Лак для ногтей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Розовый лак для ногтейЛак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья червеницы (Anchusa tinctoria) предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак
Ингредиентный состав лаковых покрытий
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую плёнку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза , растворяясь в смеси растворителей, создаёт яркую, блестящую твердую плёнку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака быть качественно нанесённым на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей даёт оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются сложные эфиры, распространённые в кондитерской промышленности для производства фруктовых эссенций и конфет — этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный «аромат» слышится при открытии флакона с лаком
- Бутилацетат даёт возможность распределить лак по поверхности ногтя.
- Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования плёнки.
- Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы.
- Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности.
- Диметикон — разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-«сушках» для лака.
- Пластификаторы. Придают лаковой плёнке необходимую эластичность и прочность. Часто используют: дибутилфталат и камфору.
- Дибутилфталат — надёжный и гарантированный пластификатор в лаках. Однако оказался под запретом в Евросоюзе из-за предполагаемого, но не доказанного негативного воздействия на организм. Американские производители, вслед за этим, перестали использовать этот ингредиент в лаках, заменив его трифенилфосфатом или пентанил диизобутиратом[6].
- Камфора — пластификатор натурального происхождения из камфорного дерева и других растений. В связи с неоднозначной реакцией организма человека на ингредиент[7], некоторые производители лаковых покрытий отказываются от использования его в составе своих лаков.
- Пигменты. Применяются натуральные и синтетические. Слюда, силикаты, диоксид титана, оксихлорид висмута, D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow, лимонная кислота.
- Слюда — естественный ингредиент, придаёт лакам эффект мерцания.
- Диоксид титана — самый распространённый пигмент, придающий лаку белый цвет и регулирующий все остальные оттенки цветов.
- Оксихлорид висмута — соль, придаёт различным лакам перламутровый эффект. Иногда для этой цели используют специальные глины и натуральный перламутр[6].
- D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow — пигменты натурального и синтетического происхождения различных цветов от красного до синего и чёрного.
- Лимонная кислота — эффективна как стабилизирующий агент.
Подгруппы лаков
Современные лаки для ногтей разделяются на несколько групп.
- Основа. Обычно наносится на ноготь в первую очередь и выполняет несколько функций — подготавливает поверхность ногтя для нанесения слоя основного лака, защищает ноготь от пожелтения при использовании цветных лаков тёмных цветов. Некоторые основы содержат добавки — частицы талька, шёлка или других веществ, заполняющих неровности ногтя. Существуют также лечебные основы, содержащие вещества для защиты от грибковых заболеваний, или вещества, помогающие росту и укреплению ногтя (с примесью эпоксидных или формальдегидных смол, а также поливинилбутирола; иногда с кальцием). Лечебные основы могут использоваться как совместно с декоративным лаком, так и самостоятельно.
- Цветной (декоративный) лак. Обычно наносится на основу и служит для придания ногтю нужного цвета. Сверху на цветной лак рекомендуется наносить слой защитного лака для предотвращения его отшелушивания. Часто наносится в несколько слоёв для придания ногтю более гладкого и блестящего вида.
- Защитный лак. Прозрачный лак, предназначенный для защиты нанесённого цветного лака или основы от растрескивания и шелушения. Высыхает быстрее основы, придаёт ногтям глянцевый блеск.
Лаки рекомендуется наносить на очищенную от жира и грязи поверхность ногтя (для этого используются специальные косметические средства) и дать каждому нанесённому слою просохнуть до конца.
Обработка ногтей, в том числе и с помощью лаков, на руках называется маникюром, а на ногах — педикюром.
См. также
Примечания
- ↑ Лукас А. «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», М., 1958, стр. 87
- ↑ L.Borchardt, «Gebrauch von Henna im Alten Reiche», Zeitschrift fŭr Agypticshe Sprache, XXXV (1897), p. 168
- ↑ www.revlon.org, Официальный сайт компании Revlon.
- ↑ 1 2 Статья «Что там, во флакончике лака?», журнал «Ногтевой Сервис» № 1/2001, стр. 12.
- ↑ Статья «Лаки. Лаки. Лаки», журнал «NAILSPA» № 1/2008, стр. 46.
- ↑ 1 2 3 Там же, стр. 47.
