти, если им это выгодно, «закрывают глаза» на рекламные нарушения, отказываясь от пополнения бюджета; но если выгоду сулит вмешательства в сферу рекламы – то они это организуют весьма оперативно и находчиво.
В журнале «Бизнес и власть» № за 2009г. сформулированы задачи администрации Вологды в области рекламы:
-
Создать коммерческие организации, которые бы:
- готовили проекты рекламных конструкций
- проводили экспертизу проектов рекламных конструкций
- осуществляли изготовление проектов рекламных конструкций
- согласовывали с администрацией города и получали разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
- проводили установку и осуществляли эксплуатацию рекламных конструкций
Цели администрации ясны и понятны: создать коммерческие организации, которые бы монополизировали этот рынок; в этих условиях реклама города Вологды осуществлялась бы только через эти структуры (в которых у отдельных должностных лиц имеется, по мнению бизнес-сообщества, личная заинтересованность).
24 февраля2010 г. администрацией г.Вологды было принято постановление № 434
« Об утверждении порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств наружной информации на территории муниципального образования «г.Вологда»», где юридически закреплялись изложенные в журнале намерения.
Бизнес-сообщество негативно восприняло данное постановление и действия администрации города по воплощению его в жизнь. Описанные в постановлении требования о создании проектов рекламных конструкций, их экспертизы, изготовления, экспертизы изготовленных конструкций и согласования вынуждали нести необоснованные затраты в сумме от 120 до 200 тысяч рублей, которые получали вновь созданные коммерческие структуры. При этом указанным постановлением вывеска приравнивается к рекламе, что противоречит закону (вывески же по закону не являются рекламой и не подлежат никакому согласованию с администрацией, они просто обязаны быть, а за их отсутствие предусмотрена административная ответственность). В порыве служебного рвения референт заместителя Главы г.Вологды Смола Ю.Э. даже репертуарную театральную афишу посчитал рекламой и предъявил театру те же требования «раскошелиться», за что был награжден бы эксгубернатором Позгалевым В.Е. достойным эпитетом. Администрация незаконным образом тайно ночью стала проводить рейды по демонтажу вывесок магазинов и других предприятий мелкого бизнеса, отказавшихся пользоваться услугами новых структур, требующих смены вывесок на новых условиях. Просматривается заинтересованность отдельных чиновников в деятельности созданных коммерческих организаций на рынке рекламных услуг.
Десятки представителей малого бизнеса, чьи законные права нарушены и интересы ущемлены, за защитой своих прав стали обращаться в федеральную антимонопольную службу и в суды. Более года идет эта борьба, и можно сказать однозначно, что поражение администрации неизбежно. Некоторые решения судов в пользу заявителей уже вступили в законную силу, другие суды выиграны в первой инстанции, ряд дел по заявлению предпринимателей с улицы Мира рассматривается федеральной анимонопольной службой. В значительной степени положения постановления №434 признаны судами незаконными и отменены. Однако администрация города с упорством, достойным лучшего применения, продолжает пытаться отстаивать свои позиции всеми методами.
Так, очередное рассмотрение дела против администрации города в федеральной антимонопольной службе было назначено на 22.11.2011г., а за день до этого, 21.11.2011г., мэр Шулепов Е.Б. пригласил руководителя ФАС Сазонова А.И. и его заместителя Хлевчука В.Т. на совещание в администрации города по вопросу совершенствования архитектурного облика г.Вологды (тема совещания не входит в компетенцию ФАС). На совещании также присутствовали зам. Мэра Самарин И.С. и тот самый Смола Ю.Э. Шулепов Е.Б. считает, что управление ФАС и лично Хлевчук В.Т., возглавляющий комиссию, является препятствием по осуществлению ранее описанных целей и задач администрации по рекламе. Во время дискуссии мэр трижды заявил Хлевчуку В.Т: «Если Вы не измените позиции, мы Вас посадим…». Слова мэра оказались пророческими, несмотря на то, что официально правоохранительные органы ему не подчиняются. Уже 29.11.2011 г. Хлевчук В.Т. получил повестку о возбуждении в отношении себя уголовного дела.
Контроль за конкуренцией и рекламой входит в полномочия антимонопольной службы.
Жалобы представителей бизнес-сообщества на действия органов власти по рекламе были направлены в адрес президента РФ, Главы правительства РФ. Генеральному прокурору, в Государственную Думу и в федеральную антимонопольную службу; в конечном итоге все они были переданы в Вологодское управление антимонопольной службы для разбирательства и принятия мер в пределах своей компетенции.
После проверки жалоб, ФАС по вологодской области направил Губернатору Вологодской области письмо « О координации действия органов власти на территории Вологодской области по реализации требований федерального закона от 13 марта2006 г.№38-ФЗ «О рекламе»».
В письме сообщалось о нарушении законодательства «О рекламе» и предлагалось провести координационное совещание с участием главного федерального инспектора по Вологодской области, областной прокуратуры, управления внутренних дел и других структур для выработки конкретного плана действия по наведении порядка в этой сфере. Из содержания письма явно просматривалось осознанное бездействие прокуратуры и управления внутренних дел в пользу воротил рекламного бизнеса (копия письма прилагается) «Хозяевам жизни», связанным с рекламой неформальными узами, это угрожало лишением существенной части прибыли.