- ↑ См. Камфора
Источники
- Ли Тоселли (Leigh Toselli). Полная энциклопедия маникюра & педикюра = A complete guide to manicure & pedicure. — М.: ЗАО «Издательская группа „Контэнт“», 2006. — ISBN 5-98150-065-4. (русс.), ISBN 1-84330-861-4 (англ.)
Лак для ногтей в истории косметики и красоты
Лак для ногтей в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, стал популярным в 1930-е годы благодаря человеку по имени Чарльз Ревсон.
В 1931 году Чарльз Ревсон начал свою работу в компании Elka, которая производила лак для ногтей. В данной компании Чарльз Ревсон работал торговым представителем. Однако уже вскоре уволился и совместно со своим братом Джозефом, а также компаньоном по имени Чарльз Р. Лахман основал свою компанию по производству косметики – Revlon.
Чарльз Ревсон
Название компании происходило от двух фамилий ее основателей – Ревсон и Лахман. Впрочем, Лахман вскоре ушел от дел, а Ревсон сделал компанию Revlon самым известным производителем лаков для ногтей.
Чарльз Ревсон – мужчина, который красил ногти
Елена Рубинштейн, женщина, вошедшая в историю как одна из двух первых леди индустрии красоты, второй была Элизабет Арден, называла Чарльза Ревсона не иначе как «человек ногтей» или «любитель ногтей». Элизабет Арден и Елена Рубинштейн, две женщины, создавшие одними из первых в мире косметические бренды, дружно недолюбливали первого успешного в делах продвижения косметических средств мужчину – Чарльза Ревсона.
Свой первый лак для ногтей Чарльз Ревсон презентовал в 1935 году. Рекламная кампания лака от фирмы Revlon была настолько успешной, что уже вскоре лаки наряду с помадой становятся обязательными косметическими средствами для всех женщин Европы и Америки.
Лак для ногтей от Revlon коллекции Colorstay 2012 года
Эта была юбилейная коллекция к 80-летию компании
Компания Revlon была основана в 1932 году
Именно Чарльз Ревсон первым предлагает сочетать по цвету лак и помаду, а также выпускает сезонные коллекции оттенков лака для ногтей параллельно с коллекциями одежды от известных домов мод.
А еще Чарльз Ревсон был мужчиной, который красил ногти. К примеру, перед маркетинговой встречей он накрашивал ногти различными цветами лака и таким образом наглядно демонстрировал свой лак потенциальным покупателем. Также Чарльз Ревсон покрывал лаком свои ногти на ночь, чтобы убедиться в его качестве, проверить свой продукт на прочность.
Несомненно, если бы не Чарльз Ревсон, лак для ногтей в ХХ веке, да и в наши дни, не был бы столь популярен.
Нитроцеллюлоза – от использования при окраске автомобилей
Но сам лак появился еще до основания компании Revlon. Лак для ногтей в привычном нам сегодня виде был изобретен в начале ХХ века в связи с появлением искусственного полимера нитроцеллюлозы. Нитроцеллюлозу начали использовать в 1920-е годы в автомобильной промышленности.
При покраске автомобилей добавление нитроцеллюлозы делало процесс высыхания краски более быстрым. Но не только автомобильная краска сохла быстро, с добавлением нитроцеллюлозы быстрым стал и процесс высыхания лака для ногтей. Благодаря чему женщины стали красить ногти гораздо чаще, чем в 1910-е годы, когда выпускались жидкие лаки для ногтей.
Но до появления лаков от Revlon, то есть до 1930-х годов, цвет лака для ногтей все еще должен был быть незаметным. И только в 1930-е годы появляется мода на ярко-красный лак.
История лака для ногтей от Древнего Египта до Китая
Впрочем, и во времена Древнего Египта женщины красили ногти. Покрытые оранжевой или же красной краской ногти в Древнем Египте считались признаком высокого положения в обществе. Для покраски ногтей в те времена использовали хну или же кермес. Кермес – это краска, которая давала темно-красные оттенки. Изготовляли ее из высушенных растолченных жуков.
Хна – это краска из высушенных листьев лавсонии неколючей, традиционно использовалась для окраски волос, ногтей, нанесения рисунков на кожу
Известно, что самая красивая царица Древнего Египта Нефертити красила ногти краской рубиново-красного цвета, а самая властная царица Древнего Египта Клеопатра – ржаво-красного.
Красили ногти и в древнем Вавилоне. Причем в Вавилоне ногти красили солдаты перед битвой. Так, археологами в гробницах Ура (город в южной части Вавилонского царства, который существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э.) были обнаружены целые наборы для маникюра.
В Персии для окраски ногтей, как и в Древнем Египте, использовалась хна. В хну, чтобы сделать ее цвет более темным, могли добавлять соли аммония и известь. И если женщины Персии красили хной ногти, то мужчины красили ей свои бороды. А еще при помощи хны на руки невест наносились рисунки-орнаменты. Обычай наносить хной рисунки на руки до сих пор сохранился в Индии.
В Китае также красили ногти. К примеру, во времена империи Мин (1368 — 1644 годы) популярностью пользовались красная и черная краски для ногтей. Лак для ногтей в Китае делали из смесей яичных белков, желатина, пчелиного воска, гуммиарабики (смола, состоящая из высохшего сока разных видов акаций), растительных красителей.
Лаки для ногтей, которые использовали в Древнем Египте, Вавилоне, Персии, Китае сохли по несколько часов. Точно так же, как и лаки, которые использовали в Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе лаки изготовляли сами мастера, которые занимались маникюром. И, соответственно, рецепты у каждого мастера были немного отличны. Однако общим было то, что данные лаки достаточно долго сохли. Чаще всего, в XIX веке лаки для ногтей представляли собой смеси из кармина (яркая красная краска, производимая насекомыми кошенили), оксида олова, масел бергамота и лаванды.
До XIX века, и в XVII-XVIII веках, и во времена Возрождения, и в Позднее Средневековье в Европе лак для ногтей известен не был. Возможно, это было связано с модой на ношение перчаток.
А вот где-то до века XIV в средневековой Европе ногти подкрашивали красными растительными маслами и шлифовали замшей. Полировали ногти и в Древнем Риме. А кельтскими племенами для придания ногтям розового цвета использовалась кашица, изготовленная из корня марены.
Современный лак для ногтей — состав
1. Основа – полимеры. Это производные нитроцеллюлозы (придают ногтям глянцевый блеск и образуют пленку) и тосиламид/формальдегидные смолы (они, взаимодействуя с нитроцеллюлозой, уменьшают ее хрупкость).
2. Пластификаторы – делают лак для ногтей эластичным, а также увеличивают его прочность. В качестве пластификаторов могут использовать натуральное вещество камфару или же химические вещества трифенилфосфат и пентанил диизобутират.
3. Растворители – способствуют высыханию лака, объединяют все его элементы, а также придают ему запах. Растворителей в любом лаке для ногтей всегда будет несколько, так как они испаряются в разные временные рамки. В качестве растворителей в лаках для ногтей используют, например, этиловый спирт или же бутилацетат. Бутилацетат — это самый медленно испаряющийся растворитель, который получают из уксусной кислоты и бутанола.
4. Пигменты – красящие вещества. Красители могут быть как природными, так и искусственными. А также представлять из себя смесь природных и искусственных красителей. К примеру, перламутровый блеск лаку для ногтей придают хлороксид висмута или же слюда. Краситель D&С Red #6 Lake – это косметический органический пигмент, диспергированный в касторовом масле, который придает лаку для ногтей красный цвет. А краситель FD & С Yellow #5 Aluminium Lake – это синтетический лимонный краситель, соответственно, он придает лаку желтый цвет.
Лак для ногтей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Розовый лак для ногтейЛак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья червеницы (Anchusa tinctoria) предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак
Ингредиентный состав лаковых покрытий
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую пленку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создает яркую, блестящую твердую пленку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака быть качественно нанесенным на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей дает оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются эфиры, распространённые в кондитерской промышленности для производства фруктовых эссенций и конфет — этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный «аромат» слышится при открытии флакона с лаком[6]. Также в состав лаковых покрытий входят изопропиловый спирт, стеаралконий гекторит и диметикон.
- Бутилацетат дает возможность распределить лак по поверхности ногтя.
- Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования пленки.
- Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы.
- Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности.
- Диметикон — разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-«сушках» для лака.