Реакция от могущественных структур последовала незамедлительно: работники ФАС были вызваны в прокуратуры для дачи показаний по этому письму.
По поднятой проблеме заместитель прокурора области С.А.Фирсов сообщил:
«Прокуратурой области проведена проверка реализации полномочий в сфере контроля за исполнением законодательства о рекламе структурными подразделениями УВД по Вологодской области, входе которой установлено, что на территории Вологодской области за 2010 и 2011г.г. органами внутренних дел области выявлено лишь 10 административных правонарушений, предусмотренних ст.14.37 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за установку рекламных конструкций в отсутствие предусмотренного законодательства разрешений при очевидности массового количества нарушений в данной сфере.
Результаты мониторинга, проведенного УФАС по Вологодской области, свидетельствуют о том, что на территории области установлено около 35 тысяч незаконных рекламных конструкций .
Изложенное стало возможным в связи с отсутствием надлежащей работы сотрудников центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и службы участковых уполномоченных УВД по Вологодской области по выявлению и пресечению нарушений в денной сфере, а также должного взаимодействия органов УВД области с органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу соответствующих разрешений и привело к тому, что требование федерального закона от 13.03.2006 г.№38-ФЗ « О рекламе» массово нарушаются субъектами предпринимательства в части соблюдения порядка, установки и размещения рекламных конструкций, что ведет к недополучению бюджетами области суммы, превышающей 100 млн рублей.
В адрес начальника УВД по Вологодской области Горчакова П.А. внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, а также обеспечить комплекс мер, направленных на привлечение к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства «О рекламе».»
Это письмо было написано 17.03.2011 г. Но, как отмечалось выше из публикаций журнала «Бизнес и власть» от ноября 2011г., департаментом градостроительства г.Вологды насчитывается не менее 6 000 «пиратских» реклам. Торги по рекламе по-прежнему не проводятся. Т.е. представление прокурора области не исполняется в интересах хозяев рекламного бизнеса, и прокуратура «вяло» контролирует исполнение своего представления милицией, успевшей за это время преобразоваться в полицию.
Т.е., городские чиновники настроены идти до конца, незаконно отстаивая свои интересы под покровительством правоохранительных структур, используя давление, угрозы и прибегая к крайним методам с целью любой ценой избавиться от лиц, препятствующих столь доходному рекламному бизнесу.
Что делать дальше?
-
Отменить постановление №434 от 24.02.2010г. городской администрации в полном объеме и забыть его как дурной сон
-
Не создавать аналогичных постановлений, т.к. и постановление №434 было принято взамен отмененного еще более нелепого.
-
Необходимо действовать по закону №38 ФЗ от 13.03.2006 г. («О рекламе»), не выходя за рамки компетенции, предоставленной ст.19 этого закона.
-
Действовать в соответствии с ч.2 ст.2 закона №38 ФЗ « О рекламе», указывающей на то, что информация, которая по закону должна быть доведена до потребителя, рекламой не является (вывески, указатели, ассортимент, репертуар, расписание движения транспорта, график работы, расписание спортивных игр…)
Tags: коррупция, малый бизнес, реклама, Хлевчук Вячеслав, Юрий Смола
До меня не доходит до сих пор: как администрация под покровом ночи поснимала вывески без предъявления собственнику вывески соотв. решения суда или какого-нибудь постановления, при этом уголовные дела не заводились? Это-ж воровство! ст 158 УК!
а угрозы госслужащему? это уже компетенция ФСБ! дурдом, блин!
Скорее бы уже выборы мэра. Якуничев А.С. хоть какое-то понятие о чести и совести имел. Когда же наконец в Вологде мэром станет порядочный человек?
Когда Доможирова выдвинем и проголусем за него! ДОМОЖИРОВА В МЭРЫ!!!
За что? Вроде, неплохой мужик…
Хорошая щутка… Сказано же — порядочный человек.
Безусловно, Якуничев был порядочнее. Прошлая и настоящая жизнь нынешнего мэра, членов его семьи, их «хозяйственная деятельность» проходит навиду у Вологжан — город маленький. Был бы умнее-сидел бы тихо с таким счастьем, а он делает распальцовки, привлекает к себе внимание, считая себя неприкасаемым. За все придет расплата, свидетелей найдется пол-Вологды.
А неужели же нынешний мэр, «трижды заявивший Хлевчуку: «Если Вы не измените позиции, мы Вас посадим…», сам ничуть не опасается «присесть» хотя бы за свой собственный «свечной заводик», производящий самозагорающиеся неудобные «Одимпы» и теперь «Олимпики», навязываемые городу втридорога при помощи лизинговых схем?
У меня в ночь с 17 на 18 ноября украли указатели на Товарную 24, а перед этим я вызывал наряд полумилиции и они обещали присмотреть!))))