- Пластификаторы. Придают лаковой пленке необходимую эластичность и прочность. Часто используют: дибутилфталат и камфору.
- Дибутилфталат — надёжный и гарантированный пластификатор в лаках. Однако оказался под запретом в Евросоюзе из-за предполагаемого, но не доказанного негативного воздействия на организм. Американские производители, вслед за этим, перестали использовать этот ингредиент в лаках, заменив его трифенилфосфатом или пентанил диизобутиратом[6].
- Камфора — пластификатор натурального происхождения из камфорного дерева и других растений. В связи с неоднозначной реакцией организма человека на ингредиент[7], некоторые производители лаковых покрытий отказываются от использования его в составе своих лаков.
- Пигменты. Применяются натуральные и синтетические. Слюда, силикаты, диоксид титана, оксихлорид висмута, D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow, лимонная кислота.
- Слюда — естественный ингредиент, придает лакам эффект мерцания.
- Силикаты — способны контролировать консистенцию лака и одновременно предупреждать осаждение пигментов.
- Диоксид титана — самый распространенный пигмент, придающий лаку белый цвет и регулирующий все остальные оттенки цветов.
- Оксихлорид висмута — соль, придает различным лакам перламутровый эффект. Иногда для этой цели используют специальные глины и натуральный перламутр[6].
- D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow — пигменты натурального и синтетического происхождения различных цветов от красного до синего и черного.
- Лимонная кислота — эффективна как стабилизирующий агент.
Подгруппы лаков
Современные лаки для ногтей разделяются на несколько групп.
- Основа. Обычно наносится на ноготь в первую очередь и выполняет несколько функций — подготавливает поверхность ногтя для нанесения слоя основного лака, защищает ноготь от пожелтения при использовании цветных лаков тёмных цветов. Некоторые основы содержат добавки — частицы талька, шёлка или других веществ, заполняющих неровности ногтя. Существуют также лечебные основы, содержащие вещества для защиты от грибковых заболеваний, или вещества, помогающие росту и укреплению ногтя (с примесью эпоксидных или формальдегидных смол, а также поливинилбутирола; иногда с кальцием). Лечебные основы могут использоваться как совместно с декоративным лаком, так и самостоятельно.
- Цветной (декоративный) лак. Обычно наносится на основу и служит для придания ногтю нужного цвета. Сверху на цветной лак рекомендуется наносить слой защитного лака для предотвращения его отшелушивания. Часто наносится в несколько слоёв для придания ногтю более гладкого и блестящего вида.
- Защитный лак. Прозрачный лак, предназначенный для защиты нанесённого цветного лака или основы от растрескивания и шелушения. Высыхает быстрее основы, придаёт ногтям глянцевый блеск.
Лаки рекомендуется наносить на очищенную от жира и грязи поверхность ногтя (для этого используются специальные косметические средства) и дать каждому нанесённому слою просохнуть до конца.
Обработка ногтей, в том числе и с помощью лаков, на руках называется маникюром, а на ногах — педикюром.
См. также
Примечания
- ↑ Лукас А. «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», М., 1958, стр.87
- ↑ L.Borchardt, «Gebrauch von Henna im Alten Reiche», Zeitschrift fŭr Agypticshe Sprache, XXXV (1897), p. 168
- ↑ www.revlon.org, Официальный сайт компании Revlon.
- ↑ 1 2 Статья «Что там, во флакончике лака?», журнал «Ногтевой Сервис» № 1/2001, стр.12.
- ↑ Статья «Лаки. Лаки. Лаки», журнал «NAILSPA» № 1/2008, стр.46.
- ↑ 1 2 3 Там же, стр.47.
- ↑ См. Камфора
Источники
- Ли Тоселли (Leigh Toselli). Полная энциклопедия маникюра & педикюра = A complete guide to manicure & pedicure. — М.: ЗАО «Издательская группа „Контэнт“», 2006. — ISBN 5-98150-065-4. (русс.), ISBN 1-84330-861-4 (англ.)
Лак для ногтей Википедия
Розовый лак для ногтейЛак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История[ | ]
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья червеницы (Anchusa tinctoria) предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак[ | ]
Ингредиентный состав лаковых покрытий[ | ]
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую плёнку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создаёт яркую, блестящую твердую плёнку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль
Лак для ногтей — Википедия. Что такое Лак для ногтей
Розовый лак для ногтейЛак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья червеницы (Anchusa tinctoria) предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак
Ингредиентный состав лаковых покрытий
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую пленку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создает яркую, блестящую твердую пленку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака быть качественно нанесенным на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей дает оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются эфиры, распространённые в кондитерской промышленности для производства фруктовых эссенций и конфет — этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный «аромат» слышится при открытии флакона с лаком[6]. Также в состав лаковых покрытий входят изопропиловый спирт, стеаралконий гекторит и диметикон.
- Бутилацетат дает возможность распределить лак по поверхности ногтя.
- Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования пленки.
- Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы.
- Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности.
- Диметикон — разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-«сушках» для лака.
- Пластификаторы. Придают лаковой пленке необходимую эластичность и прочность. Часто используют: дибутилфталат и камфору.
- Дибутилфталат — надёжный и гарантированный пластификатор в лаках. Однако оказался под запретом в Евросоюзе из-за предполагаемого, но не доказанного негативного воздействия на организм. Американские производители, вслед за этим, перестали использовать этот ингредиент в лаках, заменив его трифенилфосфатом или пентанил диизобутиратом[6].
- Камфора — пластификатор натурального происхождения из камфорного дерева и других растений. В связи с неоднозначной реакцией организма человека на ингредиент[7], некоторые производители лаковых покрытий отказываются от использования его в составе своих лаков.
- Пигменты. Применяются натуральные и синтетические. Слюда, силикаты, диоксид титана, оксихлорид висмута, D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow, лимонная кислота.
- Слюда — естественный ингредиент, придает лакам эффект мерцания.
- Силикаты — способны контролировать консистенцию лака и одновременно предупреждать осаждение пигментов.
- Диоксид титана — самый распространенный пигмент, придающий лаку белый цвет и регулирующий все остальные оттенки цветов.
- Оксихлорид висмута — соль, придает различным лакам перламутровый эффект. Иногда для этой цели используют специальные глины и натуральный перламутр[6].
- D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow — пигменты натурального и синтетического происхождения различных цветов от красного до синего и черного.
- Лимонная кислота — эффективна как стабилизирующий агент.
Подгруппы лаков
Современные лаки для ногтей разделяются на несколько групп.
- Основа. Обычно наносится на ноготь в первую очередь и выполняет несколько функций — подготавливает поверхность ногтя для нанесения слоя основного лака, защищает ноготь от пожелтения при использовании цветных лаков тёмных цветов. Некоторые основы содержат добавки — частицы талька, шёлка или других веществ, заполняющих неровности ногтя. Существуют также лечебные основы, содержащие вещества для защиты от грибковых заболеваний, или вещества, помогающие росту и укреплению ногтя (с примесью эпоксидных или формальдегидных смол, а также поливинилбутирола; иногда с кальцием). Лечебные основы могут использоваться как совместно с декоративным лаком, так и самостоятельно.
- Цветной (декоративный) лак. Обычно наносится на основу и служит для придания ногтю нужного цвета. Сверху на цветной лак рекомендуется наносить слой защитного лака для предотвращения его отшелушивания. Часто наносится в несколько слоёв для придания ногтю более гладкого и блестящего вида.
- Защитный лак. Прозрачный лак, предназначенный для защиты нанесённого цветного лака или основы от растрескивания и шелушения. Высыхает быстрее основы, придаёт ногтям глянцевый блеск.
Лаки рекомендуется наносить на очищенную от жира и грязи поверхность ногтя (для этого используются специальные косметические средства) и дать каждому нанесённому слою просохнуть до конца.
Обработка ногтей, в том числе и с помощью лаков, на руках называется маникюром, а на ногах — педикюром.
См. также
Примечания
- ↑ Лукас А. «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», М., 1958, стр.87
- ↑ L.Borchardt, «Gebrauch von Henna im Alten Reiche», Zeitschrift fŭr Agypticshe Sprache, XXXV (1897), p. 168
- ↑ www.revlon.org, Официальный сайт компании Revlon.
- ↑ 1 2 Статья «Что там, во флакончике лака?», журнал «Ногтевой Сервис» № 1/2001, стр.12.
- ↑ Статья «Лаки. Лаки. Лаки», журнал «NAILSPA» № 1/2008, стр.46.
- ↑ 1 2 3 Там же, стр.47.
- ↑ См. Камфора
Источники
- Ли Тоселли (Leigh Toselli). Полная энциклопедия маникюра & педикюра = A complete guide to manicure & pedicure. — М.: ЗАО «Издательская группа „Контэнт“», 2006. — ISBN 5-98150-065-4. (русс.), ISBN 1-84330-861-4 (англ.)
Лак для ногтей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2017; проверки требуют 5 правок. Розовый лак для ногтейЛак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История[ | ]
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья () предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак[ | ]
Ингредиентный состав лаковых покрытий[ | ]
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую пленку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создает яркую, блестящую твердую пленку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — , хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака быть качественно нанесенным на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей дает оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются эфиры, распространённые в для производства и конфет — этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный «аромат» слышится при открытии флакона с лаком[6]. Также в состав лаковых покрытий входят изопропиловый спирт, и .
- Бутилацетат дает возможность распределить лак по поверхности ногтя.
- Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования пленки.
- Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы.
- Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности.
- Диметикон — разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-«сушках» для лака.
- Пластификаторы. Придают лаковой пленке необходимую эластичность и пр
Лак для ногтей — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Лак для ногте́й — косметическое средство, предназначенное для нанесения на ногти пальцев рук, а также ног.
История
По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э.. Во времена китайской династии Мин в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла.
В Древнем Египте листья червеницы (Anchusa tinctoria) предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос[1]. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет[2].
Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных.
Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревсон, основатель компании Revlon (1934 г.)[3]. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом используемые пигменты были достаточно небезопасны.[4].
Лак
Ингредиентный состав лаковых покрытий
Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты.
- Полимеры. Являются основой любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы[4]) — традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую пленку, которая называется лаковым покрытием.
- Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создает яркую, блестящую твердую пленку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя.
- ТСФ — синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Не имеет отношения к содержанию в лаке чистого формальдегида. Следовая концентрация последнего не должна превышать 0,05 %[5].
- Растворители. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, но благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака быть качественно нанесенным на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей дает оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются эфиры, распространённые в кондитерской промышленности для производства фруктовых эссенций и конфет — этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный «аромат» слышится при открытии флакона с лаком[6]. Также в состав лаковых покрытий входят изопропиловый спирт, стеаралконий гекторит и диметикон.
- Бутилацетат дает возможность распределить лак по поверхности ногтя.
- Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования пленки.
- Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы.
- Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности.
- Диметикон — разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-«сушках» для лака.
- Пластификаторы. Придают лаковой пленке необходимую эластичность и прочность. Часто используют: дибутилфталат и камфору.
- Дибутилфталат — надёжный и гарантированный пластификатор в лаках. Однако оказался под запретом в Евросоюзе из-за предполагаемого, но не доказанного негативного воздействия на организм. Американские производители, вслед за этим, перестали использовать этот ингредиент в лаках, заменив его трифенилфосфатом или пентанил диизобутиратом[6].
- Камфора — пластификатор натурального происхождения из камфорного дерева и других растений. В связи с неоднозначной реакцией организма человека на ингредиент[7], некоторые производители лаковых покрытий отказываются от использования его в составе своих лаков.
- Пигменты. Применяются натуральные и синтетические. Слюда, силикаты, диоксид титана, оксихлорид висмута, D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow, лимонная кислота.
- Слюда — естественный ингредиент, придает лакам эффект мерцания.
- Силикаты — способны контролировать консистенцию лака и одновременно предупреждать осаждение пигментов.
- Диоксид титана — самый распространенный пигмент, придающий лаку белый цвет и регулирующий все остальные оттенки цветов.
- Оксихлорид висмута — соль, придает различным лакам перламутровый эффект. Иногда для этой цели используют специальные глины и натуральный перламутр[6].
- D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow — пигменты натурального и синтетического происхождения различных цветов от красного до синего и черного.
- Лимонная кислота — эффективна как стабилизирующий агент.
Подгруппы лаков
Современные лаки для ногтей разделяются на несколько групп.
- Основа. Обычно наносится на ноготь в первую очередь и выполняет несколько функций — подготавливает поверхность ногтя для нанесения слоя основного лака, защищает ноготь от пожелтения при использовании цветных лаков тёмных цветов. Некоторые основы содержат добавки — частицы талька, шёлка или других веществ, заполняющих неровности ногтя. Существуют также лечебные основы, содержащие вещества для защиты от грибковых заболеваний, или вещества, помогающие росту и укреплению ногтя (с примесью эпоксидных или формальдегидных смол, а также поливинилбутирола; иногда с кальцием). Лечебные основы могут использоваться как совместно с декоративным лаком, так и самостоятельно.
- Цветной (декоративный) лак. Обычно наносится на основу и служит для придания ногтю нужного цвета. Сверху на цветной лак рекомендуется наносить слой защитного лака для предотвращения его отшелушивания. Часто наносится в несколько слоёв для придания ногтю более гладкого и блестящего вида.
- Защитный лак. Прозрачный лак, предназначенный для защиты нанесённого цветного лака или основы от растрескивания и шелушения. Высыхает быстрее основы, придаёт ногтям глянцевый блеск.
Лаки рекомендуется наносить на очищенную от жира и грязи поверхность ногтя (для этого используются специальные косметические средства) и дать каждому нанесённому слою просохнуть до конца.
Обработка ногтей, в том числе и с помощью лаков, на руках называется маникюром, а на ногах — педикюром.
Известные марки
Напишите отзыв о статье «Лак для ногтей»
Примечания
- ↑ Лукас А. «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», М., 1958, стр.87
- ↑ L.Borchardt, «Gebrauch von Henna im Alten Reiche», Zeitschrift fŭr Agypticshe Sprache, XXXV (1897), p. 168
- ↑ [www.revlon.com/Corporate/History.aspx www.revlon.org], Официальный сайт компании Revlon.
- ↑ 1 2 Статья «Что там, во флакончике лака?», журнал «Ногтевой Сервис» № 1/2001, стр.12.
- ↑ Статья «Лаки. Лаки. Лаки», журнал «NAILSPA» № 1/2008, стр.46.
- ↑ 1 2 3 Там же, стр.47.
- ↑ См. Камфора
- ↑ 1 2 3 Gonzalez, Alexandra [www.realsimple.com/beauty-fashion/skincare/hands-feet/nail-polish-brands-00100000080429/ The Best Nail Polish Brands] (англ.). RealSimple.com. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 3 [nailsandpolish.com/the-best-nail-polish-brands The best nail polish brands] (англ.). Nails & Polish. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Montell, Amanda [www.totalbeauty.com/content/gallery/best_nailpolish/p149302 10 Best Nail Polishes] (англ.). totalbeauty.com (13.9.2013). Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 [www.today.com/id/40606670#.UsgPbI1bv-U The 10 top-rated nail polishes. TotalBeauty.com shares the most popular colors for under $15] (англ.). TotalBeauty.com. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 3 Gold, Marissa [nails.about.com/od/nailpolish/tp/The-Best-3-free-And-Non-toxic-Nail-Polish-Brands.htm The Best 3-Free and Non-Toxic Nail Polish Brands] (англ.). About.com. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 3 4 Дубровин, Борис [www.modaicvet.ru/content/articles/luchshie-brendy-laka-nogtey/ Лучшие в мире бренды и коллекции лаков для ногтей]. Мода и Цвет. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 Devash, Meirav [www.allure.com/makeup-looks/2013/best-new-nail-polish-colors-for-fall#slide=8 The Top 8 New Nail Polish Shades for Fall] (англ.). Allure. Проверено 4 января 2014.
- ↑ 1 2 [www.cosmopolitan.co.uk/beauty-hair/10-of-the-best-nail-varnishes-89584 10 of the best… nail varnishes] (англ.). Cosmopolitan (18.03.2009). Проверено 4 января 2014.
Источники
- Ли Тоселли (Leigh Toselli). Полная энциклопедия маникюра & педикюра = A complete guide to manicure & pedicure. — М.: ЗАО «Издательская группа „Контэнт“», 2006. — ISBN 5-98150-065-4. (русс.), ISBN 1-84330-861-4 (англ.)
Отрывок, характеризующий Лак для ногтей
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.
5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.